«СОЧЕТАНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ФАНТАСТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СКАЗКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО "ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

  Литературное чтение, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 В 4 КЛАССЕ

«СОЧЕТАНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ФАНТАСТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СКАЗКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО "ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»

                                                                                                                 

                                                             

Выполнила: Османова Елена Леонидовна,

учитель начальных классов

Объячево

Тема урока «СОЧЕТАНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ФАНТАСТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СКАЗКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО "ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»

Цель урока: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», развивать интерес к механике, разграничивать реальное и фантастическое в сказке.

Задачи

Образовательные:

 – создать условия для знакомства учащихся с научно-познавательной сказкой В. Ф. Одоевского "Городок в табакерке";

– обеспечить осознанное восприятие сказки.

Развивающие:

 Способствовать

умению анализировать текст и находить в нем языковые средства выразительности;

развитию мотивации на вдумчивое чтение художественной литературы;

совершенствованию навыков выразительного чтения;

развитию и обогащению памяти, мышления, внимания, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к литературному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные:

– читать осознанно, выразительно, без ошибок.

– работать с текстом: описывать героя, сюжет произведения;

– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Личностные:

Проявлять:

– интерес к чтению;

– свои чувства при анализе произведения;

– интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

–  уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

 – выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

– уметь слушать и понимать речь других.

– оформлять свою речь в устной и письменной форме.

– уметь работать в паре.

– уметь находить в тексте ответы на вопросы.

– уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ произведений.

– уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент. Сообщение темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарная работа.

IV. Чтение сказки детьми по цепочке.

V. Первичное восприятие текста сказки.

VI. Вторичное восприятие сказки.

VII. Физкультминутка.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературного чтения.  Сегодня мы переходим к изучению нового раздела. Прочтите его название на стр. 157 нашего учебника.

Как вы понимаете, что такое литературные сказки
 Сегодня мы познакомимся с одной из таких сказок. Называется она «Городок в табакерке», а написал ее Владимир Федорович Одоевский (1803- 1869).

(Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского).

Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

Табакерка – коробочка для табака
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг
Горка стеклянный шкаф, где хранится посуда
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Свод - верхняя часть помещения купол, который сводится в одну точку

Много в сказке устаревших слов:
Счесть нельзя – сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Досадно – обидно 
Авось - может быть
С сими словами – с этими словами

Индо – даже

Опамятоваться – опомниться

По названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но табакерка эта не простая, она музыкальная 

Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию 

 

О чем эта сказка? 

– Вам понравилась эта сказка? Что именно понравилось? Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке? Почему так называется эта сказка?

– Кто желает кратко пересказать эту сказку.

(Краткий пересказ сказки одним или двумя учениками по очереди).

– Ребята, кто может сказать, что значит слово реальность?

– А слово фантастика?

– Можно ли сказать, что в сказке "Город в табакерке" есть элементы и реальности и фантастики?

– Прочитайте отрывки, о которых можно сказать, что они реальны.

– Скажите, а что фантастического в этой сказке?

– Как связаны реальные и фантастические моменты сказки, чем Мише помог сон?

– С творчеством какого писателя мы сегодня с вами познакомились?

– Чему учит сказка "Город в табакерке"?

Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь, исследуя табакерку?

– Понравились ли вам сказка?  Почему?

– Ребята, дома прочитайте сказку еще раз, на следующем уроке будем читать по ролям.

– Всем спасибо за работу! УРОК ОКОНЧЕН!

  «Литературные сказки»

Высказывают свои предположения

Читают по цепочке

Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной шкатулки. Он ласковый и вежливый мальчик, слушается отца. 

– То, что было или есть на самом деле.

– Что -то вымышленное, нереальное, то чего не может быть.

– Да, можно.

Читают, о мальчике, об отце, маме, о том как отец показал Мише табакерку...

– Сон мальчика о волшебном городе.

– Миша очень хотел узнать устройство табакерки, каким способом там играет музыка. Под музыку он уснул и увидел сон, практически о том, как устроена табакерка и как оттуда исходит музыка.

– Владимира Федоровича Одоевского.

Сказка учит наблюдательности и умению исследовать интересные и сложные механизмы. 

Научился, исследуя шкатулку: 
1. Издали кажется все меньше. 
2. У колокольчика побольше - голос низкий, а поменьше - голос высокий. 
3. Без учебников и учебы жить неинтересно. 
4. Нельзя ломать поделки, механизм, исследуя его, а то он выйдет из строя. 

Литература

1. Климанова Л.Ф. УМК "Школа России”. Учебник:  . Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ [сост.Л.Ф.Климанова и др.] – 7-е изд. - М.:Просвещение, 2011.

2. Киреева М. Н. В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке" [Электронный ресурс]. – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/vfodoevskiy-gorodok-v-tabakerke

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Презентация "Мир фантастических и реальных образов в музыке Грига"

Презентация поможет сделать знакомство с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига более ярким и запоминающимся. В центре урока - сюита "Пер Гюнт", музыку которой композитор написал к др...

Реальный и волшебный миры в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана«Щелкунчик и Мышиный Король»

Комбинированный урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Н.А. Чураковой....

Решение задач, основанных на реальных событиях

Презентация к интегрированному уроку математики и краеведения в 3 классе. Урок посвящен 75 летию Великой Победы....

Фантастические события в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

знакомство с произведением Ш. Перро «Кот в сапогах»....