Интегрированный урок. "Слог. Ударение."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гасанова Милана Янушевна

конспект интегрированного урока по письму и чтению 1 класс. "Слог. Ударение."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_chteniya_i_pisma_09.09.gasanova.doc620 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 09.09.2021

Класс: 1

Дисциплина: чтение и письмо (интегрированный урок)

Учитель: Максимова Е.В.

Практикант: Гасанова М. Я.

Тема: Слог. Ударение.

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Содержательная: знакомство с понятием «ударение»

Деятельностная:.развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение.

Задачи:

Образовательные:

1. Повторить сведения об устной и письменной речи, предложении, о словах и слогах;

2. Развивать умение различать ударный и безударный слоги;

3. Развивать умение объяснять смысл пословицы;

4. Развивать умение составлять предложения по схемам и по иллюстрациям;

5. Развивать умение работать со слоговой моделью;

6. Развивать каллиграфические навыки.

Развивающие:

1. Развивать умение извлекать информация из иллюстраций и схем;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями и темой урока; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

5. Развивать умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

6. Развивать умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Воспитательные:

1. Воспитывать умения слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знания об устной и письменной речи, предложении, о словах и слогах;

2. Умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах;

3. Умение объяснять смысл пословицы;

4. Умение составлять предложения по схемам и по иллюстрациям;

5. Умение соотносить слова со слоговой моделью;

6. Каллиграфические навыки.

Личностные:

1. Умения слушать и вступать в диалог.        

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение извлекать информация из иллюстраций и схем.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Оборудование: учебник,  слоговые модели, сказка А.С. Пушкина.

Образовательный ресурс: 

  1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 10 – 11.
  2. Прописи … С.18-19.
  3. Методические рекомендации …

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку».

2.2. Работа с рисунком (стр. 10)

Зрительная гимнастика

2.3.  Работа в прописях (стр. 18).

2.4. Письмо наклонных линий  с закруглением вверху.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока.

4.2. Формулирование цели урока.

4.3. Планирование своей деятельности.

Двигательная гимнастика

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1. Отгадывание загадок

5.2. Работа со схемами слов (стр. 10)

Пальчиковая гимнастика

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.1. Работа с иллюстрацией

6.2. Работа со схемой слова царевна

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Работа в прописях (стр.19).

7.2. Письмо наклонных линий  с закруглением внизу.

Двигательная гимнастика

7.3. Работа со схемой слова.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с картинками и схемами слов (стр. 11)

8.2. Подбор слова к схеме.        

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на

личностно-значимом уровне «Хочу,

потому что могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у

обучающихся внутренней потребности

включения в УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Милана Янушевна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.

-А сейчас я попрошу тихо сесть девочек и ещё тише сесть мальчиков.

1.2. Работа с пословицей

-Ребята, сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно слушайте.

-Не нужен и клад, когда в семье лад.

-Как вы думаете, что такое клад?

-Ребята, клад - это зарытая или спрятанная ценная вещь в земле. (вывести определение, поместить на доску!!)

-А как вы думаете, что такое лад?

-Лад - это мир и согласие. (аналогично)

-Итак, как вы понимаете данную пословицу «Не нужен клад, когда в семье лад»?

- Если в семье все хорошо, все счастливы, все любят друг друга и живут в мире, то никакой клад для большего счастья им и не нужен.

-И сегодня на уроке мы будем говорить о семье, а кто будет активным, получит  маленький сюрпризик.

-Не забывайте, что вы тоже стали одной школьной семьей и должны быть дружными, поддерживать друг друга и не обижать.

Приветствуют

Ответы детей.

Фронтальная

ПР2

Л1

К1

2. Этап актуализации и пробного

учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся,

организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных

действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном

действии

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру. Она называется «Лови ошибку».

-Я буду говорить вам определение, фразу,  и если оно правильное, то хлопните в ладошки, а если нет, то поднимите руку и исправьте меня, пожалуйста.

1. Речь состоит из предложений. (+)

2. Речь бывает устная и письменная. (+)

3. Предложение выражает законченную мысль. (+)

4. Предложение состоит из слогов. (-)

-А из чего состоит предложение?

5. Слово делится на слоги. (+)

2.2.  Работа с рисунком (стр. 10)

-Ребята, откройте учебник на 10 стр. И скажите, подходит ли картина к нашей пословице?

-Кого вы видите на картине?

-Где произошла встреча гостей и хозяев?

-На чём родители с детьми приехали в деревню?

-Кто изображён на переднем плане?

 -Что несут дети в руках?

-Как одета мама? Что у неё в руках?

 -Чем занят папа?

-Какое выражение на лицах бабушки и дедушки?

-Как вы думаете, можно ли такую семью назвать счастливой?

-Составьте предложение о том, что дедушка держит в руках.

-Что может спросить бабушка?

-Произнесите предложение «Папа занесёт вещи в дом» с различной интонацией. Как мы можем произнести?

Папа занесёт вещи в дом. Папа занесёт вещи в дом?

Папа занесёт вещи в дом?

-Во что одета девочка? Как мы её назовём?

-Во что одет мальчик? Как мы его назовём?

-Как мы назовём родителей?

-Почему взрослых нужно называть по имени отчеству?

-Назовите имена собственные, которые мы придумали

2.3. Работа в прописях (стр. 18).

-А сейчас мы отправимся в сад и посмотрим, что же выращивают бабушка и дедушка.

- Чтобы ответить на этот вопрос откройте прописи на стр. 18.

 - Только у нас не простые фрукты, а персонажи из мультфильмов.

- Скажите, какие фрукты растут в саду?

 - Произнесите слово «лимон»

- Сколько в нём слогов? Почему?

- Произнесите слово ЯБЛОКО. Сколько в нем слогов?

-ВИШНЯ?

 -Давайте нарисуем фрукты и ягоды по образцу.

-Подчеркните самый красивый фрукт, который у вас получился.

 -Ребята, кто знает, какую пользу нам приносят фрукты и овощи? Поставьте на странице 18 восклицательный знак

 (вы дорисуете фрукты и раскрасите картинки дома).

2.4. Письмо наклонных линий  с закруглением вверху.

- А что же у нас на самой последней строке? Какой элемент нам дан?

- Верно, он называется наклонная прямая с закруглением вверху. На что они похожи?

-Из каких элементов состоит?(из наклонной палочки с закруглением)

- Теперь, послушайте, посмотрите и постарайтесь запомнить, как их надо написать и как надо проговорить действия их написания вслух.

- Писать их нужно сверху вниз.

-Ставим точку немного выше середины рабочей строки и на счёт раз начинаем вести закругление  к верхней линии рабочей строки, на счёт и закругляем и ведём вниз прямую наклонную, касаясь нижней линии рабочей строки.

- Возьмите свои ручки.  

- Теперь, вместе со мной пропишем этот элемент в воздухе.

-Теперь вы готовы к самостоятельному письму.

-Только помните, что мы не выходим за пределы рабочий строки.

-Подчеркните самый красивый элемент, который у вас получился.

-верно

-верно

-не верно

-из слов

-верно

-сколько в слове гласных, столько и слогов.

-3 слога

-2 слога.

Индивидуальная

Фронтальная

ПР1

Л1

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

-Мы с вами уже знаем, что предложение делится на слова. Кто мне напомнит, как называются части, на которые делятся слова?

-Ребята, посмотрите на схему. К какому слову она подходит? ЛИМОН? Или ВИШНЯ?

- Давайте позовем эти слова. Что вы заметили?

-В слове ЛИМОН второй слог длиннее и сильнее, на него падает удар.

-А в слове ВИШНЯ – первый слог длиннее и сильнее. А если я поставлю вот такой знак, обозначу первый сильный слог, к какому слову будет подходить наша схема?

-Такой знак называется УДАРЕНИЕ, а слог УДАРНЫМ.

-Итак, мы знаем, что такое СЛОГ, умеем делить слова на слоги. -А чего мы с вами не знаем?

-Чем будем заниматься на уроке?

слоги

 

4. Этап построения проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока.

- Какова тема нашего урока?

4.2. Формулирование цели урок.

- Цель нашего урока научиться делить слова на слоги и ставить в словах ударение.

4.3. Планирование своей деятельности.

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?…

-делили на слоги

-ударение

Фронтальная

 

К1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта.

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Отгадывание загадок

- Вы любите загадки?

- Давайте отгадаем  загадки.

По реке и по морям

Ведёт машину капитан.

Может, ты на ней бывал

 И в руках держал штурвал? (Корабль. )

По стальной дорожке мчится,

 Словно ветер, словно птица,

Пассажиров, груз везет,

 Кто его нам назовёт? (Паровоз и поезд. )

Хоть тяжёлый он на вид,

В небо без труда взлетит

 И отправится в полёт

Быстрокрылый … (самолет).

Сел за руль. Привет, сосед!

Мчит меня … (велосипед)

-Какая тема объединяет все отгадки?

 - Произнесите слово «транспорт» так, чтобы чётко слышался ударный слог

.- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

5.2. Работа со схемами слов (стр. 10)

- На с. 10 учебника внизу есть рисунки.

 Что на них изображено?

- Разделите слова на слоги.

- Под картинками есть схемы слов.  Подходит ли схема 1  слова под изображение грузовика? Почему?

- Подходит ли схема под рисунок кубиков?

- А под газетой нет схемы. Какая схема должна быть здесь?

- Схемы получились одинаковыми. Но что же разного в этих схемах? Давайте выясним.

- Чего не хватает на этих схемах?

- Выделите голосом ударный слог в  слове грузовик.

- В слове газета.

- В слове кубики.

-Давайте сделаем вывод: русское ударение подвижное

. - Ударение может быть и на 1 слоге, и на втором,   и на 3.

- А чтобы правильно поставить ударение,  нужно знать звательный секрет. Нужно представить, что слово заблудилось в лесу и позвать его.

ПОДВОДИШЬ ИТОГ

- Наш урок подходит к концу. Давайте же вспомним, что мы повторяли на протяжении всего урока?

-А чему мы учились?

-Поднимите зеленый кружок - если вы хорошо умеете делить на слоги. Жёлтый - если вам ещё нужно потренироваться.

А красный - если вам вообще не понятно.

-Вы сегодня все хорошо поработали и поэтому, я хочу подарить вам маленький подарочек за активную работу.

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

К1

ПР3

ПР1

К1

6. Этап первичного закрепления с проговари-ванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реа-лизации этой цели необходимо, чтобы уч-ся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1.Работа с иллюстрацией

- Откроем учебник на странице 11-ой.

- Посмотрите на картинку.  Кто-нибудь догадался, что это за сказка? - Да, все верно.

- Злая мачеха отправила девушку в лес. Она заблудилась и нашла приют у  7 богатырей. Что делала царевна в доме у братьев? (Она прибралась там).

- Когда богатыри вернулись, что они сделали?

- Как вы думаете, почему богатыри разрешили царевне остаться?

- Можно ли сказать, что они  добрые люди? Что они стали дружной семьей? Послушайте отрывок из сказки, который подходит к нашей иллюстрации …

Посмотрите, у меня в руках сказка А.С. Пушкина… Кто не читал сказку, я советую прочитать.

6.2. Работа со схемой слова царевна

-  Ребята, посмотрите, на доске находится схема слова.

- Кто запомнил, как называется этот  знак?

- Правильно, это ударение. Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

- В низу страницы  есть правило тетушки совы.

- Посмотрите на иллюстрацию к сказке в вашем учебнике.

- Как вы думаете, какое слово подойдёт к этой схеме?

- Сделаем вывод: слово, которое подходит к этой схеме – ца-рЕ-вна. Сколько в нем слогов? Какой слог ударный? Как вы определяли ударный слог? (позвали слово)

 

 

 

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индиви-дуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Работа в прописях (стр.19).

- Где осталась жить царевна?

- А кого может  встретить наша царевна в лесу?

- Давайте узнаем. Откроем прописи на странице 19-ой.

- Кто  же живет в лесу?

Чем заняты белка, заяц и ёжик? (Запасают грибы на зиму.) - Давайте поможем им собрать запасы. Обведите по контуру грибы.- А что на этих картинках не дорисовано? - Давайте дорисуем.- Теперь раскрасим наших зверей. - Наверняка зайчику и ежику одиноко. Давайте нарисуем им друзей. На строчках ниже есть зайчики. Обведите 1 зайчика. Обведите 2 зайчика. Чего не хватает у этого зайчика? Чего не хватает  у следующего?

- Далее идут ёжики. Дорисуем их дома. Поставьте восклицательный знак на странице 19.

Зарядка для глаз «Кот»

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт (закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким! (открыть оба глаза)

7.2. Письмо наклонных линий  с закруглением внизу.

- А что же у нас на самой последней строке?

- Верно, они называются наклонные прямыми с закруглением внизу. На что они похожи? - Писать их нужно сверху вниз.- Возьмите свои ручки.

- Пропишем эту прямую в воздухе.

- А теперь  обведите карандашом, затем самостоятельно пропишите линии в прописях до красной строки.

Двигательная гимнастика

(вставить)

7.3. Работа со схемой слова.

- Ребята, посмотрите на доску. Что это изображено? (слоговая схема слова) – К какому из слов (Ё-ЖИК, ЗАЙ-ЧИК, БЕЛ-КА) она подходит? (ко всем) – Почему?

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изучен-ного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа с картинками и схемами слов (стр. 11)

- Давайте с вами вернёмся к учебнику.

- Рассмотрите рисунки внизу на с. 11. - Назовите предметы.

- Разделите слова на слоги, поставьте карандашом над схемами слов ударение. - Проверяем. Сколько слогов в слове кружка? Куда падает ударение?

Сколько слогов в слове кастрюля? Куда падает ударение?

Сколько слогов в слове чайник? Куда падает ударение?

Сколько слогов в слове тарелка? Куда падает ударение?

Сколько слогов в слове стакан? Куда падает ударение?

8.2. Подбор слова к схеме.        

- У нас еще осталась схема со знаком вопроса. Как вы думаете какое слово подойдет? Почему? (Ложка, вилка…)

9. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельно-сти, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Чему вы научились на уроке? Что такое ударение? Как определить ударный слог?

- Кто доволен своими ответами на уроке поднимите руку.

-  А кто не очень доволен? Почему?

-Спасибо за урок. До свидания.

-делить на слоги, выделять ударение.

Самооценка

Р2

К1

П1

Л2

Л1

ПР2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. "Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие."

Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги...

Тема урока: Слоги и ударение

Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 1 классе.Система учебников «ПНШ»....

Технологическая карта урока "Слог. Общее представление о слоге"

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России", 1 класс...

Презентация к уроку "Слог и ударение".

Данная презентация может быть использована в подготовительной группе детского сада и в 1 классе при изучении темы "Слог и ударение"....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Обучение грамоте (литературное чтение). Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.

УМК"Перспектива".Вид урока: урок «открытия» нового знания. Цель: знакомство  обучающихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления сло...

Презентация к уроку "Слог и ударение"

Презентация к уроку "Слог и ударение"...