Урок по литературному чтению "На что похожи облака".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Знакомство с жанром литературы - этюд, использование в творческой работе сравнения для создания художественного образа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "На что похожи облака"23.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Открытый урок по литературному чтению

на тему

«На что похожи облака?»

(сочинение этюда)

                                                                         

                                                                       

                                                                                                  Учитель: Кусочкина Е.В.

                                                                                                  Класс: 3Б

                                                                                                  Проведено: 16.10. 2019.

Волоколамск 2019

План сочинения - этюда об облаках.

Тема: «На что похожи облака?».

Цель: - познакомить со свободным жанром литературы - этюдом;

  • умение использовать в творческой работе такое изобразительное средство, как «сравнение», чтобы создать художественный образ;
  • использовать опыт мастеров слова;
  • умение составлять словарик слов на тему;

Оборудование: рисунки облаков (на доске), собственные рисунки учащихся, словарь Ожигова, стих С. Михалкова «Облака», карточки - таблицы, словарик - «Речевичок».

  1. Предварительная подготовка.

Прогулка в парк. Наблюдения за небом.

  • Какое сейчас небо? Выбирай красивые, точные слова. (тревожное, печальное, синее - синее, голубое, чистое, лазурное, ласковое)
  • Посмотри на небо, какими ты видишь сегодняшние облака? Пофантазируй! Подумай с чем можно сравнить облака, плывущие по

небу.

  • Придумай сказку, в которой главное действующее лицо - облако.
  • Что видит оно сверху?
  • Какие приключения ждут его?
  • Что доброго может сделать облако?

Составление словаря: «Речевичок».

  • Записать слова, образные выражения, синонимы, антонимы, помогающие рассказать об облаках.

Задание: нарисуйте облака; опишите их, пользуясь сделанным рисунком и словами из словарика.

  1. Знакомство с новым жанром - этюд.
  • На предыдущем занятии вам предлагалось понаблюдать за плывущими облаками и представить необычную картину преображения облаков в разные фигуры.
  • Сегодня об этом вам напомнят ваши рисунки и стихотворение С.Михалкова «Облака».

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

 Целые,

Дырявые,

Лёгкие,

Воздушные –

Ветерку послушные.

 На полянке я лежу,

                                              Из травы на вас гляжу.

                                              Я лежу себе, мечтаю:

Почему я не летаю

 Вроде этих облаков,

Я - писатель Михалков?

Это было бы чудесно, Чрезвычайно интересно,

 Если б облако любое

Я увидел над собою

И движением одним

Оказался рядом с ним!

Это вам не самолёт,

 Что летает «до» и «от» -

«От» Москвы «до» Еревана

Рейсом двести двадцать пять.

Облака в любые страны

Через горы, океаны

Могут запросто летать:

 Выше, ниже - как угодно!

Тёмной ночью - без огня!

Небо всё для них свободно

 И в любое время дня.

Скажем, облако решило Посмотреть Владивосток

 И поплыло,

И поплыло...

Дул бы в спину ветерок!

Плохо только, что бывает,

 Вдруг такая ерунда:

 В небе облако летает,

А потом возьмёт растает,

 Не оставив и следа!

Я не верю чудесам,

 Но такое видел сам!

Лично! Лёжа на спине.

Даже страшно стало мне!

- Сегодня нам предстоит написать сочинение, которое называется Этюд.

- Воспользуемся словарём Ожигова и познакомимся с толкованием слова «этюд».

(у детей на партах отпечатано определение слова «этюд»)

«Этюд - это название некоторых произведений небольших по объёму, посвященных частному вопросу.»

Ш. Особенности жанра (карточки на каждой парте).

1.

Объем этюда

Небольшое сочинение

2.

Тема этюда

Зарисовка о природе, человеке, его чувствах

3.

Авторское отношение

Обязательно присутствует

4.

Главное в содержании

Выделение какого - либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления

5.

Важная особенность

Незавершенность этюда; он может быть частью другого произведения

Обсудить с учениками каждый пункт.

- А сейчас я вам предлагаю послушать об облаках, какими увидели их известные писатели:

«По ясному небу едва - едва неслись высокие и редкие облака, изжелта - белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса...» И.С.Тургенев.

«По синему - синему небу плыли облака, словно кручи снега». А.Н. Толстой

«Из - за холмов неожиданно показалось пепельно - серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово - и нахмурилось. А.П. Чехов.

«Облака медленно плыли, как стая огромных птиц. Г.Скребицкий.

«Облака плывут неторопливо, лёгкие как тополиный пух». Н.Полякова.

IV. Творческая работа.

         - Напишите небольшое сочинение. Первые строки будут звучать так:

        «Эти облака похожи на …

 (работе отводится от 10 до 20 минут)

- Прочитать работы самостоятельно (для себя).

  1. Чтение этюдов учеников в классе.
  • Прочитать свою работу в классе:
  • с чем сравнивается облако и на каком основании;
  • достоинства и недостатки;
  • учтены ли особенности жанра, и соотнести их с прочитанными работами;
  1. Анализ сочинений.

Новые критерии для оценивания творческой работы:

  1. оригинальность в раскрытии темы;
  2. умение создать интересный образ;

  1. необычность авторского языка;

Литература:

  1. Н.Г.Кувашова «Сочинения для учащихся 1-3,

1-4 классов». Волгоград «Учитель»2000.

  1. Е.И.Матвеева «Литературное чтение 1-4:

учим младших школьников писать сочинения разных жанров». Издательство «Эксмо» М. 2007.

  1.     В.Ю.Свиридова учебник «Литература 1класс». Самара 1998г.
  1. С.Михалков - Сборник стихов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

  ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор:  Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион:  Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...

Урок окружающего мира по теме: Разнообразие облаков"

Урок "открытия" новых знаний  2 класс...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Как поймать облако"

Конспект урока "Как поймать облако" по литературному чтению, посвящен 2017 году "Году Кино"....

Конспект и самоанализ урока по литературному чтению. Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»

Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально от...