Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности обучающихся с нарушением интеллекта
консультация (3 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Представлены методы и формы работы по развитию речевой деятельности у обучающихся с интеллектуальным нарушением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povysheniya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности

в развитии речевой деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

(выступление на МО воспитателей)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка с интеллектуальными нарушениями. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В процессе организации работы по речевому развитию обучающихся с нарушением интеллекта  используются следующие подходы:

- понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

- развитие связной диалогической и монологической речи;

- обогащение и уточнение словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

- развитие мелкой моторики.

  • Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

Работа по данному направлению должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, следует предусматривать:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу педагогов (воспитателей, учителей, узких специалистов) над речевым развитием обучающихся с нарушением интеллекта во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития обучающихся с нарушением интеллекта.

Организацию воспитательно-образовательной работы по развитию речи обучающихся с нарушением интеллекта в ОО следует осуществлять с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для эффективности речевого развития обучающихся с нарушением интеллекта следует:

  • использовать разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, индивидуальную работу, пальчиковую гимнастику и многие другие формы работы;
  • предлагать детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. Для того, чтобы обучающиеся с нарушением интеллекта умели правильно употреблять грамматические формы, для младших школьников с нарушением интеллекта необходимо активно использовать народные песенки, потешки, сказки, развитие мелкой моторики, для средних и старших школьников необходимо чтение вслух, обсуждение и анализ прочитанного;
  • проводить систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в школе, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Большое значение для развития навыков самостоятельной (монологической) речи, придается рассказам как по картинкам, так и по сериям сюжетных картинок. Они помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Обучающиеся с нарушением интеллекта учатся выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняют значение известных им слов и усваивают новые. Новые слова запоминаются в процессе их активного использования;
  • приучать детей к слушанию текстов, задавать вопросы, беседовать по содержанию. Учить строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Большое внимание уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Такие игры повышают собственную речевую активность детей. Проводить такие игры: «Я собрал в огороде…»«Подбери словечко» и другие;
  • работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Основной целью воспитателя являются воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Можно использовать такие дидактические игры: «Назови слова со звуком…»«Назови как можно больше предметов на звук …»«Вставь словечко» и др.

Важное место в работе по речевому развитию обучающихся с нарушением интеллекта занимает эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды:

- уголки книги (художественная литература должна соответствовать возрасту);

- уголки сюжетных и ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью «Больница», «Парикмахерская», «Семья» и др. (развивается диалогическая игра);

- центры речевого развития, настольно-печатные игры (играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы);

- художественные уголки по развитию мелкой моторики рук.

Индивидуальная работа должна проводиться в вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, чтобы развивать речевые способности каждого ребенка.

Очень важно участие семьи в речевом развитии обучающихся с нарушением интеллекта. Все усилия педагогов без помощи родителей (законных представителей) будут недостаточны.

Развитие речи и словаря обучающихся с нарушением интеллекта составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении данной категории детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.

Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная ...

Исследование игры как эффективного средства развития познавательных интересов детей с нарушением интеллекта

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового ...

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках

Развитие речевой деятельности обучающихся начальных классов на уроках...

Мастер-класс "Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на основе использования современной педагогической технологии по применению игр с блоками Дьенеша"

Мастер-класс "Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на основе использования современной педагогической технологии по применению игр с блоками Дьенеш...