Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ
рабочая программа на тему

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psiho-motornyh_i_sensornyh_funktsiy.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий в развитии

психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Младший школьный возраст - важнейший период формирования  личности ребёнка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Современные требования общества к развитию личности детей имеющих отклонения в развитии диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Программа курса коррекционных занятий «развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать представление об окружающей действительности, способствующей оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основной из которых является: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие  психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.

Задачи курса:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путём  развития  восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвета, вкуса, запаха, звука, ритма);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

- формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Программа предусматривает два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (величин, формы, цвета и т.д.), и обучение использованию специальных  (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием  моторной системы, совершенствованием координации движений, преодолением моторной неловкости, скованности движений, развитием мелкой моторики рук.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- развитие моторики, графомоторных навыков;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие слухового восприятия;

- развитие восприятия пространства;

- развитие восприятия времени.

Все разделы программы курса взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу.

На коррекционные занятия по развитию сенсомоторики зачисляются те ученики, у которых не сформированы в нужной степени навыки чувственного познания, наблюдается недоразвитие психомоторики, то есть не создана в полной мере основа для познавательной деятельности.

  • Дети с умеренной  умственной отсталостью;
  • Дети с лёгкой умственной отсталостью, не прошедшие дошкольную подготовку;
  • Дети с лёгкой умственной отсталостью, у которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов,  у детей с умеренной  умственной отсталостью, целесообразно проводить два раза в неделю, продолжительность занятий 15 – 25 минут. При работе с детьми с умеренной умственной отсталостью необходимо проработать все разделы курса.

Подгрупповые (2 – 4 человека) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, у детей с лёгкой умственной отсталостью, можно  проводить один раз в неделю, продолжительность занятий 20 – 30 минут. Учитель-дефектолог (педагог-психолог) может выбрать для работы те разделы курса, коррекцию которых необходимо провести.

Содержание коррекционно-развивающего курса

«Развитие сенсомоторики»

Развитие моторики, графомоторных навыков

        1 класс Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев, пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.

2 класс  Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев. Координация движений. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами.  Графический диктант по показу.

3 клаас Обучение целенаправленным действиям по 3-4-звенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров, изображение предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

4 класс Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

Тактильно-двигательное восприятие

1 класс Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с живым песком. Игры с крупной мозаикой. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый/легкий).

2 класс Определение на ощупь объёмных предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний – лёгкий).

3 класс Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие/жесткие, мелкие/крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Игры с сюжетной мозаикой. Дифференцирование ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее/легче/самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

4 класс Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Игры с мелкой мозаикой. Определение веса различных предметов «на глаз». Измерение веса разных предметов на весах.

Кинестетическое и кинетическое развитие

        Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы, при использовании кинезиологических упражнений. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Телесные упражнения  в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, что способствует его развитию.

3 класс  Формирование ощущений от статических  и динамических поз различных  мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т.д.). Выполнение глазодвигательных упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация поведения животных (походка гуся, зайца, кенгуру, и т.д.), инсценировка.

 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 

4 класс Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т.д.). Упражнения на  снятие мышечных зажимов и расслабление.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

1 класс Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме (на основе демонстрации). Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые, и т.д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).

2 класс Формирование набора эталонов  геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3 – 4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков.  Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (3-4 детали: машина, дом и т.д.).  Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали с разрезами по диагонали).

3 класс Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3 – 4 предметов. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Составление предмета из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

4 класс Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 -6 предметов. Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр, и др.) из 6 – 8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).

Развитие зрительного восприятия

1класс Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2 предметов: нахождение отличительных  и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2 класс Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (3-4 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

3 класс Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

4 класс Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их  в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предмета или сюжетной картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 

Слуховое восприятие  

1 класс Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

2 класс Дифференцирование звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, звуки музыки и речи).  Различение мелодии по характеру (весёлая/грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

3 класс Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

4 класс Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства

1 класс Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки/ноги, правой/левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху/внизу, над/под, справа/слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад и т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона).

2 класс Ориентировка в помещении, понятия: близко, ближе – далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных  отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

3 класс Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

4 класс Ориентировка в помещении. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенных предметов (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов  и игрушек.

Восприятие времени

1 класс  Сутки; части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра; дни недели.

2 класс Порядок месяцев в году; времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до часа).

3 класс Определение времени по часам.  Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).  Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

4 класс Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

В результате  целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий

Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий...

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...