Статья на тему: "Мнемотехника для развития памяти детей"
статья по чтению (1 класс)
Статья рассказывает о приемах мнемотехники для развития памяти детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_dlya_razvitiya_pamyati_detey.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника для развития памяти детей.
Каждый человек хочет иметь идеальную память – с тем, чтобы получить возможность запоминать большие объемы информации. Такое умение приносит большую пользу для учебы, работы и личных целей. Поэтому большой интерес у многих людей вызывают специальные техники, содействующие улучшению и правильному развитию особенностей памяти. Как показывает практика, применять их лучше, начиная с раннего детства, ведь только тогда можно добиться хороших результатов.
Мнемотехникой называют искусство запоминания разной информации в большом объеме. Основные принципы ее овладения – мнемотехника предусматривает определенную теорию и разные практические приемы. В наши дни она широко задействуется в школах, детских садах и в группах развития детей. Специалисты считают, что с ее помощью у нынешнего поколения людей есть возможность избежать излишней забывчивости и старческого маразма. Примечательно, что само название направления имеет греческое происхождение и образовано от имени богини памяти Мнемозины. В свое время этой наукой занимались Джордано Бруно, Аристотель, Бонапарт, Юлий Цезарь.
Мнемотехника для развития памяти отличается тем, что она полностью отрицает эффект механического запоминания. Ее ключевая задача – работа в ассоциативном стиле. Это происходит тогда, когда разные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. В качестве примера можно привести небольшую присказку, известную любому школьнику, о фазане и охотнике. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Используя подобную методу, можно запечатлеть в памяти любую информацию.
Обычно в мнемотехнике используются два основных объекта запоминания — цифры и слова. Если вы решили объяснить ее принципы для дошкольника, то можете предложить ему использовать принцип ассоциации, объяснив, что нолик похож на бублик, двойка – на лебедя, буква Ф – на подбоченившегося человечка, прочее. Такие приемы позволят ему быстрее выучить азбуку и первые цифры.
Для детей школьного возраста можно предлагать упражнения посложнее. В этом плане допустимо использование следующих приемов:
- Запоминание по начальным буквам – об этом способе уже было упомянуто несколько выше – на примере охотника и фазана;
- Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
- Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
- Визуализация – лучше всего получается у младших школьников – для запоминания какой-либо информации у них в голове создаётся определённая картинка;
- Зрительная (эйдетическая) память – подразумевающая почти фотографическое запоминание деталей;
- Цифровые алгоритмы – используются детьми в более старшем возрасте для запоминания формул и разных чисел, соотнося их, например, со знакомыми, памятными датами.
Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык - последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Существует множество приемов запоминания, как для взрослых, так и для детей:
• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• рифмизация;
• запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
• мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;
• зарисовывание слов;
• картинография;
• коллажи;
• метод Цицерона;
• буквенно-цифровой код (В. Козаренко) и другие.
Частично эти приемы описаны в различных программах, только чаще всего они не описываются как мнемотехники, а приводятся в качестве упражнений, способствующих увеличению объема памяти. Так, в программе Ю. В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» автор предлагает такие приемы как: разбивка по парам, подбор ассоциаций, мнемотаблицы и мнемодорожки, мысленное представлении предмета (Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе). Автор предлагает все вышеперечисленное в виде игр и упражнений, только с целью развития свойств памяти, тогда как использование данных упражнений как приемов мнемотехники позволит не только развить свойства памяти, но и позволит использовать способ запоминания в новых, иных для ребенка условиях. Вооружить ребенка приемами мнемотехники, значит дать ему возможность осмысленно запоминать новый материал, самостоятельно выбирать способ запоминания, логически структурировать информацию.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
З.Н. Александрова
Капель
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие памяти детей 6-7 лет.
Упражнения и игры на развитие зрительной памяти детей 6-7 лет, материал может быть использован не только учителями, но и родителями....
Игры для развития памяти детей 6 лет.
Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. ...
Мнемотехника-как искусство быстрого развития памяти детей
Мнемотехника- это совокупность приемов,которые человек использует, чтобы что-то легко запомнить или изучить....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Процесс развития и коррекции памяти детей школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...
Обобщение опыта учителя-логопеда логопедического пункта информационно- методического кабинета,тема: «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи обучающихся с нарушениями речи»
Представлены эффективные методы и приемы мнемотехники для развития речи ребенка....
Способы развития памяти детей с ОВЗ
Памятка для родителей. Цель: самостоятельно развивать и укреплять память малыша с самого раннего детства, используя любимое занятие – игры....
«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей школьного воз...