Буква Ь - показатель мягкости согласного.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Урок знакомства с новой буквой Ь (мягкий знак) проводится в 1 классе в период обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 56.92 КБ |
Закладки "Город букв" | 81 КБ |
Карточки самооценки | 682.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 414 Красносельского района
Санкт – Петербурга
(ГБОУ СОШ № 414 Санкт – Петербурга)
Урок по литературному чтению
(обучение грамоте) в 1 классе
на тему «Буква ь — показатель мягкости
предшествующих согласных звуков»
с использованием технологии проблемного обучения
Разработала
учитель начальных классов
Старжинская Любовь Владимировна.
Санкт – Петербург
2021
Тема урока: Буква ь — показатель мягкости
предшествующих согласных звуков
Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.
Задачи урока:
Обучающие
- познакомить с особенностями буквы ь;
- учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Развивающие
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитательные
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Предполагаемые результаты урока:
- личностные
высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
- Предметные
знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.
- Метапредметные
Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Оборудование урока: учебник «Азбука», демонстрационный материал «Корзинки», карточки с изученными буквами, закладки «Город букв», предметные картинки, касса букв, образец печатной буквы ь, схемы звуков и слияний, карточки самооценки.
Технологии, используемые на уроке:
технология проблемного обучения
Методы и приёмы, используемые на уроке:
- методы организации учебно – познавательной деятельности обучающихся:
- Словесной передачи: беседа, рассказ.
- Наглядной передачи: иллюстрация, наблюдение.
- Передачи информации: дидактическая игра.
- Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
- Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
- Познавательные: создание проблемной ситуации.
- Волевые: прогнозирование будущей деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся на уроке:
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная.
План урока:
- Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.
- Проблемная ситуация. Сказка про Ь.
- Чтение буквосочетаний с мягким знаком.
- Чтение слогов и слов.
- Составление схем.
- Чтение предложений и текстов.
Ход урока
Этапы урока, время | Действия учителя | Действия обучающихся | Доска и оборудование |
1.Организационный момент 1 мин 2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний. 5 мин 3.Создание проблемной ситуации 3 мин 4.Объявление темы урока 5.Определение цели урока 1 мин 6.Определение этапов урока 1 мин 7.Поиск решения 5 мин 8.Физкультминутка 1 мин 9.Применение новых знаний 5 мин 10.Закрепление применения новых знаний 10 мин 11.Вывод – примерное решение учебной проблемы 1 мин 12.Рефлексия 1 мин 13.Оценочная деятельность 1 мин
| - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Проверьте, лежат ли у вас на парте азбука, касса букв, конверт со схемами слов. - Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? - На какие группы можно разделить все звуки? - Как из можно различать? - У меня есть две корзинки со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте, объяснить, по какому принципу разложены буквы. - А пока ребята работают, мы вспомним, чему учились на прошлых уроках. Возьмите свои закладки «Город букв». - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки. - Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки. - Какие звуки образуют пары по звонкости – глухости? - На какие ещё группы можно разделить все согласные звуки? - Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки. - Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат. - Ла – ла – ла - Нэ – нэ – нэ - Ры – ры – ры - Са – са – са
- Молодцы! - А теперь проверим порядок в корзинках. - Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала. а о у ы э - А теперь я хочу рассказать вам сказку. «Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как-то раз пришла буква С в гости к букве Я (прочитайте, что получилось). Буква Л – к букве Е (прочитайте, что получилось). Буква Д – к букве И (прочитайте, что получилось). Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. - Что это за буква! – возмущались они. Вот эта буква (учитель показывает карточку с буквой Ь). Как она называется? Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить: Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. (гусь) Выстроились буквы. Что получилось? - Что-то у нас не выходит, - говорят буквы. – Звук с, в слове мягкий, а у нас твёрдый. И говорит: - Встану я в конце слова и обозначу мягкость с, . Что получилось? - Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я. Что получилось? - Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный. Молодцы! - Иди к нам, Ь, - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь им и быстро встал в конце слова. Прочитайте, что получилось. Развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости. - Вы догадались, какая тема нашего урока? - Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока? – Рассмотрите весь разворот учебника. – Составьте план урока. 1.- Найдите Ь в кассе букв. - Рассмотрим букву. - На что похожа буква Ь? Буква Р перевернулась Мягким знаком обернулась. - Положите перед Ь букву Л. - Как будем читать получившееся буквосочетание? Прочитайте. - Какой звук обозначает буква Л.? Возьмите схемы. Положите под буквой Л соответствующий квадрат. - Почему вы положили зелёный квадрат? - Какой квадрат надо положить под Ь? Почему? (Аналогичную работу можно провести ещё с 3 – 4 буквами.) 2.- Какой вывод мы можем сделать? Почему мы называем Ь особой буквой? - А для чего же нам нужен Ь? - А есть ли еще буквы , которые дают команду: «Будь мягким!" - Какие звуки они обозначают? - А Ь . . .? - Давайте найдём «домик» для Ь на закладках «Город букв». - Назовите слово, которое начинается с этой буквы. - Подумай, где может в слове стоять мягкий знак? Влево, вправо повернись, Наклонись и поднимись, Руки кверху, руки вбок И на месте прыг да скок. 1.Чтение слогов с Ь. 2.Работа с Азбукой (стр. 10) - Прочитайте пословицы. - Подчеркните Ь знак в словах. Прочитайте слова с Ь. - О каких месяцах говорится в пословицах? - Назовите все месяцы по порядку. - Сколько месяцев в году? - Назовите зимние месяцы. 3. Работа парами . Чтение слов стр.11 - Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов. - Сравните эти слова. 4.Чтение слов «Играем вместе». 1.Посмотрите на поля учебника. - Схемы каких слов показаны? - Сравните схемы: что общего, чем отличаются? - Чем обозначена мягкость согласного с, в слове «гусь» и в слове «гуси»? 2.Рассмотрите картинку на стр. 10. - Назовите слова с Ь. Составление схем слов: Пень – 1в, лось – 2 в. Проверка на доске. - Какую роль играет Ь? 3.Чтение по цепочке текста на стр. 11. - О ком этот рассказ? - Давайте озаглавим текст. - Сколько предложений в тексте? - Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград» - С чем его сравнивают? - Чем питается лось? - Что вы ещё знаете о лосях? - «Вес некоторых взрослых самцов лося может достигать 800 кг. Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы или снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей или волков. В случае необходимости даже взрослые рогатые самцы могут двигаться через густой лес почти так же бесшумно, как кошка». Один из заранее подготовленных учеников читает наизусть стихотворение. - Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком на конце? - В каком слове Ь стоит в середине слова? - На следующем уроке мы будем читать слова с Ь в середине. - Какую роль играет Ь? 4.Рассмотрите рисунки на стр. 10 и 11. - Какая из них иллюстрация к сказке, а какая - к реальной жизни? - Почему вы так думаете? - Что лижет лось с пня на иллюстрации справа? - А что он ест ложкой на иллюстрации слева? - Что ест зайчик? - Когда происходит действие в сказке? - О чём могли разговаривать лось и зайчонок? -Итак, что узнали сегодня о Ь? Расскажите друг другу - Прочитайте вывод в учебнике на стр. 11. - Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? Оцените свою работу на уроке. - Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко. - Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку. - Молодцы! Спасибо за урок. | Ребята проверяют готовность к уроку. - Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. - Гласные и согласные. - Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды. У доски работают 2 ученика. Ученики достают закладки «Город букв». - Звонкие и глухие. Учащиеся называют. Учащиеся называют. Учащиеся называют. - Мягкие и твердые. - Ля – ля – ля - Не – не – не - Ри – ри – ри - Ся – ся – ся Учащиеся проверяют. Дети читают: - ся - ле - ди Дети отвечают. Отгадывают загадку - ГУС Дети читают: - ГУСИ - ГУСЯ Ответы детей. - ГУСЬ - «Буква Ь» - Познакомиться с буквой Ь, его ролью в речи. Составление плана урока: 1.Чтение буквосочетаний с Ь. 2.Чтение слогов и слов. 3.Составление схем слов. 4.Чтение предложений и текстов. Предположения детей. Работа учащихся. Ответы учащихся. Буква Л обозначает мягкий звук. - Никакого квадрата не надо класть, т.к. он не обозначает звука. - Ь не обозначает звука. - Ь обозначает мягкость предыдущего согласного. - Я, И, Е. - Гласные. - Ь не обозначает звука. Работа учащихся. - Нет такого слова. Ь не имеет звука. Выдвигают версии. - Ь стоит после согласного. Выполняют движения. Учащиеся читают. Читают пословицы хорошо читающие ученики. - Об осенних месяцах. Ответы учащихся. - 12 месяцев. Ответы учащихся. Работа учащихся в парах. - Гусь и гуси. Ответы детей. - Лось, пень, ель, снегирь. Самостоятельно выполняют задания. - Обозначает мягкость согласного. - О лосе. - «Лось», « Лесной великан». - 4 предложения. Ответы учащихся. - С ветром. - Зеленью, солью. Ответы учащихся. Что за зверь идёт большой, Да с рогатой головой? Это лось лесной тропой Возвращается домой. - Сквозь, лось, соль, пень. - Мальчики. - Обозначает мягкость согласного. Ответы учащихся. - Ь – буква. Ь не обозначает звука. Ь обозначает мягкость согласного звука. - «Буква Ь» - Познакомиться с буквой Ь, его ролью в речи. - Учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. Дети оценивают свою деятельность. | Демонстрационный материал: 2 корзинки с буквами, гласными и согласными. Закладки «Город букв». Карточки с буквами Картинка «Гусь» Карточка «Ь» Касса букв. Схемы звуков, слияний Закладки «Город букв». ТЬ РЬ ОТЬ БРЬ КОТЬ ЯБРЬ МЬ СЬ ИМЬ АСЬ ЛИМЬ НАСЬ Электронное приложение к «Азбуке» Картинка «Лось» Карточки самооценки. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....
Презентация Буква Ь– показатель мягкости согласных звуков
Урок обучения грамоте...
Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"
Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....
Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."
Конспект по русскому языку к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта). Урок 40 (с. 74 - 75)...
Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"
Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....
Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков .
Урок по чтению в 1 классе...