Обобщение опыта учителя-логопеда логопедического пункта информационно- методического кабинета,тема: «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи обучающихся с нарушениями речи»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Учитель-логопед Русакова Ольга Витальевна

Представлены эффективные методы и приемы мнемотехники  для развития речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района Нижегородской области

Обобщение опыта учителя-логопеда логопедического пункта информационно- методического кабинета

Тема:

«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи обучающихся с нарушениями речи»

Составила:

учитель-логопед

Русакова О.В.

п.Тоншаево, 2017г.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. (слайд     )

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.(слайд     )

Целью моей  работы по развитию у детей связной речи является становление коммуникативной компетентности ребенка.

Именно поэтому наряду с традиционными приемами и принципами очень важно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае более эффективным средством при обучении связной речи младших школьников служат приемы мнемотехники.

 Задачи:

  •  помогать  детям в  систематизации     познавательной информации об окружающем;
  •  обогащать словарный запас;
  • развивать связную речь;
  •  учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
  •  развивать мышление, внимание, воображение, память;
  •  снимать речевой негативизм;
  •  развивать мелкую моторику у детей.

Предмет исследования: использование приемов мнемотехники на логопедических занятиях с младшими школьниками.

Гипотеза. Работа по развитию речи младших школьников будет успешней, если  на логопедических занятиях  использовать мнемотехнические приемы, которые являются одними из эффективных средств развития речи, облегчающие и ускоряющие процесс запоминания и усвоения информации. (слайд    )

Ожидаемые результаты:        

  • Улучшение качества описательных, повествовательных рассказов.
  • Структурирование рассказов детей.
  • Изменение эмоционального настроя у детей на занятиях .
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей  – явление очень редкое.

 В речи детей существуют множество проблем:  
* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

* Неспособность грамматически правильно   построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Употребление не литературных слов и выражений.

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему,  пересказ текста своими словами.

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

* Плохая дикция.

- Так что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное  усвоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание и воспроизведение информации. (слайд    )

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. 

Содержание  мнемотаблиц – это графическое  изображение персонажей художественного произведения, явлений природы,  некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. (слайд     )

Как любая работа строится от простого  к сложному.

Этапы   использования   мнемотаблиц

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.
Этап №2  -  Перекодирование информации.
Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  -  Воспроизведение  мнемотаблицы.
 (слайд     )

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам,  и позже к мнемотаблицам. (слайд   )     

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (слайд    )

Мнемодорожка- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица- это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)

процесса.

       Для выявления уровня связной речи младших школьников в начале учебного года была проведена первичная диагностика. Для этого была использована методика «Пересказа текста» И. Ф. Марковской.

Констатирующий эксперимент.

      Детям предлагалось послушать небольшой по объему незнакомый рассказ. Пересказы детей анализировались по следующим показателям:

  1. Понимание текста
  • 2 балла – правильное воспроизведение
  • 1 балл – незначительные отклонения от текста
  • 0 баллов – неверное воспроизведение

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

2.        Структурирование текста

  • 2 балла – правильное структурирование
  • 1 балл – незначительные отклонения от структуры текста
  • 0 баллов – нарушение структуры текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3.        Лексика

  • 2 балла -  использование лексики текста
  • 1 балл – частичная замена авторских средств собственными
  • 0 баллов – бедность лексики

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4.        Грамматика

  • 2 балла – отсутствие грамматических ошибок
  • 1 балл – небольшое количество грамматических ошибок
  • 0 баллов – большое количество грамматических ошибок

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

5.        Плавность речи

  • 2 балла – отсутствие длительных пауз и подсказок
  • 1 балл – отсутствие длительных пауз, небольшое количество подсказок
  • 0 баллов – многочисленные паузы, необходимость в подсказках

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

По окончании проведения исследования были выявлены следующие диагностические данные. На высоком уровне развития связной речи оказалось 0% детей, на среднем – 46% , на низком – 64%.

         Наглядно уровни развития связной речи на констатирующем этапе эксперимента отображены на рисунке 1.

Таким образом, выявив уровень развития связной речи у детей, я пришла к выводу, что особое внимание в нашей деятельности нужно уделить работе по развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнять лексический запас выразительных средств языка, развивать умение грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать скорость монологической речи в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

Формирующий эксперимент

На данном этапе работы была проведена педагогическая деятельность по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых (показ наглядного материала).

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Таблицы используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Для детей младшего  школьного возраста  даю цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

При разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Приемы  работы  с  мнемотаблицей:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2.  Постановка учебной задачи .
  3. Словарная работа.
  4. Вторичное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  5. Выделение основной мысли произведения.
  6. Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7.  Рассказывание стихотворения по  таблице.
  8. Зарисовка мнемотаблицы по памяти детьми.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

  1. Рассматривание мнемотаблицы.
  2. Чтение текста.
  3. Ответы на вопросы по содержанию.
  4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
  5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице.

Мнемозагадки- это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико- грамматическую наполняемость рассказа.

Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном бланке.

Составление предложений.

Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука  в слогах, словах. Учим повторять фразы за логопедом по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги. Учим звукослоговому анализу слов, развиваем фонематическое восприятие, память, внимание.

Контрольный эксперимент

По истечении первого периода работы (3 месяца) был проведен контрольный эксперимент.

      Цель контрольного эксперимента – оценка эффективности воздействия приемов мнемотехники на развитие связной речи детей с недостатками речевого развития.

      В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Выявить произошедшие изменения в развитии связной речи младших школьников.
  • Провести сравнительный анализ показателей контрольного эксперимента, полученных после проведения формирующего эксперимента, с данными констатирующего эксперимента.

      Контрольный эксперимент осуществлен с использованием методики «Пересказа текста» И. Ф. Марковской. Это позволило сравнить изменения в развитии связной речи младших школьников с недостатками в речевом развитии после включения в работу с детьми мнемотехнических приемов.

      На высоком уровне развития связной речи оказалось 17% детей (2 чел.), на среднем – 58% (7 чел.), на низком – 25% (3 чел.).

      Наглядно уровни развития связной речи на контрольном этапе эксперимента отображены на рисунке 2.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В результате проведения диагностического исследования по методике «пересказ текста» И.Ф. Марковской были выявлены определенные изменения в развитии связной речи у младших школьников в целом, а также изменения по различным показателям.

     Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов  позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи детей младшего школьного возраста с недостатками в речевом развитии (таб.1).

       

Уровни развития связной речи

Показатели по уровням

До

После

Высокий уровень  

0

17

Средний уровень

64

58

Низкий уровень

46

25

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи, а точнее в определенных ее показателях. Данный факт подтверждает эффективность проведенного формирующего эксперимента.

       Динамика показателей уровня развития связной речи представлена в соответствующей диаграмме (рисунок 3).

Опыт работы показывает, что приёмы мнемотехники служат эффективным коррекционным средством при обучении связной речи школьников, как с речевой патологией, так и без. У детей:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
  • истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
  • загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Литература:

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005. 

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Развитие связной речи обучающихся начальных классов

 Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются...

Учебно-методическое пособие "Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Проблема разсития связной речи обучающихся хорошо изсестна широкому педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам........

«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»

Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»

В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку уви...