рабочая программа по смысловому чтению
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»);
  • Примерной программы «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение». Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., /Москва «ВАКО» 2018 г.;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • Учебного плана МКОУ Березовская СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chten.docx71.73 КБ

Предварительный просмотр:

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1 ч.1 ст.4
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»);
  • Примерной программы «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение». Базисного учебного плана, авторской методики Беденко М. В., /Москва «ВАКО» 2018 г.;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • Учебного плана МКОУ Березовская СОШ.

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
  • книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Отличительные особенности программы от других существующих программ. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

  1. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  2. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
  1. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положена методика Беденко М. В.
  2. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения.

Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основные виды чтения:ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины,посещение выставок, праздников.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 (7) – 10 (11) лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1 ч.

За год:

 в 1классе – 33 ч.,

во 2 - 4 классах -34 ч.

Всего реализуется в объеме 135 ч.

Планируемые результаты

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

  1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Структура курса

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Разделы программы:

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Русский народный фольклор

2.

Друзья детства

3.

О хороших людях

4.

О наших сверстниках

5.

О  природе

6.

Книги о животных

7.

Русская литература

8.

Зарубежная литература

              4ч

Итого:

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся

 Календарно-тематическое планирование 1 класс

№п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Когда обедает крокодил. Рыба-стрелок. Теплолюбивые кошки. Как видят змеи.             Стр.4-5

Знакомятся с разными способами работы с текстом, знакомятся с ответами на вопрос в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

2

Зачем слону хобот. Киты. Зачем сове пушистые перья.                          Стр.6-7

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Работают с заголовками текстов.

3

Елка и пальма. Грибы. Цветочное варенье.Стр.8-9

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Проводят сравнительный анализ текстов.

4

Говорящие барабаны и колокола. Телефон. На Луне.                       Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

5

Белые зайцы. Где придумали бумагу? Белые слоны. Молния.   Стр.12-13

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

6

Пингвины в Африке. Как крокодил чистит зубы. Ка Как бобер чистит зубы. Как акула чистит зубы? Стр.14-15

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

7

Очень длинный день. Козырек на фуражке. Подводные домики.               Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

8

Солнечные затмения. Подземные дома.  

Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

9

Невидимые чернила. Всплывающие дома.

Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Лучшие строители среди зверей. Подводные дома. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Гепард. Листья-лодочки. Путешествующие дома. Стр.24-25

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

12

Зачем белке хвост? Дом вверх дном. Стр.26-27

Формулируют тему  текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Рыба-рыболов. Как зимуют лягушки? Морской петух. Как зимуют клесты.

Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

14

Бывает ли зима на всей Земле? Стр.30-31

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

15

Медведь. Гориллы. Необычный Новый год. Стр.32-33

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Холодильник греет  кухню. Водяная пушка.стр.34-35

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

17

Речной трамвай. Плавучий магазин. Стр.36-37

Формулируют тему  текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Нептун. Катание на черепахах. Стр.38-39

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

19

Бумеранг. Железное дерево.  Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

20

Пауки-путешественники. Зачем поют птицы.

Стр.42-43

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

21

Плавучие дороги. Киты. Стр.44-45

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Желторотики. Пеликан. Стр.46-47

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

23

Корабли пустыни. Соломенный корабль. Стр.48-49

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

24

Воздушные шары. Носороги. Стр.50-51

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

25

Странные денежки. Попугаи. Стр.52-53

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

26

Бабочки. Макаки. Черепахи. Стр.54-55

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

27

Черепахи. Насекомые. Древние тетрадки.

Стр.56-57

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

28

Совы. Медведи. Скалозуб. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

29

Хлеб. Календула. Одуванчик. Стр.60-61

Прогнозируют содержание читаемого текста.  Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

30

Старинный месяц цветень. Старинный месяц серпень. Старинные месяц и желтень и листопад. Старинный месяц  лютый. Стр.62-63

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

31

Скворцы. Вороны и сойки. Стр.64-65

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

32

Каналы. Ежик.Стр.66-67-68

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

33

Жук-вредитель. Аквариумные рыбки. Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Стр.69-70-71

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.  Прогнозируют содержание читаемого текста.  Отвечают на вопросы в виде тестов.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Снег круглый год.

 Дома в скалах. Айсберг. Стр.4-5

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

2

Почему плачет крокодил.  Как отпугнуть крокодила. Стр.6-7

Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.

3

Сколько соли в море?

Как прячется осьминог.

Стр.8-9

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

4

Против ветра.  

Попутный ветер. Стр.10-11

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. Стр.12-13

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

6

 Кошки в древнем Египте. Такса. Стр.14-15

Формулируют тему  текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы.

Стр.16-17

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

8

Как рыбаки помогают рыбе зимой?  

Необычные дрова. Стр.18-19

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

9

Собаки-водолазы.

Как охотятся львы. Стр.20-21

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

10

Старинные автомобили. Далеко. Стр.22-23

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

11

Солнечные автомобили. Парус. Стр.24-25

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

12

 Ночной праздник. Шкура леопарда. Стр.26-27

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

13

Самая прочная нить.

Морской еж. Стр.28-29

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

14

Бумажные стены.

Дом на ножках. Стр.30-31

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

15

Дикие грибы.

Ледник. Стр.32-33

Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Новогодняя коллекция.

стр.34-35

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.

17

Помощник шахтеров.  Бесстрашные жуки-солдатики. Стр.36-37

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

18

Бегуны по воде.

Постель в дождевом лесу.

Стр.38-39

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя.Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. Стр.40-41

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

20

Соляные деньги.

Снежки в Новой Зеландии.

Стр.42-43

Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

21

Фианит. Стр.44-45

Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

22

Все пальцы.

Погода в Англии. Стр.46-47

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

23

Огни на высоте. Книга рекордов. Стр.48-49

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого текста.

24

 Древние книги.

Строители мостов. Стр.50-51

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

25

Рубль. Денежка. Стр.52-53

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

26

Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом.

Стр.54-55

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

27

Консервированный воздух.

Праздник воды. Стр.56-57

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему  текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Праздник воды. Стр.58-59

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

29

Дома из снега. Ловля акул.

Стр.60-61

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов.

30

Нежинские огурчики.

Стр.62-63

Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

31

Празднование Нового года 1 января.Стр.64-65

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

32

Часы. Стр.66-67

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание прочитанного текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему  текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

33

Керамика. Стр.68-69

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

34

Филин. Зимородок. Стр.70-71

Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Дорогие чашки. Молочное стекло. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

2

Соликамск, Солигорск и Зальцбург. Стр.6-7

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

3

Как едят в космосе. Подземные лечебницы. Стр.8-9

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Сравнивают тексты «по памяти», читают задания  и отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Крылатые металлы. Дорогой алюминий. Стр.10-11

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.  Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

5

Коломенская верста. Новгород.Стр.12-13

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

6

 Новгород - город старинный.

Города - побратимы. Стр.14-15

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Планета вода. Галька. Стр.16-17

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей.

8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный  номер. Стр.18-19

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

9

Кого не любят разные народы. Древний компас.Стр.20-21

Чтение, ответы на вопросы по содержанию. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

10

Белые ночи. Байкал. Стр.22-23

Чтение, ответы на вопросы. Составление списка ключевых слов, пересказ текста по ним.

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит. Стр.24-25

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. Стр.26-27

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. Стр.28-29

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

14

Первый мультик. Лечение весельем. Стр.30-31

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Анализ текста. Конструирование текста из двух частей. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. Стр.32-33

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. Стр.34-35

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выписывают в тетрадь названия городов. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Бетон - искусственный камень? Приливы  и рыбалка.

Стр.36-37

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Прогнозируют содержание читаемого текста.

18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки? Стр.38-39

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. Стр.40-41

Читают научно-популярные тексты, сопоставляют тексты, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

20

Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? Стр.42-43

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

21

Торнадо. Ветер. Стр.44-45

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? Стр.46-47

Читают текст. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составляют вопросы к тексту. читают задания отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки? Стр.48-49

Чтение, ответы на вопросы  в тестовой форме. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? Стр.50-51

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители. Стр.52-53

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты.

26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака? Стр.54-55

Сопоставление текстов между собой. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. Стр.56-57

Сопоставление списка ключевых слов и пересказ текстов по ключевым словам.

28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. Стр.58-59

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

29

Акваланг. Осьмируки.  Огонь. Вода и газ. Стр.60-61

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. Стр.62-63

Чтение. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Письменный пересказ по ключевым словам.

31

Футбол и регби. Стр.64-65

Читают текст. Составляют вопросы к тексту, читают задания, отвечают на них в тестовой форме. Придумывают заголовок. Анализируют тексты. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Кайра. Стр.66-67

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

33

Придумать самолет. Стр.68-69

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам, концовку дописывают самостоятельно.

34

Язык змеи. Стр.70-71

Чтение. Письменный пересказ по ключевым словам.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№п/п

Название текста, страница

Характеристика деятельности

1

Квадратные колеса. Магнитные поезда. Стр.4-5

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

2

Круглые окна. Воздушная подушка. Стр.6-7

Читают, отвечают на вопросы. Выполняют  тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

3

Порхающий полет. Почему греет юбка. Стр.8-9

Читают, отвечают на вопросы.  Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют  тестовые задания. Сравнение текстов « по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

4

Когда резина становится стеклом. Тамагочи. Стр.10-11

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

5

Частота крокодильих обедов. История зеркала. Стр.12-13

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого.

6

 Кривые зеркала. Увеличительные стекла. Стр.14-15

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют  тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

7

Строители земли. Строители морского берега. Стр.16-17

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями.

8

Пчелиный улей. Невидимый свет. Стр.18-19

Читают вслух, про себя. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

9

Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? Стр.20-21

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

10

Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный.

Стр.22-23

Читают, отвечают на вопросы.  Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

11

Вьюнок. Стр.24-25

Составление рассказа по картинке,  письменный пересказ по ключевым словам.

12

Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса.      Стр.26-27

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют  тестовые задания

13

Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. Стр.28-29

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

14

Ода японской бане. Ода русской печке. Стр.30-31

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

15

Голубиная почта. Бутылочная почта. Стр.32-33

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

16

Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. Стр.34-35

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

17

Сухой лед. Катамаран. Стр.36-37

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

18

Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. Стр.38-39

Читают, отвечают на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста.

19

Цветы-капканы. Сэндвич.

Стр.40-41

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

20

Какая змея главнее? Узоры на окнах. Стр.42-43

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста.

21

Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? Стр.44-45

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

22

Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. Стр.46-47

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

23

Древние надписи. Стр.48-49

Сочинение по картинке.

24

Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония. Стр.50-51

Читают, отвечают на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам.

25

Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт. Стр.52-53

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте.

26

Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха. Стр.54-55

Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

27

Компьютерный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! Стр.56-57

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

28

Летоисчисление. Стр.58-59

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выполняют  тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам.

29

Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз. Стр.60-61

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

30

Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. Стр.62-63

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста.

31

Как придумали буквы? Китайская грамота. Стр.64-65

Читают, отвечают письменно на вопросы.  Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

32

Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. Стр.66-67

Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла.Выполняют  тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам.

33

Умелый пекарь. Стр.68-69

Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст.

34

Выставка творческих работ.

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

Вопросы

1

Любишь ли ты читать?

да

нет

2

Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3

Посещаешь ли ты библиотеку?

да

нет

4

Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5

Что любишь больше всего?

-читать сам

- слушать других

6

Читают ли в вашей семье вслух книги?

-читают

-не читают

7

Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8

Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал

могу

не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
  • пользоваться сносками и примечаниями книги;
  • отвечать на типовые вопросы о книге;
  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
  3. Назови писателей - авторов сказок
  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
  9. Чем отличаются стихи от прозы?
  10. О чем вы любите читать?
  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;
  • сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
  • представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
  • готовиться к восприятию нового произведения;
  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.
  9. тему и жанр просмотренной книги; называть тип

Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

  1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
  2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
  3. устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
  4. выборочно);
  5. ставить перед собой цель чтения книги.
  6. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки ,колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
  2. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во

2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,

Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую- то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".

Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Программа кружка "Смысловое чтение"

Программа кружка "Смысловое чтение" для 3 класса...

Рабочая программа по смысловому чтению

Рабочая программа по смысловому чтению.(2 класс-34 часа)...

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

В   современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество чело...

Рабочая программа "Основы смыслового чтения"

Рабочая программа учебного курса «Основы смыслового чтения» разработана с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение» и формирования метапредметных УУД. Для реал...