Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий
статья на тему

Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: «Оптимизация образовательного процесса через приоритетное использование современных педагогических технологий».

Подготовил учитель начальных классов МАОУ Лицей №58 Аслямова Ф. Х.

       Качество образования учащихся обеспечивается не только наличием содержания обучения, но и сочетанием различных методов, способов, технологий обучения. 
Одним из приоритетных направлений развития школы  – это  внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий. 
Главным недостатком при классическом обучении является передача суммы знаний и требование каждым преподавателем обязательных знаний от учащихся в соответствии с учебной программой. При этом существенно осложняется осмысление полученных знаний, затрудняется их применение, порождается неуверенность в собственных силах, способностях, что вызывает пассивность личности. Вот поэтому стали говорить о новых подходах в обучении, нетрадиционном обучении, лучше сказать, новых требованиях к преподавателю. Стали говорить о новых педагогических технологиях.
Смыслом перехода на новые технологии в школах является гуманизация отношений «учитель – ученик», требующая коренного изменения позиции учителя в образовательном процессе (главным действующим лицом в этом процессе должны стать учащиеся, а учителя – организаторами их учебной работы), переход от «знаниевой» педагогики к «способностной», от школы «памяти» к школе «развития», которая ориентируется на личность учащегося. 

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Под технологией мы понимаем способ достижения гарантированного результата, совокупность методов, приёмов, средств, которые позволяют проектировать и реализовывать образовательный процесс. Это комплекс, состоящий из:
- некоторого представления о планируемых результатах обучения;

-набора моделей обучения;

-критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребёнка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.

С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения сформировались в общих правилах применения метода педагогического воздействия:

  1. сочетание требований с уважением к детям;
  2. разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;
  3. доведение этого воздействия до конца. 


Отличительными характеристиками новой технологии обучения являются: современность – постоянное стремление к дидактическим нововведениям; оптимальность – попытка достичь поставленных целей при наименьших расходах усилий, времени и средств; интеграция-синтез получаемых знаний; научность; воспроизводство процесса и его результатов; программирование деятельности учителя и учащихся; масштабное использование современных ТСО; оптимальность материально-технической базы; качественная и количественная оценка результатов обучения.

Новые технологии обучения не только создают благоприятные условия для творчества учащихся, но и, прежде всего, предъявляют новые требования к преподавателю, который должен:

-иметь глубокое, целостное, системное знание учебного предмета и соответствующей науки (её основ);

-уметь диагностировать цели обучения, воспитания и развития;

-уметь переструктуировать учебный материал с индуктивного изложения в логику интегрированно-дедуктивного, проблемного изложения целой темы, а не одного урока;

-определять и целостно прогнозировать структуру учебного процесса (цели, содержание, формы, методы и средства обучения) в рамках учебной темы, а не одного учебного занятия;

-организовать самостоятельную и самообразовательную работу учащихся для подготовки к уроку-семинару, уроку-конференции, уроку-диспуту, деловой игре и т.д.;

-формировать у учащихся необходимый уровень знаний, умений, навыков; 

-разрабатывать опорные конспекты и структурно-логические схемы для эффективного урока;

-разрабатывать принципиально новый вид наглядности, наглядных средств (региональной наглядности);

-свободно владеть активными методами, методами проблемно-развивающего обучения;

-применять дифференцированное или индивидуальное обучение с использованием ЭВМ;

-оперативно управлять учебным процессом, совмещать все входящие в него процессы (обучения, воспитания и развития) и обеспечивать текущий и заключительный контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся;

- свободно владеть здоровьесберегающими технологиями и применять их на практике.

Я продолжаю работу по использованию как традиционных технологий обучения, так и таких педтехнологий, как технологии развивающего обучения, технологии дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии методической диагностики, технологии педагогического общения, оценочные технологии, технологии сопровождения и технологии воспитания.
Информационно-коммуникационные технологии
Информатизация образования представляет собой процесс внедрения достижений информатики и информационных технологий в обучение, управление образованием и научные исследования. 

Компьютер – основной технический компонент современных информационных технологий. Именно он многократно усиливает интеллектуальные возможности человека, помогает обучать и учиться, выполнять хотя и привычные действия, но с новыми эффектами и невиданными ранее возможностями. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:
-техническая среда (вид используемых технических средств);

-программная среда (набор программных средств);
-предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
-методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.)


Информационные технологии, оснащённые всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Назовём некоторые виды современных информационных технологий:
- педагогическое тестирование (в бланковой форме или непосредственно на компьютере);
- создание и использование в управлении информационных систем и баз данных (мониторинг качества обучения);
- компьютерные мультимедиа и демонстрационные системы, повышающие качество преподавания;
- дистанционное обучение (в перспективе);
- создание и использование информационно-коммуникационной инфраструктуры с целью обеспечения более качественной связи между школами округа.
Создание в базовой школе округа мощного ресурсного центра позволяет уже сегодня организовывать занятия по информатике для учащихся некоторых школ. Дальнейшее укрепление ресурсов позволит проводить данную работу и по другим предметам. 
Технологии методической диагностики
Чтобы высветить болевые точки текущего учебно-воспитательного процесса в школе и образовательном округе, необходимо использовать технологии методической диагностики:

- диагностика развития общеучебных умений и навыков;

- мониторинг учебного процесса;

- мониторинг воспитательного процесса;

- фиксация срезовых и итоговых достижений (тетрадь по самообразованию);

- диагностика мероприятий всех уровней;

- фиксация личных достижений учащихся (например, портфолио, личная карта достижений и т.п.).

- диагностика уровней развития педагогической деятельности;

- диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего учителя и т.д.
Технологии педагогического общения.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

  1. “открытие” ребенка на общение – призвано создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
  2. “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
  3. “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная оценка, а как стимулятор.
  4. Среди технологий педагогического общения мы выделяем:
    - диагностическое собеседование;
    - беседу
    - опрос;
    - упражнение;
    - инструкции и др.
    Оценочные технологии
    Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь». Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя её в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.
    Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.
    Среди оценочных технологий мы выделяем:
    - 5-бальную оценочную технологию;
    - 100-бальную оценочную технологию (в рамках подготовки выпускников к ЕГЭ);
    - аутентичное оценивание (внедрение метода портфолио в рамках предпрофильной подготовки учащихся);
    - зачётную систему оценивания (с ведением зачётных книжек по элективам);
    - технологию оценки различных видов внеклассной деятельности учащихся;
    - технологию оценки рефератов, творческих, исследовательских работ (в том числе в рамках работы НОУ «Эврика»).
    Технологии сопровождения
    В современных условиях (в условиях введения профильного обучения) очень важно верное определение каждым учащимся образовательной траектории согласно его способностям и потребностям. В связи с этим в школьном округе необходимо продолжать отрабатывать технологии сопровождения такие как:
    - технология индивидуального сопровождения одарённых детей;
    - технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
    - технология допрофессиональной диагностики;
    - технология диагностики проблем учащихся на разных ступенях;
    - тестирование интеллектуальных умений и навыков;
    - диагностика индивидуальных психологических способностей учащихся;
    - технология индивидуального обучения и самовоспитания.

    Опыт моей работы (стаж – 12 год) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях –дело не простое, но сегодня это требование времени.  Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности,способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектно-исследовательского обучения, развитие критического мышления, применение ИКТ и др.

 Работаю я в начальных классах, и, как известно всем, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра.

В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно – поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на уроке при активном взаимодействии всех участников процесса. Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся. Работают и слабые ученики, и сильные. Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают навыки работы на компьютере.

Технологией проектно-исследовательского обучения  я начала заниматься 2 года назад, взяв для себя эту тему как тему самообразования. На подготовительном этапе была выбрана  тема «Мир за окном».

   Используя коммуникативные технологии строю обучение с привлечением всех средств информации. Большое место отвожу работе в парах и группах сменного состава ( на уроках математики, русского языка – постоянно). Применение на практике уровневой дифференциации настолько же затруднительно, насколько и важно. Решение этой проблемы видится в обращении учителя к помощи извне. Эту помощь могут оказать новые информационные технологии.

Таким образом, использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностей и дарований.

И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта)

Данный материал кратко ознакамливает с опытом применения современных педагогических технологий....

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Обобщение опыта по теме «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий».

В данной статье я обобщила опыт работы над темой «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий». Внедрение в образовательный...

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...