Рабочая программа по чтению для учащихся с РАС 1 дополнительный класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Иванова Офеля Расимовна

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказ Минобрнауки от 19.12.2014г № 1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15),  комплекта примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с РАС, 2016г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\чтение РАС.jpeg

  1. Пояснительная записка

1.1. Перечень нормативных документов и (или) методических  материалов,  на  основании  которых разработана  Программа  

(с указанием реквизитов)

Рабочая программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказ Минобрнауки от 19.12.2014г № 1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15),  комплекта примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с РАС, 2016г.

1.2.Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета

 Целью изучения учебного предмета в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:

  1. уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  2. формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  3. формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  4. развитие навыков устной коммуникации;
  5. формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;

1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ/УО и/или

индивидуальные  особенности  конкретного  обучающегося  с ОВЗ/УО

 Обучение чтению М.М. , учащегося  с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития. У учащегося проявляется: отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира. При попытках вовлечь М.М. в произвольную деятельность, у учащегося наблюдаются: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие; неадекватность, проявления негативизма; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания. Так же у учащегося  проявляются специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность, низкая сформированность  пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития М. М.  вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

1.4 Описание  коррекционной  направленности  (задач)  в  изучении

На уроках чтения в этот период ведется работа:

  1. по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
  2. формированию общеречевых навыков;
  3. по развитию слухового и зрительного восприятия;
  4. совершенствованию произношения и пространственной ориентировки;

В результате этой работы у обучающихся формируется:

  1.  умение выделять некоторые звуки;
  2.  определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с;
  3. создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе;
  1. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).  Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика».

На уроках чтения в этот период ведется работа по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения, формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. В результате этой работы у обучающихся формируется умение выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова, что позволяет познакомить их с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.

Содержание учебного предмета «Чтение» в дополнительном 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения звуков и букв в 1классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.

  1. Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Чтение» в 1 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета (РАС)

Предметные результаты АООП по чтению включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по чтению определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  1. дифференцировать два-три цвета;
  2. по образцу и с помощью учителя выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок;
  3. различать кто как голос подает, имитировать голоса;
  4. составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
  5. выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
  6. различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  7. читать двухзвуковые слоги и слова из изученных букв;

Достаточный уровень:

  1. дифференцировать шесть основных цветов, называя их.
  2. выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;
  3. дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  4. составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  5. определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  6. делить слова на слоги;
  7. определять первый звук в слове;
  8. различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  9. составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв4

10.четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  1. принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
  2. положительное отношение к школе;
  3. развитие мотивации к обучению;
  4. развитие элементарных представлений об окружающем мире;
  5. овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
  6. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  7. развитие положительных свойств и качеств личности;

Планируемые результаты коррекционного курса

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  1. дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
  2. выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок по образцу;
  3. дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
  4. составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
  5. определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
  6. делить слова на слоги;
  7. определять первый звук в слове;
  8. различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
  9. составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
  10. четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки, заученные с голоса учителя;
  1. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Чтение» в дополнительном 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие; 2) подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения: Букварный период представлен разделом: обучение грамоте (1 этап). Начало изучения звуков и букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте, что создает условия для освоения обучающимися слогового чтения, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения чтению в 1-м классе.

  1. Учебно- тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела

Примечание

1

Подготовка к усвоению грамоты

9 ч

Различение и называние основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Составление из цветных полосок по образцу буквенных знаков печатного шрифта (А, У, О, М, С, Х) без их называния.

 Подбор одинаковых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных по цвету или величине. Составление из геометрических фигур по образцу схематических изображений предметов.

 Выработка умения показывать и называть предметы (2-3) и их изображения в заданном порядке слева направо.

 Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (3-4) по цвету, форме или величине.

   Различение звуков окружающей действительности. Кто и как голос подает? Слушание и разучивание с голоса коротких стихотворений, с обыгрыванием голосов животных, инсценировкой действий. Игры с движениями, направленные на восприятие звуков речи. Выделение первого звука в слове. Умение выделять нужный звук в слове. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

  Вдох-выдох. Пропевание гласных на выдохе. Поддувание ватных шариков, бумажных корабликов, самолетиков, султанчиков и др. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения для губ, щек, языка (надуть щёки, губы трубочкой, овалом, улыбнуться, язык лопаткой, жалом, вверх, вниз, облизать губы и др.).

Работа над звукопроизношением.

  Артикуляционные упражнения на развитие, уточнение и совершенствование движения и положения основных органов речи, участвующих в образовании отдельных звуков. Отработка произвольного произношения звуков:

- простых по артикуляции согласных: губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т), заднеязычных (к, г, х);

- гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и, о, у, в, ф, т, д, н);

- отработка трудных для произношения звуков - шипящих, сонорных,- после их постановки и автоматизации на логопедических занятиях.

  Упражнения на закрепление правильного произношения звуков в речи: качаем куклу а-а-а, еж фыркает ф-ф-ф, напевание строчек из народных колыбельных, песен (баю-баю-баю, куколку качаю; та-та-та, та-та-та, мы везем с собой кота и др.); проговаривание четверостиший, фраз, в которых повторяется определенный звук.

  Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений (из 2-3 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Речевое развитие.

2.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения

26 ч

Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Речевое развитие.

3.

Букварный период.

Обучение грамоте

31 ч

1 этап

  Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.) Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. Образование и чтение простых слов из изученных слоговых структур.

Развитие внимания, памяти, мышления. Речевое развитие.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебники, учебные пособия

  1. Специальных учебников для обучающихся с УО по чтению нет, адаптирован материал учебников для общеобразовательных школ. Учебник. Литературное чтение. 1 класс.  Климанова Л. Ф, М. Просвещение, 2015 г
  2. Дидактический материал для занятий в добукварный и букварный период.
  3. Компьютер.

          Приложение:

Календарно – тематическое планирование

№ урока с начала учебного года

№ урока

по теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Раздел 1.  Подготовка к усвоению грамоты

1

1

Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.

2

2

Звуки окружающей действительности. Неречевые звуки.

3

3

Дифференциация неречевых звуков.

4

4

Речевые звуки. Кто как голос подает?

5

5

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.

6

6

Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины.

7

7

Слушание стихотворения А.Барто «Зайка». Соотнесение текста и картинки.

8

8

Воспроизведение стихотворения А.Барто «Зайка» по опорным картинкам.

9

9

Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи.

Раздел 2. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения

10

1

Знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением.

11

2

«Чтение» слов, зафиксированных условно-графическим изображением.

12

3

Различение предмета и слова, его называющего.

13

4

Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы.

14

5

Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы.

15

6

Дифференциация слов, сходных по звучанию.

16

7

Повторение изученного за I четверть.

17

8

Закрепление изученного.

18

9

Знакомство с предложением и его условно-графической схемой.

19

10

Фиксация предложений условно-графической схемой.

20

11

Составление предложений из 2 слов на основе демонстрации действий.

21

12

Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку.

22

13

Составление предложений из 3 слов на основе демонстрации действий.

23

14

Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку.

24

15

«Чтение» предложений, зафиксированных условно-графической схемой.

25

16

Деление предложений на слова.

26

17

Деление двусложных слов на части.

27

18

Фиксация частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».

28

19

Дифференциация односложных и двусложных слов.

29

20

Выделение первого ударного гласного звука в слове.

30

21

Выделение первого ударного гласного звука в слове.

31

22

Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове.

32

23

Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука.

33

24

Повторение материала, изученного за II четверть.

34

25

Повторение материала, изученного за I полугодие.

35

26

Выделение первого согласного звука в слове.

Раздел 3.  Букварный период. Обучение грамоте.

36

1

Выделение первого согласного звука в слове.

37

2

Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове.

38

3

Подбор слов, начинающихся с заданного звука.

39

4

Звук и буква А. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

40

5

Звук и буква А. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

41

6

Звук и буква У. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

42

7

Звук и буква У. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

43

8

Образование и чтение слов а-у, у-а.

44

9

Звук и буква М. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

45

10

Звук и буква М. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

46

11

Образование и чтение закрытых слогов с буквой м (ам, ум).

47

12

Образование и чтение открытых слогов с буквой м (ма, му).

48

13

Звук и буква О. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

49

14

Звук и буква О. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

50

15

Образование и чтение закрытых слогов ам, ум, ом.

51

16

Образование и чтение открытых слогов ма, му, мо.

52

17

Повторение материала, изученного за III четверть.

53

18

Повторение материала, изученного за III четверть.

54

19

Звук и буква С. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

55

20

Звук и буква С. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

56

21

Образование и чтение закрытых слогов с буквой с (ас, ус, ос).

57

22

Образование и чтение открытых слогов с буквой с (са, су, со).

58

23

Составление и чтение слов из 2 слогов (ма-ма, му-му, о-са).

59

24

Звук и буква Х. Выделение звука в начале слова и фиксация его буквой.

60

25

Звук и буква Х. Чтение буквы, выделение звука/буквы в словах.

61

26

Образование и чтение закрытых слогов с буквой х (ах, ух, ох).

62

27

Образование и чтение открытых слогов с буквой х (ха, ху, хо).

63

28

Составление и чтение слов из 2 слогов (у-хо, у-ха, му-ха).

64

29

Составление слов из заданных слогов и дополнение слова  слогом с опорой на картинку.

65

30

Повторение материала, изученного за II полугодие.

66

31

Повторение материала, изученного за год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учашищхся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...