Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гордеева Оксана Николаевна

Конспект урока литературного чтения на тему "Лебёдушка С.А. Есенина" 4класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»

Цели урока:

  • Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”.
  • Формировать представление о поэзии С.Есенина.
  • Учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору.
  • Формировать навык выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к природе, всему живому.

Тип урока: комбинированный, с использованием новых информационных технологий.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

                Оборудование урока:

1) Презентация «Краткая биография С. Есенина»;

2) - музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший», Музыкальная постановка (Matrix Rob D.), аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

Ход урока

Слайд 2.

  1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Актуализация опорных знаний

 Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

-выразительное чтение стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь».

-оцените , пожалуйста выразительное чтение.(оценивают)

 

  1. Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший..»)

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Отгадывают ребус на доске (Есенин  НЕСИНЕ)

-поставьте в оценочные листы 1 бал за правильный ответ.(оценивание)

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

 Рассказ о Есенине   (Презентация «Биография С.Есенина»)  (Лиза подготовила)

Слайд 5 .

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Слайд 6.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Слайд 7, 8.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 9, 10.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Слайд 11, 12.

Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина этого срока пришлась на творчество. Но и за это время он достиг многого, и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

У.:  Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

-Ребята, оцените работу Лизы.(оценивают)

  4.Сообщение темы урока. Определение целей урока. 

Слайд 13.

 -  Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 14.

Прочитайте название стихотворения.

По названию произведения можно предположить как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова). 

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи.

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

Слайд 15.

Что интересного вы знаете о птице лебеде? (Олеся подготовила рассказ)

Слайд 16.

Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь. 

Символ целомудрия и грациозности, гордости и красоты, лебедь часто встречается в мифах и сказках.

Однажды Фаэтон, сын бога Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не справился и чуть не испепелил землю огненным жаром. Опасаясь, что Фаэтон погубит землю, Зевс поразил его молнией. Из сострадания Аполлон превратил юношу в лебедя, а его изображение поместил среди других звезд (созвездие Лебедь). Сам Аполлон часто летал из солнечной Эллады далеко на север в страну гипербореев в колеснице, в которую впряжены белые лебеди.

В другом мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.

У греков было поверье, что лебеди перед смертью взлетают к солнцу с последней

Слайд 17.

 Восприятие стихотворения.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.(прослушивают стихотв.)

- Какие чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

- Кто главные герои стихотворения?  

- Почему автор  называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

-Что напоминает вам это стихотворение?  (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

  -Какой жанр русского фольклора?

-А где еще встречается напевное и протяжное чтение? (в былинах)

Что такое былина?

Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

 Словарная работа.

Слайд 18, 19.

А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком. (подготовил Стас)

ватага - шумная толпа, сборище;
заводь - небольшой залив в реке;
затон - вдавшийся в берег речной залив;

дозорила – стерегла, охраняла;

-хоронились – прятались;

не чуяла – не чувствовала;

доблестный – храбрый, отважный;

пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;

колыхалось – качалось;

-Оценим старания Стаса (оцениваю)

-Ребята в тексте также встречаются эпитеты, что это такое?

 Эпитет-это непростое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, события, предмет.

Егор нашел и дал толкование эпитетам:

  • покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

  • тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;
  • молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
  • трава шелковая – нежная;
  • тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
  • росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
  • цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

-Оцените работу Егора(оценивают)

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

Слайд 20.

5.Работа над содержанием текста.

 Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки).

-Ребята, на сколько частей можно разделить стихотворение? (на 4)

-Давайте озаглавим каждую из частей.

-описание природы;

-прогулка Лебедушки с лебежатами;

-появление орла;

-смерть Лебёдушки.

Слайд 21.

6. Физминутка.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно погибаем

     Вправо, влево мы нагнулись,

     До носочков дотянулись.

     Плечи вверх, назад и вниз.

     Улыбайся и садись.

Слайд 22.

Исследовательская работа.

-Настя  провела небольшую исследовательскую работу и узнала о происхождении слов «лебедь» и «орёл».

Этимология слова «Лебедь»

Древнерусское – лебедь.

Слово известно с XI в. в значении «белый».

Этимология слова «Орёл»

Слово «орёл» родственно греческому «орнис» — «птица», литовскому «erelis» — «орел».

Исходно орел — «большая птица» .

Оцените работу Насти (оценивают)

СИНКВЕЙН

Работа в парах составить синквейн со словом : ЛЕБЕДЬ, ОРЕЛ

Оценка синквейна

Слайд 23.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.

Работа в парах 1 группа. Найдите, запишите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Работа в парах 2 группа. Найдите, запишите  и прочитайте сравнения :

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел –точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

-Оцените работу(оценивают) сколько нашли сочетаний столько баллов выставляем.

-Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

-Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

-Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? (Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.)

-Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

-Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

-Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

Птица рада весне, а младенец матери.

При солнышке тепло, при матери добро.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мамина молитва со дна моря вынимает.

-Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

-Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит

любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

 

Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

7. Рефлексия. Слайд 24.

Оцени свои действия на уроке.

Какое высказывание тебе ближе?

8. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

-Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).

Подсчитывают количество баллов

9. Домашнее задание.

1. Стр. 120 – 125 (читать выразительно, без ошибок).

2. Подобрать несколько коротких пословиц о любви к матери.

3. По желанию нарисовать рисунок.

Оценочные листы к уроку «Лебедушка» С.А.Есенин

Задания

Лиза

Настя

Олеся

Стас

Егор

проверка д/з

ребус

Презентация (Лиза)

рассказ про лебедей (Олеся)

словарная работа(Стас)

толкование эпитетов (Егор)

исследовательская работа (Настя)

работа в парах синквейн

работа  в парах олицетворение

работа в парах сравнение

своя история

ИТОГО

Оценочные листы к уроку «Лебедушка» С.А.Есенин

Задания

Лиза

Настя

Олеся

Стас

Егор

проверка д/з

ребус

Презентация (Лиза)

рассказ про лебедей (Олеся)

словарная работа(Стас)

толкование эпитетов (Егор)

исследовательская работа (Настя)

работа в парах синквейн

работа  в парах олицетворение

работа в парах сравнение

своя история

ИТОГО

Оценочные листы к уроку «Лебедушка» С.А.Есенин

Задания

Лиза

Настя

Олеся

Стас

Егор

проверка д/з

ребус

Презентация (Лиза)

рассказ про лебедей (Олеся)

словарная работа(Стас)

толкование эпитетов (Егор)

исследовательская работа (Настя)

работа в парах синквейн

работа  в парах олицетворение

работа в парах сравнение

своя история

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения " Сивка-бурка" для з класса.

Программа ,,Школа России’’. 3 класс . Уровень образования: начальное общее образование.Конспект урока - исследования по литературному чтению.Тема урока ,,Русская народная сказка  ,,Сивка- б...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения, проведенного во 2-м классе, по теме «Колыбельные песни»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Колыбельные песни". УМК "Школа 2100"...