Главные вкладки
Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ
рабочая программа на тему
Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий в развитии
психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ
Младший школьный возраст - важнейший период формирования личности ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Современные требования общества к развитию личности детей имеющих отклонения в развитии диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Программа курса коррекционных занятий «развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи курса:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём развития восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвета, вкуса, запаха, звука, ритма);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа предусматривает два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (величин, формы, цвета и т.д.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, совершенствованием координации движений, преодолением моторной неловкости, скованности движений, развитием мелкой моторики рук.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- развитие восприятия пространства;
- развитие восприятия времени.
Все разделы программы курса взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.
На коррекционные занятия по развитию сенсомоторики зачисляются те ученики, у которых не сформированы в нужной степени навыки чувственного познания, наблюдается недоразвитие психомоторики, то есть не создана в полной мере основа для познавательной деятельности.
- Дети с умеренной умственной отсталостью;
- Дети с лёгкой умственной отсталостью, не прошедшие дошкольную подготовку;
- Дети с лёгкой умственной отсталостью, у которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с умеренной умственной отсталостью, целесообразно проводить два раза в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью необходимо проработать все разделы курса.
Подгрупповые (2 – 4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с лёгкой умственной отсталостью, можно проводить один раз в неделю, продолжительность занятий 20 – 30 минут. Учитель-дефектолог (педагог-психолог) может выбрать для работы те разделы курса, коррекцию которых необходимо провести.
Содержание коррекционно-развивающего курса
«Развитие сенсомоторики»
Развитие моторики, графомоторных навыков
1 класс Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.
2 класс Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Графический диктант по показу.
3 клаас Обучение целенаправленным действиям по 3-4-звенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров, изображение предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).
4 класс Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие
1 класс Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с живым песком. Игры с крупной мозаикой. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый/легкий).
2 класс Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).
3 класс Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие/жесткие, мелкие/крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Игры с сюжетной мозаикой. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее/легче/самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».
4 класс Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Игры с мелкой мозаикой. Определение веса различных предметов «на глаз». Измерение веса разных предметов на весах.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, при использовании кинезиологических упражнений. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Телесные упражнения в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, что способствует его развитию.
3 класс Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т.д.). Выполнение глазодвигательных упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация поведения животных (походка гуся, зайца, кенгуру, и т.д.), инсценировка.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4 класс Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т.д.). Упражнения на снятие мышечных зажимов и расслабление.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
1 класс Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые, и т.д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
2 класс Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машина, дом и т.д.). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).
3 класс Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3 – 4 предметов. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
4 класс Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).
Развитие зрительного восприятия
1класс Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
2 класс Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
3 класс Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
4 класс Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Слуховое восприятие
1 класс Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
2 класс Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, звуки музыки и речи). Различение мелодии по характеру (весёлая/грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
3 класс Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
4 класс Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.
Восприятие пространства
1 класс Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху/внизу, над/под, справа/слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).
2 класс Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
3 класс Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
4 класс Ориентировка в помещении. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов и игрушек.
Восприятие времени
1 класс Сутки; части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра; дни недели.
2 класс Порядок месяцев в году; времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до часа).
3 класс Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
4 класс Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....
Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий...

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...
Технологии, используемые в воспитательном процессе....

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

Современные педагогические технологии....