Тексты для проверки техники чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Рязанцева Наталья Евгеньевна

Тексты для проверки техники чтения. С подсчитанными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Техника чтения78.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты

для проверки навыка чтения

1 класс (начало учебного года)

     У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша.

                                                                    (Л. Толстой)

11

1 класс (начало учебного года)

     

     Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя

села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

                                                                                   (Л. Толстой)

9

20

1 класс (начало учебного года)

Волк

     Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее

время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи – не-сдо-бро-вать овце.

                                                                           (Е. Чарушин)

8

17

26

33

1 класс (середина учебного года)

Кубик на кубик

       Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на

кубик. построила высокую башню.

       Прибежал Миша.

- Дай башню!

- Не дам!

- Дай хоть кубик!

- Один кубик возьми.

       Миша протянул руку и взял самый нижний кубик! И вмиг вся башня раз-ва-ли-лась!

                                                                                   (Я. Тайц)

10

14

16

18

20

23

26

36

39

1 класс (середина учебного года)

Курица и золотые яйца

(Басня)

                У одного хозяина курица несла золотые яйца.  Ему

захотелось сразу побольше золота, и он убил курицу (он думал, что внутри её большой ком золота); а она была такая же как и все курицы.

                                                                           (Л. Толстой)

8

18

31

33

1 класс (середина учебного года)

Правда всего дороже

     Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

     Отец пришёл и спросил:

     - Кто разбил?

     Мальчик затрясся от страха и сказал:

     - Я.

     Отец сказал:

    - Спасибо, что правду сказал.

                                                                           (Л. Толстой)

8

10

14

16

22

23

25

29

1 класс (конец учебного года)

Четыре желания

             Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми

бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

        - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.

                                                                               (К. Ушинский)

7

17

18

28

30

1 класс (конец учебного года)

Собака и её тень

(Басня)

       Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака

мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

      И осталась собака ни при чём.

                                                                                    (Л. Толстой)

11

22

33

43

49

1 класс (конец учебного года)

Два товарища

          Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

         Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.

         Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

         - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

         - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в

опасности от товарищей убегают.

                                                                                 (Л. Толстой)

  10

20

31

33

41

42

51

59

69

73

2 класс (начало учебного года)

Собака на сене

      Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, и она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:

    - Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.

                                                                                       (Л. Толстой)

9

19

29

31

45

2 класс (начало учебного года)

       

        Ходили дети по лесу за грибами, набрали полные корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За

кустами завыли волки. дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и  ушли домой.

                                                                                       (Л. Толстой)

9

20

29

35

2 класс (начало учебного года)

Томкины сны

       Когда Томка спит, он лает во сне, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда–то.

       Никита спрашивает у меня:

      - Почему это Томка лает? Ведь он же спит.

      - Он сны видит, - отвечаю.

      - Да, наверное, какие–нибудь свои, собачьи сны – про

охоту, про зверей, про птиц.

                                                                          (Е. Чарушин)        

12

17

21

29

33

40

45

2 класс (середина учебного года)

Котёнок

(отрывок)

              Были брат и сестра – Вася и Катя, и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли

найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над

головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по

лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё

спрашивала: «Нашёл? Нашёл?» Но Вася не отвечал ей.

Наконец Вася закричал ей: «Нашёл! Наша кошка… и у неё

котята; такие чудесные; иди сюда скорее». Катя побежала

домой, достала молока и принесла кошке.

          Котят было пять.

                                                                                            (Л. Толстой)

12

22

32

41

51

59

68

76

82

85

2 класс (середина учебного года)

Муравей и голубка

(Басня)

           Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и

хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и

улетела.

                                                                                       (Л. Толстой)

7

17

27

37

47

56

57

2 класс (середина учебного года)

Почему год круглый?

            - Потому год круглый, - сказало Солнце, - что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.

           - И совсем не потому! Проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо – тот же круг!

        - Нет, друзья, - прошептала Ёлка, - ведь всем известно, что мы, ёлки, круглый год зелёные. А как же мы могли бы быть зелёными круглый год, если бы год-то был не круглый?!

                                                                            (Н. Сладков)

7

18

19

27

37

47

54

66

76

2 класс (конец учебного года)

Гроза в лесу

        Когда я был маленький, меня послали в лес за  грибами. Я дошёл до леса, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под

большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что моим глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то

затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.

       Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко.

                                                                                      (Л. Толстой)

11

22

32

41

50

60

69

79

83

2 класс (конец учебного года)

Утренние лучи

         Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

        Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко – высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо на свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

     Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

                                                                               (К. Ушинский)

8

14

22

30

40

41

50

59

63

2 класс (конец учебного года)

Голова и хвост змеи

        Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить

спереди: у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдёмся!»

        И хвост оторвался от головы и пополз вперёд. Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

                                                                                      (Л. Толстой)

9

17

30

41

48

58

67

3 класс (начало учебного года)

Беспризорная кошка

(Отрывок)

                 Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетка и разные удочки. Перед домом стояла будка,  

и на цепи огромный пёс.

          Мохнатый, весь в чёрных пятнах – Рябка. Он стерёг дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним

разговаривали, и очень простое понимал. Спросишь его:

«Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернёт

морду, куда Володя ушёл.

                                                                                  (Б. Житков)

11

20

25

34

46

57

64

72

76

3 класс (начало учебного года)

Пушок

(Отрывок)

           В доме у нас был ёжик, он был ручной.

           Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и

делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок.

       Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

      Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по

дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

    Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает…

                                                                             (Г. Скребикий)

9

18

27

37

49

61

70

71

80

89

97

107

114

3 класс (начало учебного года)

Услужливый

       Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:

      - Разбуди меня через полчасика!

      Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.

      - Спи – спи! Разбужу! – пообещал он.

      Лось потянулся и закрыл глаза.

      - Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.

      Притащил стог сена и давай его Лосю под бока пихать.

      - Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.

      - Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!

      - Да нет, не надо… я спать хочу…

      - Спи – спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?

       Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.

      - Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!

                                                                            (С. Михалков)

9

14

18

25

30

35

41

51

58

66

67

74

83

91

100

103

3 класс (середина учебного года)

В стране доброго волшебника

             Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки

«прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега,

пригнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что не пройти, только заяц может пробежать под ними.

       Но человек этот знает «одно волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он нашёл увесистую палку, ударил по

заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, берёзка

распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идёт этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит по лесу со своей волшебной палкой писатель

Михаил Михайлович Пришвин.

                                                                         (Л. Воронкова)

7

16

24

31

41

48

56

64

71

80

90

99

102

3 класс (середина учебного года)

Чук и Гек

(Отрывок)

        На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку.

              Из чего- чего только не выдумывали они мастерить игрушки!

    …Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов…

       Теперь дело было за ёлкой. Сторож стал на лыжи и ушёл в лес.

       Через полчаса он вернулся.

    Ладно. Пусть игрушки были не ахти какие нарядные… но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это

была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая

и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки.

                                                                             (По А. Гайдару)

9

10

18

19

27

37

38

50

51

55

64

76

83

92

3 класс (середина учебного года)

Сила слова

       Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

     - Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!

      Но камень ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился.

      В это время к камню подъехал всадник.

      Путник ему говорит:

      - Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда ни сюда. Лежит и пройти не даёт!

      Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь стащил камень с дороги.

       - Вот это другое дело, - сказал путник.

       - Э-э, нет, - ответил всадник. – слово всё-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего  

не получалось.

9

13

22

32

39

46

49

59

70

76

85

89

95

102

115

127

128

3 класс (конец учебного года)

Золотой луг

          Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь

золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

         Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал

одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

        Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять

золотым.

                С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

                                                                                 (М. Пришвин)

11

19

26

37

47

57

67

78

86

94

103

104

114

121

130

3 класс (конец учебного года)

Голос дождя

     Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в

водосточной трубе.

     Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке

молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.

     Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Восточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и побежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый

серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого

бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса всё ширилась и светлела.

                                                                                  (В. Бурлак)

10

17

19

29

38

47

51

59

68

79

87

95

103

113

116

3 класс (конец учебного года)

Отважный пингвинёнок

           Однажды я спускался к морю и увидал маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на

голове и коротенький хвостик.

      Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

      Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю

скалы.

               Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

     От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

      Это был отважный пингвинёнок, он первый искупался в холодном зелёном море.

                                                                                (Г. Снегирёв)

8

17

21

28

34

42

52

53

59

64

72

79

86

94

97

4 класс (начало учебного года)

Утро

         Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!                                                            В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягким теням ночи:

        - Не бойтесь – это солнце!

       Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю,

кланяются и поют:

        - Приветствуем вас, владыка мира!

         Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

                      - Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно,

тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не

перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

                                                                            (М. Горький)

8

17

27

36

43

47

54

60

63

67

75

83

89

94

101

109

118

123

4 класс (начало учебного года)

Осень в лесу

                      Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

           По опушкам леса ёще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

          В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

                 Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

        На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

      По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать

рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь

отправляются дикие гуси, покидают родные болота

длинноногие журавли.

                                                              (И. Соколов – Микитов)

6

12

19

25

34

39

46

53

56

63

66

74

76

85

94

99

106

115

121

123

4 класс (начало учебного года)

Иван – царевич и серый волк

(Отрывок)

         Иван – царевич через стену перелез, увидел терем – на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар – птица. Он птицу взял, да засмотрелся на клетку. Сердце его и

разгорелось: «Ах, какая – золотая, драгоценная! Как такую

не взять!»

       Только дотронулся до клетки, пошёл по крепости звук, трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана - царевича и повели его к царю Афрону.

        Царь Афрон разгневался и спрашивает:

        - Чей ты, откуда?

        - Я царя Берендея сын, Иван – царевич.

        - Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать… Теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком- то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар – птицу с клеткой.

         Загорюнился Иван – царевич.

                                                              (Русская народная сказка)

8

18

27

34

36

44

50

59

64

67

73

81

91

101

110

119

122

4 класс (середина учебного года)

Купание медвежат

        Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

        Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде

                Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

          Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

         Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было

очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо

освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу,

а охотник слез с дерева и пошёл домой.

                                                                                        (В. Бианки)

9

19

29

36

45

54

60

66

70

79

81

88

97

105

114

122

4 класс (середина учебного года)

Некрасивая ёлка

(Отрывок)

          В жаркие солнечные дни, изнемогая от зноя, деревья перешёптывались друг с другом так тихо что даже чуткие птицы не могли разобрать, о чём они шепчутся. Зато, как только поднимался ветер, в лесу начинался такой шумный разговор, что его без труда мог услышать всякий.

        Самой болтливой в лесу была Осина. Её голос, звенящий одиннадцатью тысячами листочков, не умолкал и в полдень. Осина любила позлословить, как, впрочем, и Берёза. А Ёлка наоборот. Ёлка была на редкость молчалива и задумчива. Она, в отличие от своих стройных и красивых сестёр, росла не очень красивой. Даже, скажем прямо, совсем некрасивой – однобокой и кривой.

     Ёлку не любили её лесные собратья, хотя ни одному из них она не сделала ничего дурного. Она не затеняла им

солнца, не лишала их влаги, не шелестела, как Дуб или

Ясень. Вообще, она вела себя очень скромно.

                                                                                  (Е. Пермяк)

8

17

27

35

43

52

60

69

77

87

95

98

108

118

128

135

4 класс (середина учебного года)

Снежная королева

(Отрывок)

       …Кай захотел ещё раз взглянуть на снежную улицу. Он вскарабкался на стул и приник лицом к стеклу – там, где лёд немного оттаял.

      За окном кружились белые снежинки. Одна снежинка упала на край цветочного ящика и на глазах у Кая стала

быстро расти. Она росла, росла, и Кай вдруг увидел, что

перед ним стоит ослепительная красавица. На голову и плечи её было накинуто покрывало, сотканное из миллионов

сверкающих снежинок. Вся одежда её была из блестящего голубоватого льда. А глаза её сияли, как звёзды. До чего же она была хороша! Но каким холодным и тяжёлым был её взгляд!

        Красавица кивнула Каю и поманила к себе.

        Мальчик испугался. Он спрыгнул со стула и убежал в самый дальний угол комнаты.

        А за окном мелькнуло что-то белое, словно взмахнула крыльями огромная птица, и всё исчезло.

                                                                      (Х. К. Андерсен)

9

20

22

29

40

50

59

66

74

85

95

96

103

112

116

124

130

4 класс (конец учебного года)

Лягушонок

        В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдёт два дня, три, и весна загудит. Солнце так

распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью. Мы думали, где-то угли жгут. Приблизил я ладонь к этому грязному снегу, и вдруг – вот те угли! На сером снегу стало белое пятно: это

мельчайшие жучки –прыгунки разлетелись в разные стороны.

           В полдневных лучах на какой-нибудь час или два

оживают от снегу различные жучки, паучки, блошки, даже комарики прилетают.

     Случилось, талая вода протекла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился

путешествовать.

                                                                     (М. Пришвин)

9

18

27

35

45

55

62

70

78

80

89

97

105

112

113

4 класс (конец учебного года)

Каштанка

        Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. В комнате не

было ни души. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая,

угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и

мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего

интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь… Каштанка поцарапала эту дверь, налегла на неё грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад.

Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув

к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на

матрасике лежал белый кот, увидев Каштанку, он вскочил,

выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку…

                                                                                  (А. Чехов)

9

18

26

34

42

50

59

67

72

80

89

97

107

117

125

135

141

4 класс (конец учебного года)

Слово о жемчугах

        Не надо думать, что книги всегда были такими, какими ты видишь их теперь перед собой.

         В старину книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась,

а рисовалась.

              Подбирались чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы  

выделяли красными чернилами, отсюда пошло выражение – писать с красной строки.

     Для зачинки перьев – гусиных, лебяжьих, павлиньих - применяли ножички. Сделает писец ошибку, заметит и

подчистит ножичком, покроет подчищенное место белилами и напишет вновь.

        Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей. На

обложках помещали драгоценные камни, золотые или

серебряные застёжки.

                                                                                (Е. Осетров)

9

15

23

31

40

47

49

54

61

67

71

77

84

90

93

99

106

112

114

Тексты для исследования технической и смысловой сторон чтения обучающихся 5-9 классов 

5 классы (1 полугодие) 

На краю села стояла обыкновенная Школа.  А невдалеке от нее текла река, расстилался зеленый луг. Глядя на речку и луг, Школа сильно тосковала. Ей очень хотелось побегать по траве и искупаться. «Все, все мне надоело,- думала Школа.- Этот шум, уроки, наставления учителей: это нельзя, то нельзя. А что можно?»

И вот в один солнечный весенний день она решила убежать от учителей и учеников. Сначала она осторожно тронулась с места, а потом побежала, крича от радости. Из нее сыпались рогатки, бумажные самолетики и какие-то проволочки, трубочки, и в конце концов даже вывалился сторож дядя Вася, который спал и не подозревал о побеге Школы.

Утром пришли ученики, глядь, а Школы на месте нет. От неожиданности они немного испугались, а потом обрадовались: ведь если нет Школы, значит не будет и уроков.

А Школа тем временем бегала  по траве и ловила бабочек. Директор Школы, узнав об этом, собрал педагогический коллектив и сказал:

- Немедленно поймать ее и привести на место!

Школьники и учителя бросились ловить непокорную Школу, которая брыкалась и даже пыталась бодаться. В конце концов, загнанная и обессиленная, она остановилась.

- Послушайте, дети,-обратилась она к ученикам,-неужели мне нельзя отдохнуть, разве я не заслужила? Я так мечтала погулять по лугу, искупаться в речке. А вы… Нет, вы не любите меня.

- Что ты, что ты!-дружно закричали дети.-Мы понимаем тебя, мы сами иногда сбегаем с уроков. Отдохни, Школа!

- Спасибо!- поблагодарила та и пошла собирать колокольчики.

Весь день Школа и дети загорали на песке у реки, купались, веселились. Школа пела песни, читала стихи, рассказывала интересные истории. Под вечер, заполненная детворой, , она вернулась на свое место. Дети высыпали на улицу и стали кричать:

-Давай,  Школа, еще что-нибудь необычное!

- Хорошо,-ответила Школа.-Скоро мы отправимся на Северный полюс. Но для этого надо учить географию, иначе мы заблудимся.

К удивлению учителей, их подопечные стали прилежно учиться, хорошо себя вести. Они тренировались, готовились к походу. Когда наступила зима, Школа встала на лыжи и вместе с учениками отправилась к Северному полюсу. Возвратившись домой, ребята попросили Школу придумать что-нибудь еще более невероятное.

-Хорошо!-сказала их любимица.-Вы способны на большее, вы талантливы и гениальны, только нужно верить в себя и много работать, учиться. Ведь скоро мы отправимся на дно океана Я стану подводной лодкой.

-Ура!!! А что потом?- не унимались ребята.

-А потом нас ждет Космос. Я стану ракетой.

Услышав такое, директор Школы схватился за голову.

-Все! Хватит! Я снимаю с себя всякую ответственность и ухожу.

И директор ушел очень удрученный. Ребятам же, наоборот, было весело и интересно. Школа помогла им поверить в себя, в то, что нет  на свете таких дел, которые не были бы им под силу.

                                                                              (И. Шишкин)

5 класс (2 полугодие)

Даша Севастопольская

Из первых русских сестер милосердия ни одна не стяжала себе такой славы в народе, как Даша Севастопольская.

1 сентября 1854 года около крымских берегов показался огромный неприятельский флот. Севастополь был плохо защищен, и  теперь ночью и днем кипела работа по укреплению города. Работали все, помогали и женщины, и дети. Помогала и Даша. Она приходила к солдатам, стирала белье. Даша видела муки раненых защитников Севастополя, оставленных иногда без всякого ухода, и надумала стать сестрой милосердия.

Но сделать это было очень нелегко. Никогда ничего подобного не было в нашей армии, и никто не разрешил бы девушке жить среди солдат и делать свое святое дело. Тогда Даша надумала переодеться матросом и поступить добровольцем в ряды защитников отечества. В то тяжелое время такой воин никого не удивлял: на защиту родного города поднялись все.

Матросик начал свое дело любви в сражении под Алмою. На небольшую лощину недалеко от поля битвы начали приносить раненых. Гром выстрелов, разрывавшиеся бомбы, свиставшие  в воздухе и взрывавшие землю ядра, смрад от пороха,пыли и гари, отчаянные крики и стоны раненых вначале смутили было девушку, но она скоро оправилась и принялась обмывать раны, перевязывать, утешать… Позабыв страх, перебегал матросик от  одного страдальца к другому и без устали перевязывал раны.

А раненых все несут и несут…Так образовался случайный перевязочный пункт. Вскоре подошел фельдшер и немало подивился, видя, как работает матрос. Много слов горячей благодарности и благословений за свой великий человеколюбивый подвиг услышала молодая девушка.

После Алминского сражения Даша дни и ночи работала то на перевязочных пунктах, то в госпиталях. Горячее желание помочь ближнему, облегчить его муки сделало то, что она, не получившая  никакого образования, могла по отзыву великого хирурга Пирогова, даже ассистировать врачам при операциях.

Когда доложено было государю о ее героическом подвиге, он пожаловал ей серебряную медаль.   Теперь Даша могла уже снять свой матросский костюм и свободно работать у постелей больных в обыкновенном женском платье.

5 класс (2 полугодие)

Ива

В стороне от шумного тракта, у оврага, росла большая старая Ива. Многим путникам дала она приют за свой долгий век: в жаркий день укрывала их от палящего зноя, в ненастье- от дождя и ветра. Но время подточило ее силы, и с   годами дерево начало усыхать.

А рядом, на лужайке, уже тянулся ввысь Тополь.

- Прошло твое время,-говорил он соседке, расправляя крону.-Отныне я здесь хозяин!

- Видно, и впрямь близок мой конец,- соглашалась Ива.

Она с грустью смотрела на свои подсыхающие ветви и думала: «Теперь я никому не нужна. Разве только на дрова кто-нибудь срубит». Ива не раз уже ловила на себе взгляд человека с топором. Недавно он даже подходил к ней и трогал кору.

В тревожных раздумьях прошли лето и осень. Когда налетела первая вьюга, старая Ива жалобно скрипнула, прощаясь с осенью, и надолго уснула. А очнулась - на дворе весна! И старая Ива, еще не веря, что жива, робко выпустила зеленые листочки. «Ах, как хорошо все-таки жить на белом свете!» -радовалась она, глядя на голубое небо.

Пробудился от зимнего сна и Тополь, оделся в зеленый наряд и превосходством посматривал по сторонам.

-Ты все еще жива?! - удивился он, взглянув на соседку.-Ну, отныне твои дни сочтены-скоро я совсем закрою солнце.

Тополь чувствовал себя властелином. Любуясь собой, он не раз повторял: «Как я могуч и красив!»

В один из весенних дней на лужайку пришел человек: он давно облюбовал ее под огород, да все руки не доходили. Глянул окрест и решил: «Тополь придется убрать».

Не успел Тополь опомниться, как уже лежал на земле и только кряхтел да охал под ударами топора.

А Ива, обласканная солнцем, дала молодые побеги. Каждую весну человек брал от нее черенки и сажал вдоль оврага. Через несколько лет овраг покрылся буйной зеленью -Ива продолжала жить в своих детях.

( В. Шейко)

6 класс (1 полугодие)

На еловом ручье

В феврале на севере, на Белом море, начинается зверобойный промысел. Из Архангельска в море выходят ледоколы. На мачтах , на особых площадках сидят люди с биноклями, осматривают льдины, и как заметят на льдине черные пятнышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лед и начинают охотиться на тюленей.

Но не только с ледоколов охотятся на тюленей, а и с берега. В самых глухих местах стоят на берегу зверобойные избушки. Одна такая маленькая избушка стояла на Еловом ручье, и вот какой там однажды случай произошел. Встали как-то утром зверобои, включили радио, затопили печку, стали греть чай. Посмотрел один из них в окошко и закричал: «Ребята, тюлени!»

Выскочили зверобои из избушки с винтовками, глядят-на льду недалеко от берега целое стадо тюленей. Поднялась тут частая стрельба. И хоть законом строго запрещено убивать самок тюленей, у которых маленькие детеныши есть, но в спешке бывали случаи, что и  убивали.

Так и на этот раз…Подстрелил кто-то второпях мать, а  ней был маленький тюлененок, дня два как родился. Все в нем было маленькое: головка точеная, тельце, шейка…Но удивительней всего были его глаза. Таких больших черных глаз нет ни у кого больше. И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слезы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.

Поморы-люди суровые. Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. А тут вдруг им тяжело как-то, неловко на сердце стало. Решили тюлененка в избу взять погреться.

Как ни жалели его зверобои, а пришлось бы  неминуемо погибнуть тюлененку без матери. Некогда было зверобоям заниматься с ним, надо было дело делать. Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук, сахару принес, табаку, ватрушек свежих, молока…Он взял тюлененка в школу, в живой уголок.

Всю зиму ухаживали ребята за зверьком. Кормили его сперва молоком, а потом, когда подрос, стали рыбу давать. А когда наступила весна и сошел лед, поднялся в школе спор. Одни предлагали тюлененка в зоопарк отправить, другие хотели его выпустить на волю. Спорили, спорили и решили все-таки выпустить в море…

                                                                             (По Ю. Казакову)

6 класс (2 полугодие)

Подвиг Миклухо-Маклая

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский ученый, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями.

Встревоженные этим сообщением русское правительство поручило клиперу «Изумруд», совершавшего кругосветное плавание, зайти в залив «Астролябии». Действительно ли Маклай погиб?  Или он жив еще, но его нужно выручать из плена?

19 декабря моряки «Изумруда» увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы. Под белым слоем облаков на крутых склонах гор чернел лес.

Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно входил в залив «Астролябии».

Сцена встречи была самая торжественная…Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге; а между ними на возвышении помещался худой и обросший Маклай….Во фланелевой рубахе, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был настоящим Робинзоном Крузо.

К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.

Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и револьвер, и мины, но он не имел нужды пускать оружие в ход. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии путешественника, сами стали платить ему дружбой.

( Л. Чуковская)

7 класс (1 полугодие)

Первая вилка в Англии

В 1608 году побывал в Италии один англичанин, которого звали Томас Кориат. Во время путешествия он вел дневник, в котором записывал все, что его особенно поражало. Описывает он и великолепие венецианских дворцов, стоящих посреди воды, и красоту мраморных храмов древнего Рима, и грозное величие Везувия. Но одна вещь поразила Кориата больше, чем Везувий и венецианские дворцы.

В дневнике есть такая запись: «Когда итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилами из железа или стали, а иногда из серебра. Итальянцев никак нельзя заставить есть руками. Они считают, что есть руками нехорошо, потому что не у всех руки чистые».

Прежде чем отправиться домой,  Кориат обзавелся такими « вилами». Вилка, которую он купил, была мало похожа на наши вилки. У этой вилки было всего два зубца, а ручка, украшенная на конце шишечкой, была совсем крошечная.  В общем, этот инструмент напоминал скорее камертон, чем вилку.

Приехав домой, Кориат решил похвастаться своей покупкой. На званом обеде он вытащил из кармана вилку и принялся есть по итальянскому способу.

Все взоры  устремились на него. А когда он объяснил, что это за штука у него в руках, всем захотелось рассмотреть поближе итальянский инструмент для еды. Дамы восторгались изящной отделкой, мужчины удивлялись изобретательности итальянцев, но все в один голос решили, что итальянцы большие чудаки, что есть вилкой очень неудобно.

Томас Кориат пробовал спорить, доказывая, что нехорошо брать мясо руками, потому что руки не у всех чистые. Это вызвало общее возмущение. Неужели мистер Кориат думает, что в Англии никто не моет рук перед едой? Неужели нам мало десяти пальцев, данных природой, и мы должны добавлять к ним еще два искусственных пальца?

                                                                             ( М. Ильин)

7 класс (2 полугодие) 

У каждого из нас была в детстве пора, когда мы зачитывались былинами, русскими сказками и дух захватывало от описаний побед над двенадцатиглавыми змеями и радостных пиров в честь богатырских подвигов в теремах, изукрашенных так, что скатный жемчуг и красное золото меркли в сравнении с их красотой.

В сотнях сказок  появляется лесная избушка на курьих ножках. Крикнет добрый молодец: «Стань к лесу задом, ко мне передом!-  и затопчутся курьи ножки, повернется изба в другую сторону.

Читаешь сказки и былины и задумываешься: правда ли были  на Руси такие избушки и многоцветные терема или их создала фантазия сказителя заодно с «живой водой», скатертью-самобранкой и Змеем Горынычем?

Оказывается, были.

В Костромской области до наших дней дожила двухсотлетняя избушка «на курицах».

Вместо фундамента подпирают ее по четырем углам огромные еловые пни, вросшие корнями в землю. Пни эти с глянцеватыми гибкими корнями напоминают куриные ножки. Еще одна «куриная нога» с торчащими «пальцами» придавливает крышу избушки. Это охлупень-бревно с обрубленными корнями, особенно фантастически вырисовывающимися на северном послезакатном небе. Правда, редко теперь встретишь такую избу, а скоро из, быть может, совсем не останется. Разве что в музее подивишься черному от дождя и солнца могучему охлупеню, спиленному с крыши.

Не выдумки сказителя и терема, стены которых горят жаркими цветами, оплетены узорами из небывалых растений. До сих пор поражает звонкая красота избяных росписей-настоящих оживших былин и сказок-в Архангельской области. Это великая художественная культура, покоящаяся на древнейших традициях. 

( С. Михалков)

8 класс (1 полугодие)

1812 год

(отрывок из дневника)

…Я уже давно слышал о варварстве Александра Фигнера, но не мог верить, чтобы оно простиралось до убийства врагов безоружных, особенно в такое время, когда обстоятельства отечества стали исправляться и , казалось, никакое низкое чувство, еще менее мщение, не имело в сердцах, исполненных сильнейшего и совершеннейшею радостью! Но едва он узнал о моих пленных, как бросился просить меня, чтобы я позволил растерзать их каким-то новым казакам его, которые, как говорил он, еще не натравлены.

Не могу выразить, что чувствовал я при противуположности слов сих с красивыми чертами лица Фигнера и взором его -добрым и приятным! Но когда вспомнил превосходные военные дарования его, отважность, предприимчивость, деятельность-все качества, составляющие необыкновенного воина,-я с сожалением сказал ему: «Не лишай меня, Александр, заблуждения. Оставь меня думать, что великодушие есть душа твоих дарований;  без него они - вред, а не польза, а как русскому, мне бы хотелось, чтобы у нас полезных людей было больше».

Он на это мне ответил: «Разве ты не расстреливаешь?» - «Да, расстрелял двух изменников отечеству, из коих один был грабитель храма божия».

«Ты, верно, расстреливал и пленных?»- «Боже меня храни! Хоть вели тайно разведать у казаков моих».- «Ну, так походим вместе,-он отвечал мне,- тогда ты  покинешь все предрассудки».- «Если солдатская честь и сострадание к несчастию - предрассудки, то их предпочитаю твоему рассудку! Послушай, Александр,-продолжал я. - Я прощаю смертоубийству, коему причина-заблуждение сердца огненного; возмездие души, гордой за презрение, оказанное ей некогда спесивой ничтожностию…И пока вижу в человеке возвышенность чувств, увлекающих его на подвиги отважные, безрассудные и даже бесчеловечные,- я подам руку сему благородному чудовищу и готов делить с ним мнение людей, хотя бы чести его приговор написан был в сердцах всего человечества! Но презираю убийцу по расчетам или по врожденной склонности к разрушению».

( Д. Давыдов)

8 класс (2 полугодие)

Последнее уничтожение на Бородинском поле

К исходу 1812 года, когда леса и дороги литовские были засорены тысячами замерзших трупов неприятельских, Москва уже стряхивала пепел с седых кудрей своих, и селения по разоренной дороге начинали люднеть и оправляться. Возвратившиеся из засад лесных крестьяне торопились обзаводиться вновь, исправляя по-русски, как-нибудь свои запустелые избы-длинные ветви елей, называемые лапами, и связки соломы служили на первый раз для составления временных защит, загородок, пристенков и скородельных заборов. Мужики можайские оправили свои деревенские бани, свои черные  беструбные бани, сходили в приходскую церковь, наварили браги, стали печь блины, поминая и родителей, и усопшую братию, зажигали на авось, по-старинному, как будто француз и не ходил под Москву! Но армия еще лежала там же, на Бородинском поле без погребения!

 По Смоленской и польским дорогам целые войска скелетов тянулись на запад. Ужасно было состояние отступающей армии! Целые селения вымирали от заразительных болезней, возникших по следам бегущих из России народов Европы. Правительство озаботилось освободить поля русские от трупов, которые, без сомнения, удвоили бы заразу, если б их оставили до теплых весенних дней.

И вот в одну ночь, в одну длинную морозную ночь небо над застывшим полем Бородинским окатилось красным заревом. Жители Валуева, Ратова, Рыкачева, Ельни и самого Бородина, предуведомленные повесткою от земского суда, выползли из своих соломенных нор, и с длинными шестами, топорами и вилами, отправились на поле Бородинское, где уже работали крестьяне окольных волостей.

Длинные ряды костров из сухого хвороста и смольчатых дров трещали на берегах Стонца, Огника и Колочи.  Люди с почерневшими от копоти лицами, в грязных лохмотьях, с огромными крючьями, валили без разбора тела убиенных на эти огромные костры. И горели  эти тела, и густые облака тучного дыма носились над полем Бородинским. На тех кострах горели кости уроженцев счастливых стран, кости  потомков древних французских рыцарей, старинных князей, новых графов и генералов новой империи французской, потомков древних феодалов, сильных баронов германских…И горели, прогорали и разрушались кости вооруженных орд двадцати народов нашествия.

 (Ф. Глинка)

9 класс ( 1 полугодие)

В Спасское - Лутовиново я приехал во второй половине ноября. Мемориальный музей был закрыт, в парке стало совершенно безлюдно и тихо. Даже мои шаги бесшумны: под снежком-еще не примятая трава.

Вот здесь, значит, и жил Тургенев… Вот здесь…

Уцелели флигель, погреб, конюшня, сбруйная и каретный сарай, богадельня, мавзолей Лутовинова, церковь, правда, без колокольни… Уцелело много старых деревьев в парке. Уцелело много старых деревьев в парке. Уцелел и дуб Тургенева. Мне приятно снять с полки первое издание писем Ивана Тургенева и процитировать отрывок из его письма Я. П. Полонскому от 30 мая 1882 года: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу-родине поклонитесь, которую я уже,  вероятно, не увижу».

Хватает за сердце от этих, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далекой родины. Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что-то небольшое, вещественное, очень простое.

Через год Тургенева не станет, не раз в письмах своих он говорит о том, что никогда уже больше не увидеть ему Спасского и, стало быть, своего молодого дуба.

По мнению специалистов, возраст дерева150-160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец-дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич.

Молчаливый друг Тургенева не раз был при смерти, и только искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

Тревогу забили в 1951 году.

«С северо-восточной стороны в основании ствола,- сказано в документе,-был сильный ушиб… Вслед этого «мокла кора»… Дерево плачем просило о помощи».

«Плачем…», «просило…». Уж не одушевленное ли существо этот дуб?

( С.П. Антонов)

9 класс (2 полугодие)

Подвиг художника

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II. Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение четырех лет художник, лежа на спине, расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но, увлеченный работой, он ничего не замечал. Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде.

Работая лежа, великий мастер испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой.

Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело!  Только что закончил он одну фреску (роспись водяными красками по сырой штукатурке), как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Пришлось всю работу начинать сначала.

Микеланджело один расписал плафон площадью более 600 квадратных метров. Это был труд титана, это был подвиг художника.

За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Когда ему нужен мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.

Может быть, ты спросишь: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, всепоглощающей работой?

Представьте себе, что мы задали бы такой вопрос самому Микеланджело. Вероятно, он просто не понял бы нас.

Он не мог жить иначе. Смысл всей жизни был в этом непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства, и была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера - радость созидания, счастье творить.

(Е. Каменева)

 

9 класс (2 полугодие)

Стремительное развитие мира в эпоху информационной революции не позволяет людям всю жизнь пользоваться полученным в молодости багажом сведений. Во многих отраслях каждые пять-десять лет почти полностью обновляются знания и навыки, необходимые работнику. Еще сравнительно недавно бухгалтер ассоциировался со счетами и нарукавниками. Сегодня эта профессия немыслима без компьютера. Современные технологии внедряются повсюду, с ними сталкиваются чиновник, дворник, военный, продавец. Все, что человек знал и умел, может устареть и стать ненужным, и его дальнейшая судьба будет зависеть от того, как быстро и эффективно он сможет освоить новые требования.

Так реальная ситуация в корне меняет представление о том, что значит быть образованным человеком. В сегодняшнем мире мало толку от обученности, необходима обучаемость-умение, способность, желание учиться. Нет смысла много знать-все равно нельзя знать достаточно: важно уметь быстро и правильно найти нужную информацию, творчески применить ее.

Есть только одна сфера, остающаяся почти равнодушной к требованиям времени. Как ни парадоксально, это именно сфера традиционного образования, особенно школьного. Головы учеников по-прежнему стремятся наполнить как можно большим количеством пассивно усвоенных знаний. Средний выпускник школы помнит множество дат, формул и правил, причем большинство из них ему никогда не понадобится. Однако он не умеет пользоваться литературой, самостоятельно рассуждать, находить аргументы в споре.

Требования общества постепенно заставляют школу искать новые формы преподавания. Значит ли, что в будущем совсем откажутся от фундаментального образования и реальное общение с педагогом заменится виртуальным?  Наверное, нет. Чтобы вести поиск информации, осваивать новые и умения, нужны «четкая система координат», развитое, тренировочное мышление. А это требует прочной образовательной базы, заложенной в юности. Учитель тоже необходим, но он уже не столько хранитель сведений, сколько проводник в мир познания. Его задача- привить вкус к знанию, стремление к истине, желание постоянно обновляться и совершенствоваться.

(Л.Петрановская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Техника чтения в 1 классе. Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Техника чтения, тексты для проверки техники чтения в 1 классе, во втором полугодии

Умение читать один из самых важных навыков, способствующий успешному усвоению знаний...

Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения

Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...

Литературное чтение.Тексты для проверки техники чтения. Тема "Животные"

Литературное чтение.Тексты для проверки  техники чтения. Тема "Животные"...

03. Дидактический материал по литературному чтению (тексты для проверки техники чтения).

Тексты для проверки техники чтения  по программе "Школа России"....