Главные вкладки

    Урок технологии в 4 классе. Тема:"Реальный и фантастический мир. Тканевая пластика «Волшебное панно» в стиле пэчворк."
    план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

    Мерц Наталья Валентиновна

    Изготовление панно из лоскутов ткани. Подарок ко Дню Матери.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_tekhnol_v_4_klasse.zip1.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Урай Мерц Н. В.

    Урок технологии в 4 классе. Тема: Реальный и фантастический мир. Тканевая пластика «Волшебное панно» в стиле пэчворк.

     Цель урока: изготовить панно ко Дню матери.

    Задачи:  Научиться работать в стиле пэчворк . Формировать у обучающихся умение представлять результаты своего труда с использованием информационных технологий.

    Развивать творческие способности, внимание, воображение, умение делать умозаключение.

    Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до логического и практического завершения.

    Формируемые компетенции:

    Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации – в энциклопедиях,  справочниках, интернете.

    Коммуникативные: донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Регулятивные: самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предвари- тельного обсуждения;

    – уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;

    – уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

    в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы.

    Ход урока.

    I Орг. момент.

    Великая радость- работа.

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота

    Работай без лишнего счёта-

    Всё счастье земли -за трудом!

       - Все ли готовы к труду? Проверка готовности к уроку.

    II. Знакомство с понятием «пэчворк»

    -На доске новое слово. Прочтите

    -Что это значит? (версии разные)

    -1 группа ребят в качестве домашнего задания приготовила презентацию и сообщения об этом понятии.

    Дети включают свою презентацию.

    1ребёнок начинает: пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов», вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани, поэтому запретило ввоз индийского ситца. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

    2 ученик. На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов

    Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

    3 ученик Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения . Вот какие картины получаются сейчас у любителей пэчворка. Шьют даже мужчины.

    -На доске ещё одно слово. Прочтите и объясните его.

    (Версии про картины и роспись на стенах)

    -2 группа ребят приготовила сообщение на эту тему

    1 ученик зачитывает из словаря Ожегова толкование слова.

    2 ученик - из найденного в интернете с показом образцов панно.

                     Панно    (фр. panneau от лат. pannus — кусоткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

    Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.

    Панно – это живописное произведение в рамке, которым украшают стену или потолок. В настоящее время это актуальный декор, используемый в интерьере.

    III.Определение темы урока, постановка цели и задач.

    -Какова же тема нашего урока? Что мы будем делать?

    -Пэчворк.(Шить, рисовать картину)

    Проблема- у нас нет швейных машин, ниток, чтобы шить. А ткань есть. Как же нарисовать панно?

    Можно вырезать из ткани и приклеить её.

    Верно. Мы будем изготавливать панно из ткани. Из кусочков ткани в стиле пэчворк.

    Учитель показывает свои слайды – игрушки и аппликация из ткани.

    -А зачем мы будем делать это панно? Вспомните, какой праздник близко?

    -День матери.

    3 группа расскажет нам об этом празднике и покажет презентацию.

    День Матери- Международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты, в основном в мире «День матери» отмечается во второе воскресенье мая. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, в Беларуси - 14 октября, на Украине - второе воскресенье мая. в Испании и Португалии – на 8 декабря, в Белоруссии праздник отмечают 14 октября. В России по приказу президента Бориса Ельцина с 1998 года отмечаем в последнее воскресенье ноября.

    4 группа приготовила пословицы и поговорки о матери.Зачитывают примерно такие.

    Ближе матери друга нет.

    Кто мать свою уважает, тот и чужую не обидит.

    Нет милей дружка, как родимая матушка.
    При солнышке тепло — при матери добро.
    Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
    Слепой щенок и тот к матери лезет.
     

    Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

    Птица радуется весне, а младенец - матери.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

     Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

    Материнская молитва со дна моря вынимает .

    Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит.

    IV. Анализ изделия, материалов, план работы.

    -Какие материалы и инструменты нам пригодятся в работе?

    -Каков план работы? Что будем делать сначала и что потом?

    - В каком порядке приклеивать детали?

    Сначала разместить на листе. Продумать композицию.

    Физминутка.

      Вы наверное устали?

    Ну тогда все дружно встали.

     Раз –согнуться, разогнуться,

    Два – нагнуться, повернуться,

    Три - в ладоши три хлопка,

          Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять и шесть -  тихо сесть,

    Семь и восемь – лень отбросим.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем.

    За бабочкой мы наблюдаем

    И работать продолжаем.

    Слушаем, запоминаем,

         Ни минутки не теряем.

    V. Техника безопасности при работе с ножницами, повторим!

    VII.Самостоятельная работа детей.

    VIII.Выставка работ.

    Сравнение. Выявление ошибок. Оценки.

    IX. Итог.

    -С какой техникой работы познакомились? Какое новое слово узнали? Что оно означает?

    -А что вы скажете мамам, бабушкам, тётям, когда будете вручать подарок?

    (дети говорят тёплые, ласковые слова)

    5 группа ребят приготовила свой вариант поздравлений.

     Дети читают стихи, вот пример.

    1.Любимая, милая мама!
    Ты — лучик среди темноты,
    И не описать мне словами
    Всё то, что дарила мне ты.

    В день матери нежно, стихами,
    Поздравить тебя я хочу.
    А позже приеду с цветами,
    Их маме любимой вручу.

    Храни себя, ты — мое счастье!
    И очень ты мне дорога.
    В моменты по жизни ненастья
    Мы вместе пройдем все снега.
    ©
    http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/4.htm

    2.Кто любовью согревает,

    Всё на свете успевает,

     Даже поиграть чуток?

    Кто тебя всегда утешит,

    И умоет, и причешет,

    В щечку поцелует — чмок?

    Вот она всегда какая — Моя мамочка родная!... 

    3.За сердце доброе твоё,

    Такое тёплое вниманье,

    За тонкое твоё чутьё,

    И за простое пониманье,

    За материнскую любовь,

    Всю нежность мира и заботу

     Благодарю я вновь и вновь,

    Поддавшись чувств водовороту.... 

    X. Рефлексия.

    От таких тёплых слов солнышко к нам заглянуло. Кому всё удалось сегодня на уроке, встаньте к своему солнышку. Кому не всё удалось- к среднему солнышку. У кого совсем ничего не получилось- поднимите руку- мы вам поможем!




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

    Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

    Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

    Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

    Урок технологии 1 класс. Тема урока: Поздравительная открытка из бумаги.

    Объёмная аппликация из бумаги  к 8 марта 1 класс...

    Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

    Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

    Конспект урока + презентация к уроку технологии 3 класс тема - «Конструирование из бумаги». Изделие: Новогодняя овечка.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Конструирование из бумаги».Изделие: Новогодняя овечка. Цели деятельности учителя: усвоение технологии конструирования из бумаги;развитие навыка точн...