Буква Ь - показатель мягкости согласного.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Старжинская Любовь Владимировна

Урок знакомства с новой буквой Ь (мягкий знак) проводится в 1 классе в период обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 414 Красносельского  района

Санкт – Петербурга

(ГБОУ СОШ № 414 Санкт – Петербурга)

Урок по литературному чтению

(обучение грамоте) в 1 классе

на тему «Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков»

с использованием технологии проблемного обучения

Разработала

учитель начальных классов

Старжинская Любовь Владимировна.

Санкт – Петербург

2021

Тема урока:          Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных звуков

Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

Задачи урока:

Обучающие

  • познакомить  с особенностями буквы  ь;
  • учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Развивающие

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Предполагаемые результаты урока:

  • личностные

высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

  • Предметные

знают букву Ь; понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного; читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного.

  • Метапредметные

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование урока:  учебник «Азбука», демонстрационный материал «Корзинки», карточки с изученными буквами, закладки «Город букв», предметные картинки, касса букв, образец печатной буквы ь, схемы звуков и слияний, карточки самооценки.

Технологии, используемые на уроке:

технология проблемного обучения

Методы и приёмы, используемые на уроке:

  • методы организации учебно – познавательной деятельности обучающихся:
  • Словесной передачи: беседа, рассказ.
  • Наглядной передачи: иллюстрация, наблюдение.
  • Передачи информации: дидактическая игра.
  • Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
  •  Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные: создание проблемной ситуации.
  • Волевые: прогнозирование будущей деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

План урока:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.
  2. Проблемная ситуация. Сказка про Ь.
  3. Чтение буквосочетаний с мягким знаком.
  4. Чтение слогов и слов.
  5. Составление схем.
  6. Чтение предложений и текстов.

Ход урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

1.Организационный момент

1 мин

2.Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний.

5 мин

3.Создание проблемной ситуации

3 мин

4.Объявление темы урока

5.Определение цели урока

1 мин

6.Определение этапов урока

1 мин

7.Поиск решения

5 мин

8.Физкультминутка

1 мин

9.Применение новых знаний

5 мин

10.Закрепление применения новых знаний

10 мин

11.Вывод – примерное решение учебной проблемы

1 мин

12.Рефлексия

1 мин

13.Оценочная деятельность

1 мин

 

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте, лежат ли у вас на парте азбука, касса букв, конверт со схемами слов.

- Давайте вспомним, какая разница между звуками и буквами? 

- На какие группы можно разделить все звуки?

- Как из можно различать?

- У меня есть две корзинки со всеми изученными нами буквами, но в них надо навести порядок: проверить, все ли буквы на своем месте, объяснить, по какому принципу разложены буквы.

- А пока ребята работают, мы вспомним, чему учились на прошлых уроках.  Возьмите свои закладки «Город букв».

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки.

- Назовите согласные звуки, которые обозначают звонкие звуки.

- Какие звуки образуют пары по звонкости – глухости?

- На какие ещё группы можно разделить все согласные звуки?

- Поиграем в игру «Медведица и медвежата». Они очень любят петь песенки.

- Но у мамы – медведицы в песенке все согласные – твердые, а у медвежат – мягкие. Я буду за медведицу, а вы за медвежат.

- Ла – ла – ла

- Нэ – нэ – нэ

- Ры – ры – ры

- Са – са – са

                                                                 

- Молодцы!

- А теперь проверим порядок в корзинках.

- Молодцы, вы показали хорошее знание изученного материала.

                                    а  о  у  ы  э

- А теперь я хочу рассказать вам сказку.

«Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные и согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как-то раз пришла буква С в гости к букве Я (прочитайте, что получилось).

Буква Л – к букве Е  (прочитайте, что получилось).

Буква Д – к букве И (прочитайте, что получилось).

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

- Что это за буква! – возмущались они.

Вот эта буква (учитель показывает карточку с буквой Ь). Как она называется? Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, молчит. Поэтому никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось Ь плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Угадайте, какое слово они решили составить:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (гусь)

Выстроились буквы.

Что получилось?  

- Что-то у нас не выходит, - говорят буквы. – Звук   с,   в слове мягкий, а у нас твёрдый.

И говорит:

- Встану я в конце слова и обозначу мягкость    с,  .

Что получилось?   

- Лучше я встану в конце нашего слова, - сказала Я.

Что получилось?  

- Что же нам делать? – расстроились буквы. – Подскажите, ребята, как же нам показать, что на конце слова – мягкий согласный.

Молодцы!

- Иди к нам, Ь, - позвали буквы. Он с радостью согласился помочь им и быстро встал в конце слова.

Прочитайте, что получилось.

Развеселились буквы, стали приглашать Ь к себе в гости.

- Вы догадались, какая тема нашего урока?

- Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока?

– Рассмотрите весь разворот учебника.

– Составьте план урока.  

1.- Найдите Ь в кассе букв.

- Рассмотрим букву.

- На что похожа буква Ь? Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

- Положите перед Ь букву Л.

- Как будем читать получившееся буквосочетание?

Прочитайте.

- Какой звук обозначает буква Л.?

Возьмите схемы. Положите под буквой Л соответствующий квадрат.

- Почему вы положили зелёный квадрат?

- Какой квадрат надо положить под Ь? Почему?

(Аналогичную работу можно провести ещё с 3 – 4 буквами.)

2.- Какой вывод мы можем сделать? Почему мы называем Ь особой буквой?

- А для чего же нам нужен Ь?

- А  есть ли еще буквы , которые дают команду: «Будь мягким!"

- Какие звуки они обозначают?

- А Ь . . .?

- Давайте найдём «домик» для Ь на закладках «Город букв».

- Назовите слово, которое начинается с этой буквы.

- Подумай, где может в слове стоять мягкий знак?

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись,

Руки кверху, руки вбок

И на месте прыг да скок.

1.Чтение слогов с Ь.

2.Работа с Азбукой (стр. 10)

- Прочитайте пословицы.

- Подчеркните Ь знак в словах. Прочитайте слова с Ь.

- О каких месяцах говорится в пословицах?

- Назовите все месяцы по порядку.

- Сколько месяцев в году?

- Назовите зимние месяцы.

3. Работа парами .

Чтение слов стр.11

- Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов.

- Сравните эти слова.

4.Чтение слов «Играем вместе».

1.Посмотрите на поля учебника.

- Схемы каких слов показаны?

- Сравните схемы: что общего, чем отличаются?

- Чем обозначена мягкость согласного   с,    в слове «гусь» и в слове «гуси»?

2.Рассмотрите картинку на стр. 10.

- Назовите слова с Ь.

Составление схем слов:

Пень – 1в, лось – 2 в.

Проверка на доске.

- Какую роль играет Ь?

3.Чтение по цепочке текста на стр. 11.

- О ком этот рассказ?

- Давайте озаглавим текст.

- Сколько предложений в тексте?

- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

- С чем его сравнивают?

- Чем питается лось?

- Что вы ещё знаете о лосях?

- «Вес некоторых взрослых самцов лося может достигать 800 кг.

Благодаря огромной физической силе и выносливости, лоси способны преодолевать большие расстояния. Их длинные ноги легко переносят их через буреломы или снежные сугробы, которые стали бы непреодолимым препятствием для оленей или волков.

В случае необходимости даже взрослые рогатые самцы могут двигаться через густой лес почти так же бесшумно, как кошка».

Один из заранее подготовленных учеников читает наизусть стихотворение.

- Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

- В каком слове Ь стоит в середине слова?

- На следующем уроке мы будем читать слова с Ь в середине.

- Какую роль играет Ь?

4.Рассмотрите рисунки на стр. 10 и 11.

- Какая из них иллюстрация к сказке, а какая - к реальной жизни?

- Почему вы так думаете?

- Что лижет лось с пня на иллюстрации справа?

- А что он ест ложкой на иллюстрации слева?

- Что ест зайчик?

- Когда происходит действие в сказке?

- О чём могли разговаривать лось и зайчонок?

-Итак, что узнали сегодня о Ь? Расскажите друг другу

- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 11.

- Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

 - Если  у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

- Молодцы! Спасибо за урок.

Ребята проверяют готовность к уроку.

- Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.

- Гласные и согласные.

- Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит свободно, когда произносим согласные, воздух встречает преграды.

У доски работают 2 ученика.

Ученики достают закладки «Город букв».

- Звонкие и глухие.

Учащиеся называют.

Учащиеся называют.

Учащиеся называют.

- Мягкие и твердые.

- Ля – ля – ля

- Не – не – не

- Ри – ри – ри

- Ся – ся – ся

 Учащиеся проверяют.                                                          

Дети читают:

- ся

- ле

- ди

Дети отвечают.

Отгадывают загадку

- ГУС

Дети читают:

- ГУСИ

- ГУСЯ

Ответы детей.

- ГУСЬ

- «Буква Ь»

- Познакомиться с буквой Ь, его ролью в речи.

Составление плана урока:

1.Чтение буквосочетаний с Ь.

2.Чтение слогов и слов.

3.Составление схем слов.

4.Чтение предложений и текстов.

Предположения детей.

Работа учащихся.

Ответы учащихся.

Буква Л обозначает мягкий звук.

- Никакого квадрата не надо класть, т.к. он не обозначает звука.

- Ь не обозначает звука.

- Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

- Я, И, Е.

- Гласные.

- Ь не обозначает звука.

Работа учащихся.

- Нет такого слова.

Ь не имеет звука.

Выдвигают версии.

- Ь стоит после согласного.

Выполняют движения.

Учащиеся читают.

Читают пословицы хорошо читающие ученики.

- Об осенних месяцах.

Ответы учащихся.

- 12 месяцев.

Ответы учащихся.

Работа учащихся в парах.

- Гусь и гуси.

Ответы детей.

- Лось, пень, ель, снегирь.

Самостоятельно выполняют задания.

- Обозначает мягкость согласного.

- О лосе.

- «Лось», « Лесной великан».

- 4 предложения.

Ответы учащихся.

- С ветром.

- Зеленью, солью.

Ответы учащихся.

Что за зверь идёт большой,

Да с рогатой головой?

Это лось лесной тропой

Возвращается домой.

- Сквозь, лось, соль, пень.

- Мальчики.

- Обозначает мягкость согласного.

Ответы учащихся.

-

 Ь – буква. Ь не обозначает звука.  Ь обозначает мягкость согласного звука.

- «Буква Ь»

- Познакомиться с буквой Ь, его ролью в речи.

- Учиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой.

Дети оценивают свою деятельность.

Демонстрационный материал: 2 корзинки с буквами, гласными и согласными.

Закладки «Город букв».

Карточки с буквами

Картинка «Гусь»

Карточка «Ь»

Касса букв.

Схемы звуков, слияний

Закладки «Город букв».

ТЬ          РЬ

ОТЬ       БРЬ

КОТЬ    ЯБРЬ

МЬ        СЬ

ИМЬ     АСЬ

ЛИМЬ   НАСЬ

Электронное приложение к «Азбуке»

Картинка «Лось»

Карточки самооценки.



Предварительный просмотр:

02-02702-027



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\люба\Рабочий стол\47097474-solnino.png

C:\Documents and Settings\люба\Рабочий стол\6d8379a9cb34531112f3f071c007a907.png.jpg

C:\Documents and Settings\люба\Рабочий стол\0_763b0_7f202010_XL.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....

Урок обучения грамоте по теме "Буква ё – показатель мягкости согласного звука"

Конспект составлен к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква Ё - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК Школа России. Урок закрепления....

Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."

Конспект по русскому языку  к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта).  Урок 40 (с. 74 - 75)...

Урок литературного чтения в 1-м классе."Буква Е – показатель мягкости согласного звука"

Традиционная программа. Познакомить детей с тем, что после согласных буква е обозначает звук / э / и указывает на мягкость согласного....