Мастер-класс "Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на основе использования современной педагогической технологии по применению игр с блоками Дьенеша"
методическая разработка
Мастер-класс "Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на основе использования современной педагогической технологии по применению игр с блоками Дьенеша"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта на основе использования современной педагогической технологии по применению игр с блоками Дьенеша»
Варнавская М.М.,
учитель-дефектолог,
ГКОУ «Котовская школа-интернат»
- Добрый день уважаемые коллеги.
- Я рада приветствовать вас сегодня на своём мастер-классе.
- Давайте поиграем!?
Игра «Похлопайте те, кто…»
- Похлопайте в ладоши те, кто в следующем месяце ждет премию; похлопайте в ладоши те, кто ждет долгожданный отпуск; а сейчас похлопайте, кто любит сладкое, кто любит долго спать.
- Молодцы.
- А сейчас посмотрите на доску. (На доску картинки различных видов игры)
- Скажите, что вы видите?
- Назовите одно слово, которое их объединяет.
- Верно, это игра.
- Ответьте ещё на один вопрос. На занятии вы предлагаете ребенку сделать красивые бусы для Снежной королевы, украсить платок для сороки-белобоки, или говорите просто, приклей квадратики на платок, собери бусинки на ниточку. Что более заинтересует ребенка: обычная просьба, или сюжет игры на этапе выполнения задания?
- Скажите, значит можно играя развивать ребенка?
- Фридрих Фрёбель считал игру высшим проявлением детской активности и первым оценил на практике важнейшее значение игры в обучении ребенка.
- Василий Александрович Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития”
- Согласно Льву Семеновичу Выготскому, "игра – это источник, который создаёт зону ближайшего развития...».
- Работая с обучающимися с нарушением интеллекта, мой практический опыт показал, что наиболее эффективным средством их обучения являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер. Одной из таких игровых технологий являются логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским психологом, математиком и педагогом Золтаном Дьенешем, который считал, что учится лучше не за партой, а играя.
- И сегодня, я продемонстрирую вам возможности применения дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» и раскрою их универсальность.
- Что же представляют собой логические блоки Дьенеша?
– На первый взгляд может показаться, что это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина.
- И несмотря на кажущуюся простоту это пособие заключает в себе огромные возможности и имеет большое значение для всестороннего развития детей.
- Уникальность данного набора заключается в том, что с его помощью можно придумывать игры и задания для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить, развивая при этом детское творчество, мышление, логику: в сюжетно-ролевых играх., настольно-печатных, в подвижных играх и др
- Блоки Дьенеша - одно из пособий, которое соответствует санитарно-гигиеническим и офтальмологическим требованиям: яркий цвет, а главное объём форм делают их доступным в восприятии ребёнку даже с серьёзными нарушениями зрения, и для детей с недостаточно развитой моторикой. Последовательная работа проводится по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием в различных видах деятельности. Подбор заданий имеет целевое направление учитывая задачи обучения, воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Данное пособие - это игра, занятие, совместная деятельность и взаимодействие с воспитателями, педагогами, узкими специалистами, а также родителями.
- Блоки Дьенеша могут быть интересны как в готовом варианте, то есть в объемном формате, так и виде плоских фигур, изготовленными по замыслу педагога.
- Принципом отбора заданий и упражнений служит характер дефекта ребенка, механизм реализации индивидуален для каждого, это может быть речевая инструкция, зрительный образец, однако один и тот же набор может быть использован по разному, с разными детьми и на разных занятиях.
- И сейчас я покажу вам возможность использования дидактического пособия логические блоки Дьенеша.
- И первым заданием будет игра «Помоги муравьишке» на развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают: Муравьишка начал строить дорожку и не знает какие ему надо взять для этого блоки. Поможем ему? Вы, …... возьмите блок в форме круга, вы, …., возьмите желтый треугольник, а вы, …. - возьмите не синий и не желтый прямоугольник (красный прямоугольник). Посмотрите внимательно и скажите, какой блок лишний? По какому признаку? (по цвету) Молодцы.
- В данной игре использовалась инструкция от простого к сложному и вычленение третьего лишнего предмета.
- Положите фигуры.
- А сейчас …... подойдет к фигурам и нарисует линию так, чтобы все треугольники были внутри этой линии.
- Это задание предполагало устную инструкцию на классификацию предметов (задание на сравнение помогает развить умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное).
- Следующее упражнение. Постройте фигуру по заданному рисунку используя блоки (даю рисунок)
- Давайте проверим, правильно ли участники выполнили задание.
- Участникам было предложено задание построить фигуру по заданному рисунку, используя блоки Дьенеша. Мы видим, что участники выполнили задание правильно.
- А сейчас я предлагаю вам придумать свои игры с логическими блоками Дьенеша.
- Уважаемые коллеги, мною и вами были продемонстрированы лишь некоторые упражнения с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Использование этого пособия в работе с обучающимися с нарушением интеллекта играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций, коррекции и развития познавательной деятельности. При систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине), учатся выявлять и абстрагировать свойства, владеть умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, а также учатся классифицировать с заданными свойствами, что способствует повышению уровня их мыслительных процессов.
- Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий
Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы" и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ
Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...

Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе
Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРО...