А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный..." (Пролог к поэме "Руслан и Людмила")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елена Вячеславовна Рыжова

     Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

                    «У лукоморья дуб зелёный…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.           3 класс

Тема:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

 ( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )

Учитель: Рыжова Елена Вячеславовна

Материал.               А.С.Пушкин.   Отрывок из поэмы «Руслан и        Людмила»

                                 «У лукоморья дуб зелёный…»

Литература.             Учебник «Литературное чтение 3 класс»

                                  Тетрадь по литературному чтению №1.

                                  Сказки А.С.Пушкина

Цель:

     Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

                    «У лукоморья дуб зелёный…»

Задачи:

  1. Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.

  1. Формировать умение работать со стихотворным произведением.

  1. Обогащать читательский опыт детей.

  1. Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.

  1. Формировать читательские умения, используя такие виды работы:

а) аналитическое чтение

б) выборочное чтение

в) поисковое чтение

  1. Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.

  1. Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.

  1. Учить выразительному чтению.

  1.  Учить работать в исследовательских группах

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявление читательского опыта.

Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.

Какие из них относятся к фольклору?

  1. Постановка учебной задачи.

Когда я шла сегодня  на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.

         

  1. Актуализация знаний.

1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?

-- Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?

Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.

         

             Смотрю на пушкинский портрет,

             Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…

             О чём задумался, поэзии кумир:

             Проникнуть бы в его душевный мир…

             Витают мысли над кудрявой головой.

             Он что-то шепчет Музе,

             Рифм рождая строй.

   

            Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.

              2) Работа с учебником.

 Прочитайте 1 абзац вводной статьи.

                   

                   Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью  и меткостью русского языка.

         -- У кого он этому учился?   Кто рассказывал сказки будущему поэту?

 

  1. Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.

-- Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?

Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.

      К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:

                    Мастерица ведь была

                    И откуда что брала!

                    А куды разумны шутки,

                    Приговорки, прибаутки,

                    Небылицы, былины

                     Православной старины!..

                     Слушать, так душе отрадно,

                     И не пил бы, и не ел,

                     Всё бы слушал да сидел.

                     Кто придумал их так ладно?

Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,

Нас пушкинских сказок ждёт городок.

  1. Работа детей в группах.

Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.

Гр.№1    Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.

                          Жанры произведений

                             А.С.Пушкина

                 -- Расскажите 1 стихотворение Пушкина.

Гр. №2     Какие сказки П. вы знаете?

-- Какой ещё не исследован жанр?

-- Послушайте первую строку одного из произведений:

       «У лукоморья дуб зелёный…»

-- Из какого произведения эта строка?

Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.

-- Что такое поэма?

   

Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»

  1.   Первичное усвоение новых знаний.

У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.

Послушайте его.

-- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

  1. Проверка понимания.  Работа с текстом.

                                                                                                                                                                        А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.

1) Работа с первой частью пролога.

-- Вы будете читать вслух сами первую часть.

-- Какой темп и тон выберете?

Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»

               От этого нянина кота и происходит «кот учёный»

-- Почему кот учёный?

В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн

-- Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?

-- Что такое «лукоморье»?

Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.

  1. Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.

Давайте выясним значение некоторых слов.

            Словарная работа.

Как понимаете:

На неведомых дорожках –

Следы невиданных зверей –

Лес и дол видений полны –

О заре –

Витязь –

Брег –

Чредой выходят –

Мимоходом –

Пленяет –

Царевна тужит –

Над златом чахнет –

Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.

3)  Выразительное чтение.

Передайте свои чувства при чтении.

( 4 группа )

-- Каких сказочных героев вы увидели?

-- Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?

-- Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?

   Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.

Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.

-- Чем ещё похоже вступление на народную сказку7

Обратите внимание на глаголы.  Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.

-- В каком времени стоят глаголы?

Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».

Что всё происходит на самом деле.

  1. Поисковое чтение.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.

Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.

Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»

-- Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?

-- Как вы объясните эти слова?

-- С какой интонацией надо читать эту строку?

     

Прочитайте.

-- Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?

               В этом месте надо делать паузу.

  1. Прочитайте концовку пролога.

 -- Какую концовку из других сказок она вам напоминает?

-- Какие сказки часто так заканчиваются?

                   Приведите пример.

-- Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?

  1. Первичное закрепление.

Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?

Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»

  1. Рефлексия.

Как грамотно назвать изученное произведение?  Дополните предложение словом.

…………… к поэме «Руслан и Людмила».

-- Что такое пролог?

-- Какое настроение у вас в конце урока?

  1. Домашнее задание.

      Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?

Материалы к уроку.

Задание для 1 группы.

Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.

Задание для 2 группы.

Какие сказки Пушкина вы знаете?

1.______________________________________________________

2. _____________________________________________________

3.______________________________________________________

4. ______________________________________________________

5.______________________________________________________

6. _____________________________________________________

Найди сказки Пушкина.

Задание для 3 группы.

Что такое «Лукоморье»?

Воспользуйся дополнительной литературой.

Построй ответ:

  1. На какой вопрос надо ответить?
  2. Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
  3. Прочитай самое интересное из данной статьи.

Задание для 4 группы.

Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:

Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________

Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________

Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________

Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

Поэму «Руслан и Людмила» считают лучшим  произведением А.С. Пушкина. Её любят взрослые и дети, а вступление к ней каждый помнит наизусть.Цель этой презентации - рассказать об истории создания поэ...

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир"  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....

Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)

Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)...

А.Пушкин. Лукоморье

Помощь учителю. Презентация к уроку литературного чтения 2 класса....

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"

План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...

Урок литературногочтения2 класс.А.С.ПушкинУ Лукоморья дуб зелёный.

Цели урока:1) помочь ребёнку стать исследователем.                      2) подвести к осознанию...

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин. Знакомство с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

Урок литературного чтения по теме: «А.С. Пушкин.  Знакомство с отрывком из поэмы«Руслан и Людмила». 2 класс...