Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ОП "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс)

Горянова Ольга Петровна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ОП "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

   

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по учебным предметам в соответствии с ФГОС, авторской программы Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2021 г.

На изучение курса «Литературного чтения» по образовательной программе НОО и по учебному плану МОУ ООШ № 1 во 2 классе отводится 4 ч в неделю, в год – 136 ч.

Программа составлена для 2 класса из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год (на 34 учебные недели) и обеспечена УМК «Школа России» для 2 класса Литературное чтение, Изд. Москва «Просвещение», 2021 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Учащийся научится:

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

- осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;

- проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

- иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.);

- проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;

- включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;

- понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;

- делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;

- замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;

- доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

- использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР;

- отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений - это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;

- строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

- проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

- знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

- пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;

- предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;

- пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

        Метапредметные результаты

        Регулятивные УУД

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).

-  осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

- осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

- понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

- оформлять 1 -2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

- вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор - читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Содержание учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.

Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Книга как особый вид искусства.

Самое великое чудо на свете (4ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

Устное народное творчество (15ч)

Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Загадки-малые жанры устного народного творчества. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики». Творческий пересказ. «Лиса и тетерев». Рассказывание сказки по рисункам. «Лиса и журавль». Герои сказки. Проверка навыков осознанного и правильного чтения. «Каша из топора». Характеристика героев сказок. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану «Гуси- лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (10ч)

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонт «Поспевает брусника». А.Плещеев «Осень наступила»,

        А.Фет        «Ласточки пропали». Сравнение. А. Толстой «Осень». Настроение. Интонация стихотворения. С.Есенин «Закружилась листва золотая». Средства художественной выразительности. В.Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»

  1. Берестов        «Хитрые грибы». Сравнение лирического и прозаического произведений М.Пришвин «Осеннее утро». Оценка достижений.

Русские писатели (15ч)

Знакомство с названием раздела А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север тучи нагоняя», «Зима!». Средства художественной выразительности. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения И.А Крылов. Басня «Лебедь. Щука и Рак». Сравнение басни и сказки. Характеристика героев И.А Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни. Л.Н Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Л.Н.Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведения Л.Н.Толстой «Правда всего дороже». Подробный пересказ. Л.Н.Толстой «Котенок». Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать».

О братьях наших меньших (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Веселые стихи о животных., И.Пивоварова «Жила-была собака» В.Берестов «Кошкин щенок». Настроение стихотворения.рифма М.Пришвин «Ребята и утята». Г ерои рассказа М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков Е.Чарушин «Страшный рассказ». Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ В.Бианки «Сова». Подробный пересказ на основе вопросов Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение и проверка знаний по разделу. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Зима (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения. И Бунин «Зимним холодом пахнуло». К.Бальмонт «Снежинка». Авторское отношение к зиме Я.Аким «Утром кот принес на лапах». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Слова, которые помогают представить зимние картины.

С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза» .А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»»», «Зима! Крестьянин, торжествуя.. ,»,Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев. С. Михалков «Новогодняя быль», Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Писатели детям (22 ч)

Знакомство с названием раздела. К.И Чуковский «Путаница» К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемомуК.И.Чуковский «Федорино горе». Прием звукозаписи С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».Эпическое стихотворение А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Заголовок стихотворения А.Л.Барто «Мы не заметили жука». А.Л.Барто «Вовка-добрая душа». Н.Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа Н.Н.Носов «Затейники». Подробный пересказ на основе картинного плана Н.Н.Носов«Живая шляпа». Н.Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста Н.Н.Носов « На горке». Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Писатели детям». Оценка достижений.

Я и мои друзья (11часов)

Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестов «За игрой». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения Э.Мошковская « Я ушел в свою обиду», В.Берестов «Гляжу с высоты на обиду», В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка». Ю.Ермолаев «Два пирожных» В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа

В.Осеева «Почему?». Смысл названия рассказа. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой Ф.Тютчев «Зима недаром злится.». Настроение стихотворения Ф.Тютчев «Весенние воды». Звукозапись А.Плещеев «Весна», А.Блок «На лугу», И. Бунин «Матери» (в сокращении), А.Плещеев «В бурю» Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел.» С.Васильев «Белая береза». Проект «Г азета «День Победы». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

И в шутку и всерьез (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского», А.Введенский «Учёный Петя», Д. Хармс «Вы знаете?»,Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Герой авторского стихотворения Э.Успенский «Чебурашка». Сравнение героев стихотворенияЭ.Успенский «Если был бы я девчонкой...». Ритм стихотворения Э.Успенский « Над нашей квартирой» Э.Успенский « Память». Авторское отношение к читателю И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

Литература зарубежных стран (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Выставка книг. Английская народная песенка «Котауси и мауси»,«Перчатки» Английская народная песенка «Храбрецы» (Перевод К.Чуковского, перевод С.Маршака) Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка « Знают мамы, знают дети»

Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок Ш. Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ. Г.Х.Андерсен «Огниво». Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Проект «Мой любимый писатель-сказочник. Обобщение по разделу « Литература зарубежных стран». Оценка достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России

Рабочая программа содержит пояснительную записку,   программу по литературному чтению,  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...