доклад "Смысловое чтение -залог успеха школьника."
статья по чтению

доклад"Смысловое чтение - залог успеха школьника " .В докладе представлены основные этапы  и приемы работы с текстом , которые эффективно используются в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл смысловое чтение21.01 КБ

Предварительный просмотр:

     Доклад на тему « Смысловое чтение - залог успеха школьника»

В современном мире  происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

  Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.

Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Выделяют три основных этапа работы над произведением:.

     Первый этап работа с текстом до чтения.

На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

На данном этапе уместно использовать :

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора,

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

    Второй этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Его цель - выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Анализ текста  предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.

Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
 
Третий этап - работа с текстом после чтения.

Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.

Предлагаю  более подробно разобрать наиболее интересные, на мой взгляд, приемы  работы с текстом на уроках в начальной школе.

1. Приём «Составление вопросного плана»

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Этот прием мы наиболее часто используем в начальной школе.

2. Прием «Ромашка Блума» (Учимся задавать вопросы разных типов)

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Умеющие задавать вопросы, умеют мыслить .Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы."Она  состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова – назови, вспомни

Как звали главного героя? ВСПОМНИ

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…докажи

ДОКАЖИ

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

ПОЧЕМУ

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Вопрос следует начать со слова – придумай…предположи

ПРИДУМАЙ

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…оцени

ОЦЕНИ

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

ПРЕДЛОЖИ

Как бы ты поступил…?

Возможны два варианта использования "Ромашки Блума" на уроках

• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Вопросы на лепестках ромашки можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Целесообразно этот приём использовать в конце урока на рефлексии.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, предлагаем следующее:

- формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;

- предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их  продвижения вперед;

- организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;

- обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах деятельности.

Учитель сегодня должен учить учащихся извлекать информацию из различных источников , понимать  содержание прочитанного  и эффективно ее использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"

В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...

Качественное образование - залог успеха школы

В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение  модели  системы  управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»,  р...

Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.

Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает сис...

доклад "Смысловое чтение -залог успеха школьника"

доклад на МО учителей начальных классов....

Методическая разработка " Мотивация-залог успеха школьника"

Мотивация залог успеха любого школьника....