доклад "Развитие физических качеств обучающихся с нарушением интеллекта"
учебно-методический материал по физкультуре

Понятие двигательных способностей и их видов. Ведущие физические качества. Факторы развития физических качеств. Закономерности развития физических качеств. Принципы развития физических качеств лиц с нарушением интеллекта. Методы развития физических качеств для обучающихся с нарушением интеллекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств обучающихся с нарушением интеллекта.

 Особенности и методика развития физических качеств обучающихся с нарушением интеллекта.

В процессе физического воспитания учащихся с нарушением интеллекта решается проблема обеспечения оптимального формирования физических качеств, которые необходимо для успешного функционирования организма и достижения  результатов. Двигательные способности представляют собой индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательных возможностей человека. Важно отметить, что на сегодняшний день отсутствует единая классификация двигательных способностей. В основном двигательные способности разделяются на:

  1. Координационные способности, обусловленные влиянием центральной нервной системы, а именно психофизиологическими механизмами управления и регулирования;
  2. Кондиционные (энергетические) способности, зависящие в основном от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и всем организме.

Развитие физических способностей во многом зависит от психодинамических задатков, к которым относятся характер, темперамент, особенности саморегуляции и регуляции психических процессов. Важно отметить, что термин «способности» больше соотносится с термином «задатки», а понятие «качество» в большей степени описывает свойства того или иного предмета (объекта). Теория физической культуры с позиции свойств человека предполагает упоминание таких характеристик как быстрота, сила, координация, гибкость, выносливость. Следовательно, характеризуя двигательные возможности человека необходимо употреблять термин «качество». Физические качества представляют собой совокупность психофизиологических и морфологических свойств человека, которые отвечают требованиям какого-то вида мышечной деятельности и обеспечивают эффективность выполнения этой деятельности. Пять ведущих физических качеств: 1) быстрота; 2) сила; 3) выносливость; 4) координация; 5) гибкость. Эти качества проявляются множеством форм в двигательной деятельности человека. Уровень развития и проявления физических качеств зависит от некоторых факторов:

  1. наследственные факторы:
  • анатомические;
  • физиологические;
  • психофизические особенности организма, детерминирующие реакцию организма на различные воздействия;
  1. средовые факторы:
  • климатические условия;
  • географические условия;
  • социально-бытовые условия;
  • эффективность методики развития физических качеств;
  • материальное обеспечение мест занятий.

Все эти факторы оказывают большое влияние на формирование физических качеств. Ведущая роль в развитии физических качеств отводится двигательной активности, которая направлена на совершенствование психофизиологической природы человека.

Закономерности развития физических качеств представляют собой выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся спортсменов с нарушением интеллекта. К числу закономерностей развития физических способностей относятся:

  1. Движение, которое является ведущим фактором развития физических способностей;
  2. Взаимосвязь и единство двигательных умений и физических способностей. Улучшение техники двигательного действия зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, – чем выше уровень физических способностей для реализации какого-то упражнения, тем быстрее оно закрепляется. У лиц с нарушением интеллекта самым слабым звеном являются координационные способности. При этом развитие данных способностей будет опираться на движения, которые требуют проявления этих способностей;
  3. Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов. Данная закономерность раскрывает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений. В адаптивном спорте для лиц с нарушением интеллекта двигательные режимы используются по отдельности, согласно уровню функциональной подготовленности детей;
  4. Этапность развития физических способностей. Развитие физических способностей разделяется на ряд этапов: 1) этап повышенного уровня развития физических способностей; 2) этап достижения максимальных показателей; 3) этап снижения максимальных показателей;
  5. Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств, что свидетельствует о том, что развитие физических качеств имеет колебательный характер. Отдельные части двигательной системы развиваются неравномерно и неодновременно, что проявляется в последовательной смене периодов ускоренного развития и плато. Необходимо учитывать естественный ритм двигательной активности и адаптировать к нему параметры нагрузки;
  6. Обратимость показателей развития физических способностей. Прогрессивные структурно-функциональные изменения в организме человека, полученные в ходе регулярных физических упражнений, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий;
  7. Перенос физических качеств. Между уровнями развития нескольких физических способностей существует взаимосвязь. Перенос физических способностей представляет собой процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.

Существуют стратегические линии развития физических способностей:

  • развитие отстающих физических способностей – укрепление слабого звена;
  • совершенствование наиболее сильных сторон моторики, их комплексное применение в адаптивном спорте для лиц с нарушением интеллекта.

Принципы развития физических способностей предполагают построение системы физической нагрузки:

  1. принцип регулярных педагогических воздействий. Занятия физическими упражнениями должны быть регулярными;
  2. принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. В процессе совершенствования физических способностей нужно сочетать постепенность и предельность нагрузок;
  3. принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера;
  4. принцип адаптивной адекватности воздействий и целенаправленности. Механизмы долговременной адаптации организма к условиям двигательной деятельности лежат в основе формирования и совершенствования физических способностей;
  5. принцип возрастной адекватности педагогических воздействий предполагает, что действия тренера (педагога) по развитию физических способностей должны строиться в соответствии с уровнем возрастного развития;
  6. принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей. Некоторое опережение внутреннего развития конкретной способности внешними воздействиями является основой развития физических способностей. Создается так называется зона ближайшего развития;
  7. принцип сопряженного воздействия предполагает соответствие тренировочных воздействий не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения;
  8. принцип соразмерности в развитии способностей характеризуется соблюдением пропорциональности уровня развития способностей на каждом этапе возрастного развития.

Многократное повторение всех упражнений в адаптивном спорте несет развивающую функцию. Многократное повторение физических упражнений дает возможность усовершенствовать технику, оказывает тренирующее воздействие на все системы организма. Всем основным ведущим способностям присуща особая структура, целевая направленность движений, режим работы, энергетическое обеспечение работы, мышечная координация.

В АФК все упражнения и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение — развивающую.

        Направленное развитие физических качеств у лиц с нарушением интеллекта предполагает использование определенных методов:

  1. Для развития мышечной силы используются методы повторных усилий, максимальных усилий, изометрических усилий, динамических усилий, метод электростимуляции, «ударный метод»;
  2. Для развития скоростных качеств используется соревновательный метод, повторный метод, игровой и вариативный методы;
  3. Для развития выносливости используются переменный, равномерный, повторный, интервальный, игровой и соревновательный методы.

Важно отметить, что в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте методика развития силовых и скоростных качеств, выносливости опирается на диагностику функционального состояния и состояния здоровья, допустимые и оптимальные режимы тренировочной нагрузки, учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой физического, функционального, психического состояния.

  1. Для развития гибкости используют активные и пассивные динамические упражнения, статические упражнения, комбинированные упражнения, которые направлены на обеспечение определенной амплитуды движений, на восстановление утраченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм;
  2. Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, которые направлены на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, разделения усилий, пространства и времени, равновесия, расслабления, мелкой моторики и т.д.

Обучение двигательных действиям в адаптивном спорте лиц с нарушением интеллекта имеет свои особенности:

  • повышенные требования к исполнительной части действия – определенные характеристики движений – ритм, темп и др. должны характеризоваться точным воспроизведением в процессе движения;
  • затрудненный самоконтроль в процессе выполнения движения;
  • влияние различных сил – реактивных, гравитационных и др., которые не подчиняются произвольной регуляции.

Как уже было отмечено, в процессе обучения двигательным действиям используются различные методы, например метод целостного и расчлененного обучения, методы имитационных упражнений и др.

Дети и подростки с умственной отсталостью часто характеризуются низким соматическим статусом, слабым физическим развитием, гиподинамией, что оказывает влияние на снижение показателей быстроты, мышечной силы, гибкости и координационных способностей. Развитие мышечной силы способствует обучению двигательным действиям, коррекции и компенсации двигательных нарушений, поддержании работоспособности и развитии физических кондиций, достижению результатом в избранном виде спорта и т.д. Для развития мышечной силы у лиц с умственной отсталостью целесообразно применять:

  • гимнастические упражнения – ползание, лазание, сгибание-разгибание рук, подтягивание, перемещения по гимнастической скамейке лежа и др.;
  • легкоатлетические упражнения – прыжковые упражнения;
  • корригирующие силовые упражнения с целью профилактики нарушений осанки;
  • упражнения с преодолением внешней среды;
  • упражнения с набивными мячами, с гантелями, на тренажерах;
  • эстафеты и подвижные игры и т.д.

Методы развития силы в основном носят избирательный и щадящий характер, а также зависят от пола, возраста, состояния сохранных функций и физических возможностей.

Скоростные способности для детей и подростков с умственной отсталостью имеют важное значение в бытовой, учебной, спортивной и трудовой деятельности. Состояние центральной и периферической нервной системы, психические функции, уровень координационных способностей, особенности поведения определяют скоростные качества и реагирующую способность.

Упражнения с реагированием на внезапно возникающий сигнал способствуют развитию быстроты простой двигательной реакции. Так, во время ходьбы, бега по хлопку применяется остановка, упор присев, поворот кругом. Быстрота сложной двигательной реакции развивается с помощью подвижных и спортивных игр. Темп движений и быстрота одиночных движений развивается с помощью таких приемов:

  • выполнение простых движений с максимальной частотой;
  • создание облегченных условия выполнения упражнений;
  • повторение циклических упражнений с максимальной частотой;
  • различные игры, эстафеты, задания, которые включают элементы соревнований.

Скоростные качества у лиц с умственной отсталостью развиваются достаточно медленно. Скорость развития таких качеств носит индивидуальный характер и наиболее успешно в возрасте 10-12 лет. Сенситивный период для развития скоростно-силовых качеств и быстроты – это 11-14 лет.

У лиц с нарушением интеллекта отмечается сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сниженная способность к волевым усилиям и нарушения эмоционально-волевой сферы, что оказывает влияние на развитие выносливости. Основной задачей развития выносливости является создание условий для повышения общего уровня работоспособности к широкому кругу видов деятельности. К средствам развития выносливости относятся упражнения ритмической и основной гимнастики, лыжной подготовки, легкой атлетики, спортивных игр, плавания и т.д.

Как уже было отмечено, лица с умственной отсталостью имеют определенные снижения уровня развития двигательных навыков, в частности, они уступают в развитии гибкости минимум на 10-20%. Причинами такого отставания являются нарушения нервной регуляции тонуса мышц, функционального состояния суставов, межмышечная координация, врожденная или приобретенная тугоподвижность. Педагогические задачи развития гибкости: 1) минимизация уменьшения подвижности в суставах; 2) развитие гибкости такого уровня, необходимого для выполнения движений с полной амплитудой для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Оптимальный период для развития гибкости – возраст 9-10 лет. Для развития гибкости используются динамические активные упражнения (маховые, пружинистые, с резиновыми амортизаторами); динамические пассивные упражнения, которые выполняются с дополнительной опорой, отягощением; статические упражнения и др.

Координационные способности являются комплексом двигательных координаций, которые обеспечивают продуктивную деятельность. Координационные способности – это умение эффективно строить движение, управлять, перестраивать его. Коррекция развития предполагает использование определенных методических приемов:

  • асимметричные и симметричные движения;
  • новизна в изучаемом физическом упражнении;
  • смена напряжения и расслабления мышц;
  • упражнения на реагирующую способность;
  • упражнения на раздражение вестибулярного аппарата;
  • воспроизведение заданного ритма движений;
  • упражнения на точность различения усилий мышц, расстояния, времени;
  • упражнения на дифференциацию слуховых и зрительных сигналов по расстоянию, силе, направлению;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на пространственную ориентацию на основе тактильных, зрительных, кинестетических, слуховых ощущений;
  • групповые и парные упражнения, которые требуют согласованности совместных действий.

В процессе занятий по развитию физических качеств с лицами с нарушением интеллекта необходимо осуществлять педагогический и врачебный контроль за коррекцией нарушений. Врачебный контроль предполагает систематическое проведение динамических наблюдений за физическим развитием и здоровьем лиц с умственной отсталостью. Реакция на физическую нагрузку проявляется умеренными сдвигами показателей, таких как артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания. Особенности лиц с нарушением интеллекта предполагают тестирование определенных направлений двигательной активности. Общая выносливость оценивается при беге в течение 5 минут. В результате подсчитывается пульс, и выносливость определяется по 5-балльной системе.

Скоростно-силовые качества можно оценить при прыжках с места, учитывая максимальную длину прыжка из трех прыжков. Координация движений, двигательных реакций и ловкости оценивается с помощью бросков и ловли теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30-60 секунд в максимальном темпе. При этом засчитывается количество пойманных мячей. Выносливость и сила мышц ног оценивается приседаниями, которые выполняются в произвольном темпе до утомления; прыжками через скакалку на двух ногах. При этом засчитывается количество прыжков до отказа продолжать.

Коррекционная работа по преодолению недостатков двигательной сферы осуществляется при учете уровня физического развития, развития двигательных способностей, при учете степени восстановления нарушенных функций.

Лицам с умственной отсталостью необходимо развивать моторные способности и психомоторику. Психомоторика – это взаимодействие восприятия, действия (психический фактор), переживания, движения (моторный фактор). Психомоторика предполагает познание окружающего мира через движения. Также, необходимо развивать слуховое восприятие, зрительное восприятие, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Моторика представляет собой движения – совокупность произвольно управляемых двигательных процессов. Моторные действия регулируются психическими процессами, следовательно, моторика и психика тесно связаны. Сенсомоторика представляет собой развитие движений через ощущения, которому способствует частое повторение упражнения, имитация, воспроизведение.

Детям и взрослым с умственной отсталостью, как уже было отмечено, необходимо развивать двигательные умения и навыки, что способствует достижению успехов в спортивной деятельности и в развитии организма в целом. Существуют стадии формирования двигательного навыка:

  1. первая стадия предполагает формирование понятия и зрительного представления о двигательной действии в целом. Каналы получения информации – слуховой и зрительный – показ и объяснение. Представление о двигательном действии является обобщенным и не подкрепляется мышечными ощущениями;
  2. вторая стадия предполагает начальный этап выполнения разучиваемого действия, осуществляется поиск межмышечных координаций, обеспечивающих выполнение двигательной задачи. Задача стадии – научение следовать образцу;
  3. третья стадия предполагает концентрацию возбуждения в определенных нервных центрах, участвующих в управлении данным двигательным актом. В процессе изучения постепенно исчезают защитные двигательные реакции, которые мешают правильно выполнять двигательное действие; происходит формирование динамического стереотипа движения;
  4. четвертая стадия предполагает автоматизацию действий, стабильное выполнение техники движений; осуществление контроля движения за счет проприоцептивных сигналов, при этом на второй план отходит зрительная обратная связь;
  5. пятая стадия предполагает формирование умения высшего порядка. Человек может изменять детали действия с целью максимального результата при изменяющихся условиях.

Ознакомление с двигательным действием характеризуется формированием сенсорного и интеллектуального компонента навыка (зрительный образ и понятие). Далее происходит развитие этих компонентов в совокупности с другими видами ощущений, что способствует формированию программы двигательной деятельности.

Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Насибулина Т. В., Новикова И. Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие / Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова. – 2017 г.
  2. Гайнутдинова, М.Ю. Специальная методика физического воспитания. Часть II : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 74 с.
  3. Горелик, В.В. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для лиц с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / В.В. Горелик. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 103 с.
  4. Лапшина Л. М. Спорт доступен каждому: методические рекомендации / М.А. Морозов, О.А. Панова, Л.М. Лапшина. – Челябинск: Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 22 с.
  5. Методические рекомендации для начинающих спортсменов с нарушением интеллекта : учебно-методическое пособие, 2018 г.
  6. Токарская, Л. В. Особенности преподавания физической̆ культуры детям и подросткам с умеренной̆ и тяжёлой̆ умственной̆ отсталостью : [учеб. пособие] / Л. В.  Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...

Мониторинг уровня физического развития и физических качеств обучающихся

Уровень  познавательного интереса  на моих  уроках считаю достаточно высоким...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

мониторинга уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...

Технологическая карта урока для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)11 класс.Предмет: речь и альтернативная коммуникация.Тема: Вестники весны. Чтение стихотворений про птиц.

Технологическая карта урока для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)11 класс.Предмет: речь и альтернативная коммуникация.Тема: Вестники весн...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с нарушением интеллекта...