М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Грищенкова София Кирилловна

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 06.05.2021

Класс: 1 «В»

Дисциплина: литературное чтение

Учитель: Самусева Е. М.

Практикант: Грищенкова София

Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу».

Тип урока: открытия нового знания

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся с произведениями М. Пляцковского «Сердитый дог Буль», Ю. Энтина «Про дружбу»

Деятельностная: формирование умения определять главную мысль произведений

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование отрабатывать навыки выразительного чтения

2. Познакомить с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу»;

3. Формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи;

4. Формирование умение объяснять значения пословиц

Развивающие:

 1. Помочь развить речь учащихся;

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

4. Адекватно оценивать свои достижения;

Воспитательные:

1. способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к друзьям.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Развивать умение отрабатывать навыки выразительного чтения;

2. Развитие умение  высказывать  своё отношение к героям;

3. Развивать умение формирование умения вести диалог с автором.

4. Развивать умение объяснять значения пословиц

Личностные:

1. Проявлять интерес к чтению произведений.

2. Установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

2. Сопоставлять литературное произведение с иллюстрацией;

3. Сопоставлять литературное произведение с пословицами;

Регулятивные:

1. умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

2. понимать, с какой целью необходимо читать данный текст;

3. оценивать результат собственных учебных действий и действий одноклассников.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Оборудование: слайды презентации, учебник,  

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Речевая разминка

2.2. Введение в тему урока

3. Этап выявления места и причины затруднения

Формулирование проблемы урока

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

5.1. Беседа об авторе

5.2. Антиципация по иллюстрации

5.3. Словарная работа

5.4. Беседа по рассказу М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» 

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения Ю. Энтин «Про дружбу»

6.1. Рассказ учителя об авторе

6.2. Антиципация по заглавию

6.3. Самостоятельно чтение стихотворения

6.4. Беседа по содержанию стихотворения

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Обобщающая беседа

7.2. Работа с пословицей

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на

личностно-значимом уровне «Хочу,

потому что могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у

обучающихся внутренней потребности

включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

-Меня зовут София Кирилловна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я

1.2. Эмоциональный настрой

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в

мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё

настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое,

итак за работу.

Приветствуют

Фронтальная

ПР2

Л1

К1

2. Этап актуализации и пробного

учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся,

организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных

действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном

действии.

2.1. Речевая разминка

-А начнем мы с вами урок с речевой разминки. Как вы думаете, почему мы начнем именно с нее?

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи-

Мне ужатог покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа-

Еж уходит от ужа.

-Прочитайте, четко проговаривая каждый слог и каждое слово.

-Прочитайте шепотом, громко.

-Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко- тихо, весело-сердито.

2.2. Введение в тему урока

- Кто из вас знает, ребята, кому принадлежат эти слова?

« Ребята, давайте жить дружно!»

- Какие отношения можно назвать дружбой?

- Кто может сказать, о чем сегодня будут произведения на

уроке? (о дружбе)

-Верно, мы познакомимся с новыми писателями, которые

пишу на тему «Дружбы»

Отгадайте загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака.)

Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)


— Как вы считаете, что может связывать эти загадки между собой? (Ответы детей.)
-Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного про дружбу.
-А как выдумаете, какое название будет первого произведения?

-Откройте учебник на с. 48-49

-для четкой дикции, подготавливаем свой голос

Читают с разной интонацией

-кот леопольд

Ответы детей

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР1

Л1

К1

К1

3. Этап выявления места и причины

затруднения

Задача: организация анализа учащимися

возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или

способностей

Формулирование проблемы урока

-Прочитайте, кто автор произведения, которое мы будем сегодня изучать. (М. Пляцковский)
-Как называется произведение? (Сердитый дог Буль)

-А на с. 49 кто автор стихотворения? (Ю. Энтин)

-Как называется стихотворение? (Про дружбу)

-А мы знает, какая там дружба была?

-Какова же проблема нашего урока?  

 

-будем читать произведения М. Пляцковский; Ю. Энтин - стихотворение

-узнать, о чем рассказ и стихотворение, и понять,  какова главная мысль

 Фронтальная

Р1

К1

4. Этап построения проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей учебной

деятельности и на этой основе – выбор

способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Какова же тема урока?

4.2. Формулирование цели урок

-Какую цель мы перед собой поставим?

Познакомиться с произведениями   и понять главную мысль произведений.

4.3. Планирование своей деятельности

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

 

-Произведение М. Пляцковский; Ю. Энтин - стихотворение

-Познакомиться с произведениями

М. Пляцковский; Ю. Энтин – стихотворение  понять главную мысль произведений.

-будем прочитаем выразительно, отвечать на вопросы

Фронтальная

 

К1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Беседа об авторе

-Ребята, скажите вы знакомы уже с Михаилом Спартаковичем Пляцковским?

-Что вы о нём знаете? (Он автор книг для детей и детских песен, таких как «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной», «Дважды два – четыре», «Чему учат в школе», «Голубой вагон».)

-Скажите, а какие его произведения вы уже знаете? («Помощник»).

5.1. Антиципация по иллюстрации

-Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Подумайте, о чем может быть эта сказка.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f1e/00182afd-7fa4185b/img16.jpg

-А сейчас ребята, прочитайте рассказ самостоятельно, а затем я проверю, как вы внимательно его прочитали.
(Чтение произведения учителем) 

5.2. Словарная работа

-Ребята, какие слова вам были непонятны?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова

Сердитый – склонный сердиться, раздражительный.

Вредный – причиняющий вред, опасный.

Эти слова различаются по смыслу. Они имеют негативную окраску. Подчеркивают характер дога: не только сердитый, но и вредный.

-Кто знает, что означает словосочетание «Зубы скалит», «Глаза таращит»?

дог — Порода крупных короткошерстных служебных собак с тупой мордой и сильными челюстями; собака такой породы.

https://zeleniymir.org/wp-content/uploads/2019/04/Nemeczkij-dog-6.jpg

5.3. Беседа по рассказу М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

-Кому из вас понравилось произведение, поднимите руку.
-Кто такой Буль?
-Как дог показывал свою силу?
-Для чего он это делал?
-Как звали утенка?
-Боялся ли утенок дога?
-О чем спросил Буль утенка?
-Назовите друзей утенка Крячика.

-Прочитайте, какой совет дал утенок догу.


-Какой урок преподал утенок догу?

ВЫВОД: Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. «Поделись улыбкой своей – и она к тебе не раз еще вернется! – так поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлее» Давайте же дарить добро друг  другу!

-Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача обсудить, почему автор дал именно такое название рассказу. Могло ли быть другое название? Как бы вы его назвали? 

-Молодцы! Интересные заголовки, которые подходят к содержанию произведения. Но мы должны принять авторскую позицию. Автор – мастер слова. Придумал заголовок, в котором передал свое отношение к герою и его поступку
Физкультминутка
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!
(Хлопают в ладоши.)
Я и мои друзья
Топ-топ, топ-топ-топ!
(Топают ногами.)
Под кроватью черный кот.
(Руками имитируют движения лап кота.)
Он залез под кровать
И мешает детям спать.

Ответы детей по прочитанному

Собака

Рычал, скалил зубы

Чтобы его боялись

Крячик

Нет

Много ли у него друзей

Цыпленок Фью, корова Муренка,

Козленок мармеладик и поросенок

Чтобы дог перестал на всех бросаться, лаять и пугать

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

К1

ПР3

ПР1

К1

6. Этап реализации построенного проекта, анализ произведения

Ю. Энтин «Про дружбу»

Задача: углубление

Восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Рассказ учителя об авторе

-Я хочу познакомить вас сегодня еще с одним произведением стихотворением Ю. Энтина.

https://pbs.twimg.com/media/Ef7bJPPWAAAbDKG.jpg

-Энтин Юрий Сергеевич родился 21 августа в 1935 года в Москве. Поэт, сценарист. Им написано более 600 песен («Ничего на свете лучше нету», «Чунга-Чанга», «Антошка», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Луч солнца золотого», «Крылатые качели», «Я-Водяной»,  «Буратино») Поэтом издано более 100 книг. Большинство из них это стихи к песням. Сейчас поэт активно работает в детском фестивальном движении.

6.2. Антиципация по заглавию

-Прочтите, как называется произведение

-Как вы думаете, о чьей дружбе написал поэт? 

6.3. Самостоятельное чтение стихотворения

Чтение стихотворения самостоятельно

-Вслух стихотворения прочитает …  

6.4. Беседа по содержанию стихотворения

О какой дружбе говорит автор? Кто с кем дружит?

ВЫВОД:  Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется! – так поется в известной детской песенке на слова М. Пляцковского.  Давайте же дарить друг другу улыбки и творить добро.

Учащиеся слушают

Про дружбу

Солнце с ветром; роса с травой; бабочка с цветком; природа дружит с человеком; человек с человеком

Фронтальная

 

К1

ПР1

П1

Л2

ПР3

Л2

Р1

7. Этап обобщения и

интерпретации

Задача: уточнение идеи

произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа

-Ребята, так что такое дружба?

7.2. Работа с пословицей

-Посмотрите на пословицы:

Без друга в жизни туго.

-Как понимаете их значение?

 

Фронтальная

Индивидуальная

ПР1

К1

П1

8. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведение итогов

-С какими произведениями вы сегодня познакомились?

-О чем эти произведения?

-Кто авторы этих произведений?

-Что авторы хотели показать нам своими произведениями?

-У вас на столах лежат карточки, солнышко, солнышко с тучкой. Выдерите только 1 картинку: солнышко-все понял, было познавательно на уроке; солнышко с тучкой-где-то немного не понял

-Спасибо за урок, до свидания!

Ответы детей

Самооценка

 

Р2

К1

Л1

ПР2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: М.С. Пляцковский « Урок дружбы»

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского. Задачи: -создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью знакомства с новым произведением М .С ...

Урок литературного чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"

урок посвящен воспитанию дружеского отношения друг к другу....

Презентация к уроку чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"

Презентация поможет провести урок интереснее....

Урок литератерного чтения. 1 класс. М.С. Пляцковский «Урок дружбы»

УРОК ЛИТЕРАТЕРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 КЛАСС.(Программа «Начальная школа XXI века)ТЕМА УРОКА: М.С. Пляцковский «Урок дружбы»ТИП УРОКА: комбинированныйЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с но...

Урок литературного чтения. Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».

Цель: ознакомление с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю Энтин «Про дружбу».Задачи:Обучающие:- познакомить с произведениями М. Пляцковский «Сердитый дог ...

М.Пляцковский "Урок дружбы",1 класс

Конспект и презентация урока по чтению "М.Пляцковский Урок дружбы",1 класс...