Конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Минибаева Алия Айдаровна

Конспект урока по литературному чтению "И.А.Крылов Мартышка и очки" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_-_kopiya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

И.А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель темы:

Создать условия для формирования представления о великом баснописце И.А. Крылове; познакомить с басней «Мартышка и очки»

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Учащиеся имеют представление: о И.А. Крылове, как известном баснописце;
знают: содержание басни «Мартышка и Очки»;
умеют: читать выразительно и осознанно; определяют мораль басни

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях
Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Тип урока:

Ознакомление с новыми знаниями

Ресурсы

Учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», 3кл., ч.1, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

- Встали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. Я желаю всем вам хорошего настроения.

- Садитесь.

Актуализация знаний

- А урок мы с вами начнем с речевой разминки.  Сядьте ровно. Спина прямая. Внимание на слайд.
Сидит мартышка на вышке,

Бросает оттуда шишки.
- Сейчас все самостоятельно про себя прочитайте данную скороговорку.
- А сейчас прочитайте шёпотом, быстро.
-  Кто прочитает?
- А сейчас прочитайте с удивлением; с вопросительной интонацией; с восхищением?
- Прочитайте эти слова и отругайте мартышку.
- А сейчас похвалите мартышку.

Постановка цели

- Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане…» (Кроссворд на слайде)

-Ребята, слушаем первый вопрос.

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью.

2. Жанр художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина.

3. Имя царя

4. Как зовут молодого князя

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона

- Над каким жанром художественной литературы мы будем работать сегодня?
- А что такое басня?
- В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

- Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.
- Первым
 баснописцем считается Эзоп. Он является первооткрывателем жанра басен. Считается, что дата рождения баснописца – шестой век до нашей эры. Его родина – Древняя Греция. Все сведения гласят, что с самого рождения и, возможно, всю жизнь, Эзоп являлся рабом. Басни Эзопа стали первыми произведениями в этом жанре. Также баснописец стал первым в своей манере письма: характеры людей он выдавал под видами зверей. Басни Эзопа пользовались большой популярностью у народа Древней Греции. У этих историй всегда набиралось много слушателей.


Белка

Сказка

Салтан

Гвидон

Буян

Басня


Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки и пороки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность глупость


                                       



Первичный синтез

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством ещё одного замечательного баснописца И. А. Крылова.
- И.А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной. Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Он написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни баснописца. Их заучивали наизусть, хохоча пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты.
- Ребята, посмотрите на портрет И.А. Крылова.

- Каким он вам представляется по характеру?

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец на памятнике. Вокруг памятника барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был построен в С.-П. в Летнем саду.

- Дополнительные сведения мы узнаем, прочитав статью по учебнику с. 132.

(Чтение вслух хорошо читающими детьми)
- У каждого на столе лежит карточка с заданием. Подпишите её.  Вам нужно закончить предложения вставив слова вместо пропуска.
1. И.А. Крылов родился в _________ (в Москве)
2. Он самостоятельно изучил ______________________ (французский и итальянский)
3. Более тридцати лет он проработал в  ______________ (Петербургской публичной библиотеке)
4. Он писал _________(басни), в которых высмеивал ____________ (пороки людей)

- А сейчас проверяем, внимание на слайд. Читаем первое предложение, которое у вас получилось.
- Продолжите фразу: Я узнал, что Крылов ...
- Прежде чем познакомиться с новой басней Крылова, давайте вспомним,
 кто главные герои басен? (животные)

-Чем обычно начинается или заканчивается басня? (моралью, поучением)
- И.А. Крылов жил много лет назад, многие слова, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл.
Мартышка – маленькая обезьяна;

Дюжина – 12;

Полдюжины – 6;

Темя – верхняя часть головы;

Нанижет – наденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда - необразованный человек;
Невежа – невоспитанный человек;

К худу клонит – на плохое направляет;

Познатней – побогаче, выше титулом;

добрым, спокойным, мудрым

Первичное восприятие

- А сейчас мы с вами будем слушать басню. (слушаем аудио)
- Понравилось ли вам басня?
- Какие чувства у вас появились во время прослушивания?
- Что вам показалось наиболее смешным в басне?
- Как вы представили  героя?

Аналитическое чтение

- А сейчас прочитайте басню самостоятельно на странице 134 и приготовьтесь к работе со мной.

- Прочитайте первую строчку, как вы ее понимаете?
- Прочитайте 3-ю строчку, как вы понимаете?

- Прочитайте следующую строчку, как вы ее понимаете? Что значит завести?
- А как вы понимаете значение слова достала?  
- Сколько очков купила мартышка? Полдюжины – это сколько?
- А на самом деле сколько очков нужно, чтобы видеть?
- Что она делает с очками? Какие действия она совершает? Найдите в тексте, прочитайте.
- Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?
- Найдите строчки с мартышкиной речью, зачитайте.
- Как называет мартышка людей?
- А как вы понимаете значение слова ВРАКИ?
- А как вы понимаете выражение «И проку на волос в них нет»?
- А как вы понимаете выражение  «О камень так хватила их»?
- Что произошло с очками?

- Найдите в тексте мораль этой басни.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам, читателям?


- Ребята, как вы думаете почему И.А. Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?


                                                           

Она стала плохо видеть

этот недуг не такой большой, его ещё можно исправить

Купить

Купила

6

1

Вертит очками так и сяк, То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, То их понюхает то их полижет

Нет, так очками не пользуются

Дураки

Неправда, ложь, обман

Никакой пользы

Ударила о камень

Они разбились,

С необразованностью

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Мартышка - зверек, который славится своими глупыми выходками, который любит кривляться, который не слушается и норовит учинить разные пакости.

Вторичный синтез

- Сейчас прочитайте самостоятельно басню и приготовьтесь к выразительному чтению.

Подведение итога

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...