Роль чтения в развитии младших школьников
статья по чтению

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.

От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_chteniya_v_razvitii_mladshih_shkolnikov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в развитии младших школьников

Что такое чтение?

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.

От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений.

Но мало научить ребёнка читать, ему необходимо привить любовь к чтению.

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задаёт окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребёнок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их.

Не секрет, что в современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с (научно-популярной, художественной) книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:

) недооценка книги как средства познания окружающего мира;

2) снижение интереса к самостоятельному чтению.

Интерес же к книге не появляется на пустом месте, без чтения книги.

Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. Чтение выступает необходимым компонентом деятельности человека. Особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создаётся база для усвоения всех школьных дисциплин.

Известно, что интерес к книге у нынешних детей недостаточен. Причины разные. Сейчас нередко «дома книг полно, но никто не читает» (), «мам с папой заняты всё время, а мне самой книжку не прочитать» (). Ко всему ещё чтение начинает вытесняться компьютерными играми. Интерес же к книге не появляется на пустом месте, без чтения книги.

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей. Лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребёнка: не надо спешить утешать ребёнка, если он из жалости к собачке расплакался. Некоторые родители, утешая ребёнка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжках написано, а в жизни не так, что не стоит по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребёнка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в таком случае привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрачиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться как могло случиться, что ребёнок ударил кошку, собаку.

Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребёнок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.

Как обсуждать с ребёнком прочитанное?

1. Выяснить перед чтением ил во время чтения трудные слова.

2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?

3. Что нового узнал?

4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

5. Какие слова и выражения запомнились?

6. Чему научила книга?

7. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть. К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения. Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи. Если же, попросив ребёнка почитать вслух, взрослые затевают разговоры, мешают, а то и вовсе уходят, ему бывает очень трудно понять, почему его не слушают. Ведь он так старается …

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ, сам всю книгу, с этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют, готовят обед..) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, выразительного чтения в совместных вечерних встречах особенно дорог малышу свой близостью сопереживания.

При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребёнка культуры чувств, умения радоваться, печалиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Роль чтения в развитии младших школьников

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закод...

Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников».

Статья  «Роль поэзии на уроках литературного чтения  в развитии младших младших школьников». (Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно сос...

роль чтения в развитии младших школьников

Презентация  к род.собранию "роль чтения в развитии младших школьников"...

роль чтения в развитии младших школьников

Презентация к родительскому   собранию "роль чтения в развитии младших школьников"...

Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр ...