Новинки на уроках литературного чтения
статья по чтению (3 класс)

В статье предложены некоторые формы  и приёмы работы, которые можно включать в уроки для поддержания интереса к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение
Лицей №393 Кировского района Санкт-Петербурга

Новинки  на  уроках  литературного  чтения 

статья

Дубровской

Натальи Юрьевны,

учителя начальных классов

Сейчас, в наш век компьютеризации и новых технологий, когда, к сожалению, у нас книга ушла на второй план, я стараюсь привить любовь к книге. По-новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования целью курса литературного чтения является: «воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности ».

В этом плане, для воспитания интереса и любви к чтению, я предлагаю своим учащимся разные творческие и поисковые задания, которые направлены на стимулирование интереса к книге, как к источнику знаний, развитие фантазии ребёнка и развитие грамотной литературной речи. В связи с этим, в уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова я использую различные формы учебной деятельности  для приобщения детей к книге и для развития способности воспринимать красоту и многозначность художественного слова.

Урок литературы должен «окрылять» ученика, заставлять его верить в свои силы, раскрывать его возможности. Ведь именно в начальной школе необходимо пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению. Главное, в этой работе, надо изначально заинтересовать, заинтриговать ученика и делать это постоянно, систематически. Важно продумать: какую литературу дать на год, какие методы проверки использовать, чтобы поддержать интерес и любовь к литературе.

Общение с литературой поможет ученику осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его общение с художественными произведениями в дальнейшей жизни.

Предлагаю некоторые формы  и приёмы работы, которые можно включать в уроки для поддержания интереса к предмету.

  1. БУРИМЕ

Буриме – литературная игра.

Буриме – с французского языка переводится как «рифмованные концы».

Буриме – стихотворения на заданные рифмы, большей частью в порядке общей игры.

  1. Сочинение стихов.
  2. Составление синквейнов .

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное

  1. Сочинение центонов

Центон (от лат. cento - лоскутное платье или одеяло). Центон – стихотворение, составленное из строк уже существующих стихотворений.

  1. Сочинение       от лица героя, от 3-го лица
  2. Литературная декада (встречи с писателями, поход в издательство «ДЕТГИЗ - Лицей»)
  3. Встречи в районной библиотеке.
  4. Литературные викторины по творчеству разных авторов.
  5. Разгадывание кроссвордов по прочитанным книгам, которые были предложены на данную четверть.
  6. Отзыв о прочитанной книге по плану. Рисунок.
  7. Просмотр диафильмов, видеофильмов.
  8. Постановка инсценировок по пройденному произведению.
  9. Придумывание загадок по определённой теме.
  10. Завершения неоконченного рассказа.
  11. Анализ поэтических произведений.
  12. Брейн - ринг (литературные соревнования в классах одной параллели)
  13. Ведение тетради «Моё творчество».
  14. Использование на уроках переносного мультимедийного центра.

Эти формы учебной деятельности можно использовать для введения новой темы,  после изучения раздела, при обобщении и закреплении пройденного материала, при изучении объёмного произведения, на внеклассных занятиях, при проведении классных тематических часов, для домашних заданий, для оформления стенгазет, стендов, «читательских уголков».

Моим ученикам всё это нравится. Они читают книги с удовольствием, потому что есть стимул – после прочитанного будет, интересная  нестандартная проверка, творческое задание, игра между классами. Это ещё может быть и индивидуальная работа, и работа в паре,  и в группе,  и по колонкам,  и игра по станциям между классами одной параллели  и.т.д.

Все эти формы учебной деятельности позволяют достичь высоких результатов и улучшить средний балл. В моём классе средний балл по литературному чтению составляет 4,9. Формы работы, которые я применяю, позволяют заинтересовать детей литературным творчеством и привить любовь к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе по теме " Введение в новый раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Урок литератрного чтения во 2 классе (УМК "Школа 2100")  Цель урока: введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"

Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное  закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова,  развивается  устная речь учащихся....

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Новые приемы на уроках литературного чтения в 1-4 классах.

Эти приемы можно использовать в любом классе...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Статья "Постановка целей урока литературного чтения в первом классе в свете требований стандарта нового поколения»

Требования к постановке цели урока для учителя, механизм формирования целеполагания у обучающихся  - вопросы, которые раскрываются в данной статье на конкретных примерах  из опыта работы....

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"...