Конспект урока литературного чтения для 1 класса "В.В. Бианки «Первая охота»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

В публикации представлен конспект урока Урок литературного чтения 1 класс

Тема – В.В. Бианки «Первая охота»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx157.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 1 класс

Тема – В.В. Бианки «Первая охота»

Цель урока:

Создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

Ход урока

1. Организационный этап. Включение в учебную деятельность.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их:

Слайд 2.

«Мы гостей с волнением ждали.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти».

- Покажите с каким настроением вы пришли на урок?                                                       - У кого прекрасное настроение, похлопайте в ладоши.

- Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись и приступим к работе.

2. Актуализация знаний.

- Поднимите руку, у кого дома есть питомцы.

- Расскажите о них.

3. Ориентировочно-мотивационный этап. Мотивация познавательной деятельности. Формирование темы и цели урока.

 - С творчеством каких писателей мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Толстой, Ушинский, Барто)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора.  Слайд 3

- Его зовут Виталий Валентинович …., а фамилию этого человека вы узнаете, если отгадаете кроссворд. Слайд 4 - 5

  1. На дворе горой, а в избе водой? (Сугроб)
  2. Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
  3. Зимой и летом одним цветом? (Елка)
  4. Висит сито – не руками свито? (Паутина)
  5. Без крыльев летят, без паруса плывут, без ног спешат? (Облака)
  6. Живет в лесу,

    Люди его боятся,

    Ухает, как разбойник,

    А он сам людей боится! (Филин)

По вертикали имя автора - БИАНКИ.

- Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве писателя 20 века-Виталия Валентиновича Бианки.   Слайд 6

- Постараемся определить, о чём писал Виталий Бианки? Прочитайте слова.

Слайд 7

МЕДВЕДЬ, СОРОКА, БЕРЕЗА, РОМАШКА, ОСИНА, ЯСТРЕБ, ВОЛК, РОЗА

- Распределите их на четыре группы.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц.

Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев.

К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

- Звери, птицы, деревья, цветы…Что это? Как можно назвать это одним словом? (Природа)

— Значит, о чём писал Бианки? (о природе).

- Давайте определим название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами.

- Для этого прочитайте слова.

-  Соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 8).

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

- Как называется это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока? (Виталий Валентинович Бианки "Первая охота").

(Слайд 9).

- В соответствии с темой сформулируйте чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

1. Познакомиться с творчеством и его произведением.

2. Учиться правильно, выразительно читать

3. Отвечать на вопросы

 4. Работа по теме урока

1) Биография В. Бианки (рассказывает учитель) по презентации

Слайд 10 - 13

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного орнитолога.

Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. ( слайд    )

Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.

   Свои рассказы писатель называл «сказки – несказки». ( слайд  )

   Герои В. В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком.

  Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.( слайд  )

Книжная полка. Выставка книг. Слайд 14

Физминутка. (Слайд 15)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём

   2)  Словарная работа(Слайд 16).

Отгадайте загадку.

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оторвет-

Другой наживет».

(Слайд 17).

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица – (пресмыкающиеся) небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).

- Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

- Она имеет интересную особенность. В случае опасности она отбрасывает хвост и быстро убегает. А хвост еще долго может двигаться сам по себе. 

3) Словарная работа. Слайд 18

  • я-щер-ка
  • под-крал-ся
  • ух-ва-тил-ся
  • из-вер-ну-лась
  • фыр-кнул
  • от-ра-щи-ва-ет

4) Первичное чтение. (Слайд 19)

- Сейчас я прочитаю Вам рассказ «Первая охота». Вы внимательно послушаете и назовёте мне ещё одного героя рассказа.

- Назовите ещё одно героя сказки " Первая охота".  (Это маленький щенок).

- Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

5) Физкультминутка. (Слайд 20)

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь! (Превращаемся в медвежат, в зайчиков, в кошечек)

6) Вторичное чтение и анализ текста.

- Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

- Где сидела ящерка? (На камне).

- Что она делала? (Она закрыла глаза и грелась на солнышке)

- Прочитайте, как об этом говорит автор.

- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

- Как щенок подкрался к ящерке? (Щенок тихонько подкрался к ящерке)

- Почему щенок тихонько подкрался к ящерке?

- Что сделала ящерка? (Извернулась)

- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

-Подтвердите ваши слова словами текста.

- За чем ящерка убежала под камень? (Она спряталась от щенка)

- Прекратил ли щенок свою охоту? (Нет)

- Что он сделал? Прочитайте, как об этом говорит автор? (Фыркнул щенок, бросил хвост…)

- Удалась ли охота Щенка? -  В каком предложении говорится об этом

(Да куда там!)  

- Какой знак стоит в конце предложения?

- С какой интонацией надо читать это предложение? (С восклицательной)

- Т. е. получается, что щенок радуется неудачной охоте. Но ведь это не так. Нужно совместить восклицательную интонацию с досадой.

Попробуйте это сделать.

7) Чтение текста по цепочке.

- Каким был щенок? (Щенок был неопытным, маленьким, любознательным и т. д.)

Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)

- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, знаний он не знал, что у нее отделяется хвост)

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

- Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»?

- Придумайте своё название. (Неудачная охота, Первый опыт…)

8) Итог урока. (Слайд 21)

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- О чём пишет в своих рассказах Бианки?

- Какой рассказ мы прочитали на уроке?

- Кто был героем рассказа «Первая охота»?

- Вам понравился рассказ?

- Хотели бы вы прочитать другие рассказы В.В.Бианки?

9) Рефлексия. (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 2 класс В.Бианки " Музыкант"

Данная разработка поможет детально разобрать произведение. Урок открытия новых знаний. Формирование навыков выразительного чтения....

Конспект урока литературного чтения 3 класс В. БИАНКИ "МЫШОНОК ПИК"

Цель деятельности учителя: Ознакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки, проанализировать рассказ "Мышонок  Пик"Планируемые результаты: предметные: знакомиться с творчеством В.Бианки; учиться пр...

Конспект урока литературного чтения 3 класс В. БИАНКИ "МЫШОНОК ПИК"

Цель деятельности учителя: Ознакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки, проанализировать рассказ "Мышонок  Пик"Планируемые результаты: предметные: знакомиться с творчеством В.Бианки; учиться пр...

Конспекта урока литературного чтения на тему: "В. Бианки «Мышонок Пик"" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс. Виталий Бианки "Первая охота"

План урока:I. Организационный момент.1 мин.II. Подготовительная работа перед  чтением нового произведения....

конспект урока литературного чтения 1 класс В. Бианки "Первая охота"

Данная разработка предназначается для учащихся 1 класса на урок литературного чтения. Конспект содержит различные формы и методы работы, направленные на формирование универсальных учебных действий:...