Статья на тему: "Мнемотехника для развития памяти детей"
статья по чтению (1 класс)

Статья рассказывает о приемах мнемотехники для развития памяти детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_dlya_razvitiya_pamyati_detey.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника для развития памяти детей.

   Каждый человек хочет иметь идеальную память – с тем, чтобы получить возможность запоминать  большие объемы информации. Такое умение приносит большую пользу для учебы, работы и личных целей. Поэтому большой интерес у многих людей вызывают специальные техники, содействующие улучшению и правильному развитию особенностей памяти. Как показывает практика, применять их лучше, начиная с раннего детства, ведь только тогда можно добиться хороших результатов.

   Мнемотехникой называют искусство запоминания разной информации в большом объеме. Основные принципы ее овладения – мнемотехника предусматривает определенную теорию и разные  практические приемы. В наши дни она широко задействуется в школах, детских садах и в группах развития детей. Специалисты считают, что с ее помощью у нынешнего поколения людей есть возможность избежать излишней забывчивости и старческого маразма. Примечательно, что само название направления имеет греческое происхождение и образовано от имени богини памяти Мнемозины. В свое время этой наукой занимались Джордано Бруно, Аристотель, Бонапарт, Юлий Цезарь.

   Мнемотехника для развития памяти отличается тем, что она полностью отрицает эффект механического запоминания. Ее ключевая задача – работа в ассоциативном стиле. Это происходит тогда, когда разные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. В качестве примера можно привести небольшую присказку, известную любому школьникуо фазане и охотнике.   Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Используя подобную методу,  можно запечатлеть в памяти любую информацию.

   Обычно в мнемотехнике используются два основных объекта запоминания — цифры и слова. Если вы решили объяснить ее принципы для дошкольника, то можете предложить ему использовать принцип ассоциации, объяснив, что нолик похож на бублик, двойка – на лебедя, буква Ф – на подбоченившегося человечка, прочее. Такие приемы позволят ему быстрее выучить азбуку и первые цифры.

    Для детей школьного возраста можно предлагать упражнения посложнее. В этом плане допустимо использование следующих приемов:

  • Запоминание по начальным буквам – об этом способе уже было упомянуто несколько выше – на примере охотника и фазана;
  • Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
  • Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
  • Визуализация – лучше всего получается у младших школьников – для запоминания какой-либо информации у них в голове создаётся определённая картинка;
  • Зрительная (эйдетическая) память – подразумевающая почти фотографическое запоминание деталей;
  • Цифровые алгоритмы – используются детьми в более старшем возрасте для запоминания формул и разных чисел, соотнося их, например, со знакомыми, памятными датами.

    Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык - последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

    Существует множество приемов запоминания, как для взрослых, так и для детей:

• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

• рифмизация;

• запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

• мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;

• зарисовывание слов;

• картинография;

• коллажи;

• метод Цицерона;

• буквенно-цифровой код (В. Козаренко) и другие.

    Частично эти приемы описаны в различных программах, только чаще всего они не описываются как мнемотехники, а приводятся в качестве упражнений, способствующих увеличению объема памяти. Так, в программе Ю. В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» автор предлагает такие приемы как: разбивка по парам, подбор ассоциаций, мнемотаблицы и мнемодорожки, мысленное представлении предмета (Останкова Ю. В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе). Автор предлагает все вышеперечисленное в виде игр и упражнений, только с целью развития свойств памяти, тогда как использование данных упражнений как приемов мнемотехники позволит не только развить свойства памяти, но и позволит использовать способ запоминания в новых, иных для ребенка условиях. Вооружить ребенка приемами мнемотехники, значит дать ему возможность осмысленно запоминать новый материал, самостоятельно выбирать способ запоминания, логически структурировать информацию.

   Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

   Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые

относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

текста, а ребенок находит картинку.

   Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Мнемотехника в разучивании стихов

З.Н. Александрова
Капель 
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.
В лесу  нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие памяти детей 6-7 лет.

Упражнения и игры на развитие зрительной памяти детей 6-7 лет, материал может быть использован не только учителями, но и родителями....

Игры для развития памяти детей 6 лет.

Для развития детской  памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник.  Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. ...

Мнемотехника-как искусство быстрого развития памяти детей

Мнемотехника- это совокупность приемов,которые человек использует, чтобы что-то легко запомнить или изучить....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

Способы развития памяти детей с ОВЗ

Памятка для родителей. Цель:  самостоятельно развивать и укреплять память малыша  с самого раннего детства, используя любимое занятие  – игры....

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей школьного воз...