Рабочая программа учебного предмета " Литературное чтение"для начального общего образования с1-4 классы
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

Литературное чтение

УМК В. Г. Горецкий

«Школа России»

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, с учетом приказа  МОиН РФ № 373 от 24 январь 2012 г., примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_20-21.docx252.53 КБ

Предварительный просмотр:

image2

Литературное чтение

УМК В. Г. Горецкий

«Школа России»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом приказа  МОиН РФ № 373 от 24 январь 2012 г., примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

 1.Планируемые результаты учебного предмета, курса

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  •  для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета, курса.

2.  Содержание учебного предмета, курса.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

           Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

          Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге:

научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

                  Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

                 Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами

                     Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

                    Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.                      Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

                 Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

                  Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

                     Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

                Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

              Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                  Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

                   Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

             Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

                  Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

                  Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)

                  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3.Тематическое планирование учебного предмета, курса

Календарно – тематическое планирование по предмету «Обучение грамоте, литературное чтение к учебнику:  Азбука Горецкого, Кирюшкина.

124 часа. (4 ч. в неделю.) в 1-3 четвертях, в  4 четверти 3 часа в неделю.

Тема урока

Кол. час

Дата

1

«Азбука» - первая учебная книга. Правила поведения на уроке.

1

2

Речь устная и письменная.

1

3

Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

1

4

Слово и предложение. Пословицы о труде и трудолюбии.

1

5

Слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

1

6

Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

1

7

Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей.

1

8

Звуки в словах. Природа родного края.

1

9

Деление слова на слоги

1

10

Слог-слияния. Правила безопасного поведения в быту.

1

11

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. Повторение и обобщение пройденного

1

12

Повторение и обобщение пройденного.

1

13

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

1

14

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

15

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение  это труд. Обязанности ученика.

1

16

Гласный звук [ у], буквы У, у.  Учение  путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1

17

Гласные звуки и буквы

1

18

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.  Труд на благо Родины.

1

19

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

20

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.  Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1

21

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

22

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. Закрепление

1

23

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

24

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Чтение слов с Л.

1

25

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.  Уход за комнатными растениями.

1

26

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.  Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

1

27

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

1

28

Гласные буквы Е, е. Чтение слов с е.

1

29

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

30

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Чтен е слов с П.

1

31

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва  столица России.

1

32

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Наша будущая профессия.

1

33

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

34

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Игры и занятия детей

1

35

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

36

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов с буквами п и б

1

37

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Терпенье и труд все перетрут

1

38

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

39

Гласные буквы Я, я. Россия  Родина моя.

1

40

Гласная буква Я

1

41

Гласные буквы Я, я. Растения сада.

1

42

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.

1

43

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

44

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

1

45

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.Закрепление

1

46

Буква ь  показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

47

Буква ь  показатель мягкости

1

48

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины  помощники человека.

1

49

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. мало уметь читать, надо уметь думать.

1

50

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

51

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

52

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1

53

Гласные буквы Ё, ё. загадки про природные явления

1

54

Гласные буквы Ё, ё.

1

55

Звук [,], буквы Й, й. Жить  Родине служить.

1

56

Звук [,], буквы Й, й

1

57

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда.

1

58

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. игра в слове.

1

59

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. твёрдые и мягкие согласные.

1

60

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

1

61

Гласные буквы Ю, ю. Игры и игрушки детей.

1

62

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

63

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Стихи С. Маршака для детей.

1

64

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1

65

Гласный звук [э], буквы Э, э. Стихи и рассказы про животных.

1

66

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

67

Гласные буквы е, ё (закрепление)

1

68

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ.

1

69

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. загадки, стихи про овощи

1

70

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет

1

71

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. чтение слов с Ф

1

72

БукваЪ

1

73

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.

1

74

Разделительные знаки

1

75

Русский алфавит

1

76

Как хорошо уметь читать.

1

77

Знакомство с произведением Е. Чарушина «Как мальчик Женя  научился говорить букву р».

1

78

Родина и отечество . Наше отечество

1

79

«Первоучители славянские Кирилл Мефодий  создатели славянской азбуки».

1

80

Первый букварь

1

81

А.С. Пушкин. Сказки. Творчество Пушкина

1

82

Л.Н. Толстой Рассказы для детей

1

83

К.Д. Ушинский  великий педагог.

1

84

К.И. Чуковский Телефон.

1

85

В. В. Бианки «Первая охота»

1

86

С. Я. Маршак «Угомон»

1

87

М. М. Пришвин

1

88

Агния Львовна Барто

1

89

Сергей Владимирович Михалков

1

90

Борис Владимирович Заходер

1

Литературное чтение

1

91

Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений.Знакомство с произведением  В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор» и «писатель»

1

92

Знакомство с произведением И.Токмаковой  «Аля, Кляксич и буква А».

1

93

Знакомство с произведением С. Чёрного «Живая азбука»,

1

94

Знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему А поёт, а б нет»

1

95

Знакомство с произведением Г.Сапкира «Про медведя»

1

96

Знакомство с произведением М.Бородицкий "Разговор с пчелой"

1

97

Знакомство с произведениями М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И Гамазковой «Кто как кричит?», «Живая Азбука».

1

98

Знакомство с произведением С.Я.Маршака «Автобус №26»

1

99

Знакомство с названием раздела «Сказки, загадки, небылицы» . знакомство с произведением  Е Чарушина «Теремок»

1

100

Знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка»

1

101

Загадки, песенки, русские народные потешки.

1

102

Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы матушки Гусыни».

1

103

Знакомство с Английской народной песенкой «Дом который построил Джек»

1

104

Сказки Пушкина

1

105

Знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака»

1

106

Знакомство с произведениями К. Ушинского «Гусь и Журавль», Л. Толстого «Зайцы и лягушки»

1

107

А. Плещеев «Сельская песенка» А Майков «Весна», «Ласточки примчались»

1

108

Знакомство со стихотворениями Б Белозёрова «Подснежник»,              С. Маршака «Апрель»

1

109

Знакомство с произведениями И.Токмаковой «Ручей», Е. Трутневой « Ручей»

1

110

Знакомство с произведением И. Токмаковой «Мы играли», Я. Тайц «Волк», Г. Кружковой «Ррры!»

1

111

Знакомство с произведением Н.Артюховой «Саша-дразнилка».

1

112

Знакомство с произведениями К. Чуковского «Федотка», О. Дриз «Привет»

1

113

Знакомство с произведением И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», М. Пляцковской «Помощник»

1

114

Знакомство с произведением К. Чуковского «Телефон»

1

115

Стандартизированная  работа

1

116

Знакомство с произведением Е.Благининой «Подарок» , Ю.Ермолаевой «Лучший друг»

1

117

Знакомство с произведениями В. Орловой «Кто первый», С. Михалкова «Бараны», И. Пивоваровой «Вежливый ослик»

1

118

Знакомство с произведением         Я. Акима «Моя родня»                        С. Маршака «Хороший день»

1

119

Знакомство с произведениями М.Пляцковского «Сердитый дог Буль», Т. Тихомирова «Находка»

1

120

Знакомство с произведениями С.Михалкова «Трезор» Р.Сефа «Кто любит собак»

1

121

Знакомство с произведением В. Осеевой  «Плохо»

1

122

Знакомство с произведением И Токмаковой  «Купите собаку», М Пляцковского «Цап Царапыч»

1

123

Знакомство с произведениями Г Сабгира «Кошка», В. Берестова «Лягушата», В. Лунина «Никого не обижай», С. Михалкова «Важный совет»

1

124

Знакомство с произведением Д.Хармса «Храбрый ёж» Н. Сладкова «Лисица и ёж», С Аксакова «Гнездо»

1

                                                                           Литературное чтение. 2 класс (128ч.).

1-3 четверти 4 часа в неделю, в 4 четверти 3 часа в неделю.

Тема урока

Кол. час

1

Знакомство с учебником

1

2

Игра"Крестики - нолики"

1

3

Самое великое чудо на свете

1

4

Библиотеки. Книги.

1

5

Стартовая диагностика

1

6

Жанры устного народного творчества

1

7

Русские народные песни

1

8

Русские народные потешки и прибаутки

1

9

Скороговорки, считалки, небылицы

1

10

Загадки, пословицы, поговорки

1

11

Ю. Мориц "Сказка по лесу идёт..."

1

12

Сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

1

13

Сказка"У страха глаза велики"

1

14

Сказка "Лиса и тетерев"

1

15

Сказка"Лиса и журавль" Закрепление

1

16

Сказка"Каша из топора"

1

17

Сказка "Гуси - лебеди"

1

18

Сказка "Гуси - лебеди". Закрепление

1

19

Викторина "По дорожкам сказок"

1

20

Обобщение по разделу: "Устное народное творчество"

1

21

Люблю природу русскую. Осень. Загадки об осени

1

22

Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальной.."

1

23

К. Бальмонт "Поспевает брусника"А.Плещеев "Осень наступила.."

1

24

А. Фет "Ласточки пропали...

1

25

"Осенние листья" - тема для поэтов

1

26

В.Берестов "Хитрые грибы"

1

27

М.Пришвин "Осеннее утро", И.Бунин "Сегодня так светло кругом..."

1

28

Обобщение по теме:"Люблю природу русскую. Осень"

1

29

А.С.Пушкин" У лукоморья дуб зелёный..."

1

30

А.С.Пушкин "Вот север тучи нагоняя..."

1

31

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

1

32

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Продолжение

1

33

А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепление

1

34

Обобщение по теме: "Сказки А.С. Пушкина"

1

35

И. А. Крылов "Лебедь , рак и щука"

1

36

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"

1

37

Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

1

38

Л.Н.Толстой "Филипок"

1

39

Л.Н.Толстой "Филипок" Закрепление

1

40

Л.Н.Толстой "Котёнок", "Правда всего дороже"

1

41

Весёлые стихи

1

42

Обобщение по теме: "Русские писатели"

1

43

О братьях наших меньших. Стихи о животных

1

44

Б. Заходер " Плачет киска", И. Пивоварова "Жила - была собака"

1

45

В.Берестов "Кошкин щенок"

1

46

М.М.Пришвин "Ребята и утята"

1

47

М.М.Пришвин "Ребята и утята" Закрепление

1

48

Е.И Чарушин "Страшный рассказ"

1

49

Б.С. Житков "Храбрый утёнок"

1

50

В.В.Бианки "Музыкант"

1

51

В.В.Бианки "Сова"

1

52

Обобщение по теме: "О братьях наших меньших"

1

53

Знакомство с детскими журналами

1

54

Д.Хармс "Игра"

1

55

Д. Хармс "Вы знаете?"

1

56

Д.Хармс, С.Я. Маршак "Весёлые чижи"

1

57

Д.Хармс " Что это было?"

1

58

Д.Хармс, Н.Гернет  "Очень - очень вкусный пирог"

1

59

Ю.Д.Владимиров "Чудаки"

1

60

А.И.Введенский "Учёный Петя"

1

61

Обобщение по теме:"Из детских журналов"

1

62

Люблю природу русскую. Зима. Загадки о зиме

1

63

Стихи о первом снеге. Сравнения, эпитеты.

1

64

Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."

1

65

С.А.Есенин "Поёт зима - аукает...", "Берёза".

1

66

Сказка"Два Мороза"

1

67

С. М. Михалков "Новогодняя быль"

1

68

А.Л. Барто "Дело было в январе..."

1

69

Обобщение по теме: "Люблю природу русскую. Зима"

1

70

Игра"Поле чудес"

1

71

К.И.Чуковский "Путаница"

1

72

К.И. Чуковский "Радость"

1

73

К.И.Чуковский "Федорино горе"

1

74

К.И.Чуковский "Федорино горе"Закрепление

1

75

С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

1

76

С.В. Михалков "Мой секрет", "Сила воли"

1

77

С.В. Михалков "Мой щенок"

1

78

А.Л. Барто "Верёвочка"

1

79

А.Л. Барто "Мы не заметили жука"

1

80

А.Л. Барто "Вовка - добрая душа"

1

81

Носов Н.Н. "Затейники"

1

82

Н.Н.Носов "Живая шляпа"

1

83

Н.Н.Носов "Живая шляпа"Закрепление

1

84

Н.Н.Носов "На горке"

1

85

Н.Н.Носов "На горке"Закрепление

1

86

Обобщение по теме: "Писатели - детям"

1

87

Стихи о дружбе и обидах

1

88

Н.Булгаков "Анна, не грусти!"

1

89

Ю.И. Ермолаев "Два пирожных"

1

90

В.А. Осеева "Волшебное слово"

1

91

В.А. Осеева "Волшебное слово" Закрепление

1

92

В.А.Осеева "Хорошее"

1

93

В.А. Осеева "Почему?"

1

94

В.А. Осеева "Почему?" Закрепление

1

95

Обобщение по теме: "Я и мои друзья"

1

96

Люблю природу русскую. Весна. Загадки о весне

1

97

Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

1

98

А.Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

1

99

А.А.Блок "На лугу"

1

100

С.Я. Маршак "Снег теперь уже не тот..."

1

101

И.А. Бунин "Матери"

1

102

А.Н.Плещеев "В бурю"

1

103

Е.А. Благинина "Посидим в тишине"

1

104

Э.Э.Мошковская "Я маму мою обидел"

1

105

Обобщение по теме: "Люблю природу русскую.Весна"

1

106

Что пройдено на уроке

1

107

И в шутку и всерьёз

1

108

Б. В. Заходер "Товарищам детям" , "Что красивей всего?"

1

109

Б.В. Заходер Песенки Винни Пуха

1

110

Э.Н. Успенский "Чебурашка"

1

111

Э.Н. Успенский "Если был бы я девчонкой"

1

112

Э.Н. Успенский "Над нашей квартирой", "Память".

1

113

Стихи В.Берестова

1

114

Стихи И. Токмаковой

1

115

Г.Б. Остер "Будем знакомы"

1

116

В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным"

1

117

В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным" Закрепление

1

118

Обобщение по теме:"И в шутку и всерьёз"

1

119

Американские и английские народные песенки.Фольклор

1

120

Песенки "Сьюзон и мотылёк", "Знают мамы, знают дети".

1

121

Ш.Пьерро "Кот в сапогах"

1

122

Ш.Пьерро "Кот в сапогах" Закрепление

1

123

Ш.Перро "Красная Шапочка"

1

124

Стандартизированная  работа

1

125

Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине"

1

126

Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине" Закрепление

1

127

Э. Хогарт " Мафин и паук"

1

128

Обобщение по теме: "Литература зарубежных стран"

1

                                                                           Литературное чтение. 3 класс (127ч.).

1-3 четверти 4 часа в неделю, в 4 четверти 3 часа в неделю.

Тема урока

Кол. час

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

2.

Рукописные книги Древней Руси

1

3.

Первопечатник Иван Федоров.

1

4.

Стартовая диагностика

1

5.

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

6.

 Русские народные песни.

1

7

Докучные сказки

1

8

Сочинение докучных сказок.

1

9

Произведения прикладного искусства.

1

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец»

1

11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец» Закрепление

1

12

Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк»

1

13

Русская народная сказка « Иван - царевич и серый волк» Закрепление

1

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка» Закрепление

1

16

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

17

Проект «Сочиняем волшебную сказку» Обобщение

1

18

Обобщение по разделу “Устное народное творчество».

1

19

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

20.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1

21.

Ф.И.Тютчев«Весенняя гроза»

1

22.

Ф.И. Тютчев «Листья»

1

23.

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

1

24.

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Утро»

1

25.

И.С. Никитин «Встреча зимы»

1

26.

И.З. Суриков «Детство»

1

27.

И.З. Суриков «Зима»

1

28.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

29.

Оценка достижений.

1

30.

Знакомство с разделом

1

31.

Сообщения «Что я узнал о жизни А. С. Пушкина»

1

32.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «За весной красой природы», «В тот год осенняя погода…»

1

33.

 А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро».

1

34

А.С. Пушкин  «Зимний вечер»

1

35.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Знакомство

1

36.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Характеристика героев

1

37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

1

38.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Обобщение

1

39.

Басни И. А. Крылова. Мораль басен.

1

40.

И.А. Крылов «Мартышка и очки»

1

41.

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

42.

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

43.

Инсценирование басни.

1

44.

М. Ю. Лермонтов. Статья              В. Воскобойникова.

1

45.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

46.

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень»

1

47.

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

48.

Л.Н.Толстой «Акула»

1

49.

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

50.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль)

1

51.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?»

1

52.

Обобщающий урок по разделу.

1

53.

Оценка достижений.

1

54.

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует      над бором…»

1

55.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

56.

К. Бальмонт «Золотое слово»

1

57.

И. Бунин «Детство»

1

58.

И. Бунин «Полевые цветы»,  «Густой зелёный ельник у дороги…»

1

59.

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

60

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

1

61

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

62

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

63

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Закрепление

1

64

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович

1

65

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович Закрепление

1

66

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

1

67

Знакомство с названием раздела

1

68

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

69

М. Горький «Случай с Евсейкой» Закрепление

1

70

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

71

К. Паустовский «Растрёпанный воробей» Продолжение

1

72

К. Паустовский «Растрёпанный воробей» Обобщение

1

73

А. Куприн «Слон»

1

74

А. Куприн «Слон» Характеристика героев

1

75

А. Куприн «Слон» Обобщение

1

76

Обобщение по разделу «Были-небылицы»

1

77

 Оценка достижений.

1

78

Знакомство с названием раздела.С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

79

С. Чёрный«Воробей», «Слон»

1

80

А. Блок. Картины зимних забав. «Ветхая избушка»,

1

81

А. Блок «Сны», «Ворона»

1

82

С. Есенин «Черёмуха»

1

83

Обобщение по разделу. Оценка достижений

1

84

Знакомство с названием раздела

1

85

М. Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний)

1

86

И.Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

87

И.Соколов-Микитов «Листопадничек» Закрепление

1

88

В. Белов «Малька провинилась»

1

89

В. Белов «Ещё про Мальку»

1

90

Бианки «Мышонок Пик»

1

91

Бианки «Мышонок Пик» Закрепление

1

92

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

93

Б. С. Житков «Про обезьянку» Характеристика героев

1

94

Б. С. Житков «Про обезьянку» Обобщение

1

95

В.Л. Дуров «Наша Жучка»

1

96

В.П. Астафьев «Капалуха»

1

97

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

98

Обобщение по разделу «Люби живое»

1

99

Оценка достижений.

1

100

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

1

101

А.Л. Барто «Разлука».

1

102

А.Л. Барто  «В театре»

1

103

С.В. Михалков «Если».

1

104

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

105

Обобщение по разделу. Оценка достижений

1

106

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке  наберешь кузовок»

1

107

А.П. Платонов «Цветок на земле»

1

108

А.П. Платонов «Цветок на земле» Закрепление

1

109

А.П. Платонов «Еще мама»

1

110

А.П. Платонов «Еще мама» Закрепление

1

111

М.М. Зощенко «Золотые слова»

1

112

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

1

113

Н.Н. Носов «Федина задача»

1

114

Н.Н. Носов «Телефон»

1

115

В.Ю. Драгунский «Друг детства»

1

116

Стандартизированная работа

1

117

По страницам детских журналов

1

118

Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

1

119

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели»

1

120

Г.Б. Остер «Вредные советы»

1

121

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

122

Р.Сеф «Вредные стихи»

1

123

Обобщение по разделу: «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

1

124

Мифы Древней Греции.

1

125

«Храбрый Персей». Древнегреческий миф.

1

126

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

1

127

Обобщение по разделу: «Зарубежная литература» Оценка достижений

1

                                                                            Литературное чтение. 4 класс (93ч.).

1-3 четверти 3 часа в неделю, в 4 четверти 2 часа в неделю.

Тема урока

 Кол. час

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника.

1

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

3

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси.

1

4

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

5

Поэтический текст былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1

6

Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри»..

1

7

Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность  Варфоломея.

1

8

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин.

1

9

Стартовая диагностика

1

10

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.... П.П.Ершов «Конёк –горбунок».

1

11

Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.

1

12

А.С. Пушкин. Стихи. Няне . Туча. Унылая пора! Очей очарованье.

1

13

А. С. Пушкин «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях.»

1

14

Характеристика героев сказки А. С. Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях.»

1

15

А. С. Пушкин«Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях.» Обобщение

1

16

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

1

17

Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка.

1

18

 Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка Характеристика героев, отношение к ним.

1

19

Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа.

1

20

Басня. Как мужик камень убрал.

1

21

А.П.Чехов « Мальчики». Оценка достижений.

1

22

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко».

1

23

А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Картины природы в лирическом стихотворении.

1

24

Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении.

1

25

А.Н.Плещеев « Дети и птичка».

1

26

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

27

Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».

1

28

И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах. И.А.Бунина.  Оценка достижений

1

29

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».

1

30

В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

1

31

В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке». Деление текста на части.

1

32

В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе».Сказка  или рассказ.

1

33

В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1

34

П.П.Бажов « Серебряное копытце».

1

35

П.П.Бажов « Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

36

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».

1

37

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».Мотивы народных сказок в литературном тексте.

1

38

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».Деление текста на части.

1

39

С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

1

40

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени

1

41

Е.Л.Шварц « Сказка  о потерянном времени Нравственный смысл произведения.

1

42

В.Ю.Драгунский « Главные реки».

1

43

В.Ю.Драгунский  « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.

1

44

В.Ю.Драгунский  « Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

1

45

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

1

46

.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

1

47

Оценка достижений.

1

48

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

1

49

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

1

50

К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»Герои произведения.

1

51

М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения..

1

52

М.М.Зощенко « Ёлка». Составление плана. Пересказ. Оценка достижений

1

53

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская».

1

54

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

1

55

М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой

1

56

 Оценка достижений.

1

57

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. Д.М.-Сибиряк « Приёмыш».

1

58

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1

59

М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

1

60

Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения.

1

61

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

62

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».Герои рассказа.

1

63

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».Деление текста на части. Проект « Природа и мы»

1

64

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела... Б.Л.Пастернак « Золотая осень»

1

65

Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

1

66

С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

1

67

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1

68

С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений

1

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. И.С.Никитин «Русь».

1

70

С.Д.Дрожжин « Родине».

1

71

А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеке…».

1

72

Поэтический вечер. Проект « Они защищали Родину» Оценка достижений

1

73

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

74

Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

1

75

Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

1

76

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра.

1

77

Сравнение героев фантастических рассказов.

1

78

Оценка достижений

1

79

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

80

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

81

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

1

82

Итоговая работа

1

83

 Г.-Х. Андерсен « Русалочка».

1

84

Г.-Х. Андерсен « Русалочка».Характеристика героев

1

84

Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Обобщение

1

86

Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

1

87

Марк Твен « Приключения Тома Сойера».

1

88

Марк Твен « Приключения Тома Сойера».Особенности повествования.

1

89

 Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

90

СельмаЛагерлёф. В Назарете .

1

91

СельмаЛагерлёф. В Назарете. Особенности произведения

1

92

Семейство. Иисус и Ииуда

1

93

Оценка достижений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Математика» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Математика" (автор В.Н.Рудницкая, М: Вентана-Граф, 2013)...

Рабочая программа учебного предмета «Математика», 4 кл. начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования,  на основе примерной рабочей  программы по учебному пре...

Рабочая программа учебного предмета литературное чтение на первой ступени обучения 1 - 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Начальная школа XXI век).Рабочая программа содержит:1. пояснительная записка2. Общая характеристика учебного предмета3. описание места предмета в учебном пла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Изобразительное искусство»для начального общего образованияСрок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)​Данная рабочая программа разработана в...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...

Рабочая программа учебного предмета" Русский язык" для начального общего образования с 1-4 классов

Русский языкУМК А. А. Плешаков«Школа России»Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, с учетом прика...

Рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир" для начального общего образования с 1-4 класс

Окружающий мирУМК А. А. Плешаков«Школа России»Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, с учетом при...