Программа экспресс-обследования готовности к обучению грамоте
материал по чтению

Царевская Елена Геннадьевна

Материалы предназначены для учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа экспресс обследования

готовности к обучению грамоте

    Начальное образование эффективно, то есть,  направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников.

    Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.

    Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.

    В настоящее время у значительного числа первоклассников уровень готовности достаточно низкий, что приводит к нарушениям чтения и письма. Это можно предупредить продуманной системой обучения, основанной на раннем прогнозировании трудностей овладения грамотой. То есть выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии (нарушениям чтения и письма) еще до начала обучения в школе.

    Можно выделить три основные группы показателей готовности к успешному овладению чтением и письмом.

I.Соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом слова).

II. Достаточная степень развития ряда неречевых функций        (зрительного и

пространственного восприятия, эрительно-моторных         координаций, общей и мелкой моторики).

III.Определенный уровень общего (интеллектуального, деятельного,

личностного) развития ребенка.

    В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом разработана система экспресс обследования, проводимого до начала школьного обучения.

   Программа обследования включает следующие разделы:

I. Слухоречевая память. Ребенку предлагается прослушать, запомнить и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного звукового состава и слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения говорит о низкой готовности по этому параметру.  Варианты предложений:

а) Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. (9 слов)

б) Когда я пойду в школу, научусь читать, писать и считать. (10 слов)

II. Звукопроизношение и слоговая структура. Отмечается произношение звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, замены, смешения букв, пропуски, перестановки звуков и слогов. Для обследования используются картинки.   Речевой материал:

с - сок, миска, слон, мост, автобус, велосипед, велосипедист

з - зуб, замок, зонт, стрекоза, кукуруза, запропастился Везет Сеня Саню с Соней на санках.  У Зины красивый зеленый зонтик.

ц - цепь, цапля, курица, прицеп, мастерица, милиционер Цыплята и курица пьют чай на улице; с - ц   Бедным курицам не спится, если им лисица снится.

ж - жук, кожаный,  зажужжал;  ш - школа, кошелек, шоколад, пешеход

с - ш  Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

з - ж   На зеленой ёлочке зажглись жёлтые звездочки.

ч - чай, качели, ключ, коричневый, гречневая

щ - щука, плащ, пещера, угощение, трещотка

ч – щ  Щёткой чищу я щенка; ч - ш  Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

ч - с  часы, сейчас, сосчитать, чистописание

р - рак, руки, горка, самовар, портфель, транспорт; Роет норку серый крот, разоряет огород.

л - лук, полы, стол, полотенце, клубника; Около лодки два весла.

р - речь, гречка, рисунок, кремовый; л - лента,  склеить, самолет, улетели

л - р рояль, Лариса, корабль, разрешили, балерина; Взял Валерка тарелку. Вёз корабль карамель;  л –й   Яна, еловый, пою. Клара у Вали играет на рояле.

Приложение 1

III. Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

а) услышать наличие звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком);

б) придумать слово с заданным звуком;

в) определить наиболее частотный звук в стихотворении:

- Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

- Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

г) отобрать картинки с заданным звуком

д) запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых ребенком звуков, оппозиционных по звонкости — глухости, твердости — мягкости: за—са—за,        да—та—та,  лу—лю—лу, шу—шу—жу,        то—та—то

   Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности к обучению грамоте.

  О сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом можно говорить, если ребенок выполняет следующие задания:

а) выделяет последовательно звуки в словах (мак, стол, муха, радуга)

б) определяет, какими звуками (буквами) различаются слова:

сом — дом, кот — кит.

IV. Словарный запас и грамматический строй речи:

1) Подбор прилагательных к существительным мужского, женского и среднего рода:   помидор какой? морковь какая? яблоко какое?

2) Подбор существительных к прилагательным (с опорой на картинки):

  синий ..., синее..., синяя …

3) Называние частей предмета по показу: рама, форточка, стекло, подоконник.

4) Подбор слов с противоположным значением с использованием картинок.

5) Употребление обобщающих слов:

одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, транспорт, овощи, фрукты, деревья, цветы (по картинкам и без них).

6) Образование множественного числа существительных: стол — столы, стул — стулья, город — города, голова — головы.

Царевская Елена Геннадьевна

Приложение 1

7) Постановка существительных множественного числа в родительном падеже: цветы - много цветов (карандашей, кресел, ручек, портфелей, колец)

8) Образование прилагательных от существительных: коробка из картона — картонная, платье из шерсти - ... , каша из гречки - ... , варенье из слив - …

9) Образование притяжательных прилагательных:

берлога медведя — медвежья, уши зайца - ... , хвост лисы – …

10) Название детенышей животных: у лисы — лисята, у коровы - ... , у лошади - ...

11) Использование в речи предлогов. Рассказать о действиях учителя (ручку кладем в тетрадь, достаем из тетради, кладем под тетрадь, достаем из-под тетради).

V. Связная речь. Установить последовательность серии картинок, составить по ним рассказ (3-4 картинки). Неумение установить логическую последовательность событий, речевые ошибки при составлении рассказа говорят о низкой готовности к построению связных высказываний.

VI. Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы собственного тела. Проверяется ориентировка «право-лево» на листе бумаги. Речевая проба Хеда: достань левой рукой правое ухо, покажи правой рукой левое колено. Графический диктант: проведи вправо одну клетку, вверх две клетки и т.д.

VII. Моторика и эрительно-моторные координации. Срисовывание группы точек (лист нелинованный). Срисовывание фразы, написанной письменными буквами:                                      

 Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом 2 — З букв говорит о низком уровне развития данного компонента.

VIII. Зрительное восприятие. Ребенку предлагают лист, где изображения нескольких предметов наложены друг на друга и просят перечислить то, что он видит. Предлагают незавершенный контур предмета и просят назвать недорисованный предмет, либо предмет без определенной части (машина без колеса, часы без стрелок). О низком уровне развития зрительного восприятия говорит неумение выделить все объекты, наложенные друг на друга и определить недостающие части предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению и обучению грамоте...

Рабочая программа для 1 класса по обучению грамоте (УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа  для 1 класса по обучению грамоте Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков  .УМК "Перспективная начальная школа"...

Программа по русскому языку и обучению грамоте по системе Л. В. Занкова для 1 класса. Автор учебника А. В. Полякова в соответствии ФГОС

Данная рабочая программа расчитана на обучение грамоте - 61 час и уроки русского языка -38 часов  с  тематическим  планированием уроков....

Рабочая программа по литературному чтению и обучению грамоте в 1 классе по системе Л. В. Занкова

Рабочая программа предназначена для обучения грамоте, развитию речи и литературному чтению на базовом уровне.  В соответствии с учебным планом школы на изучение литературного чтения выделено 2 ча...

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

В данной статье автор дает определение одному из когнитивных компонентов структуры формирования письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы.Содержание экспериментальной методики исс...

Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей

Презентация по теме "Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей (ОВЗ)"...