Урок литературного чтения
презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс)

В данном конспекте тема урока раскрывается  в трех видах искусства: литературе, музыке и живописи. Ярко выражена межпредметная связь с музыкой, изобразительным искусством, окружающим миром. Есть презентация к уроку, музыкальное оформление (МР3 мелодии известных композиторов).

Тема: Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злиться».

 

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; формировать навыки осознанного выразительного чтения, навыки анализа поэтического произведения (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение), обогащать словарный запас учащихся.

 

Развивающие: развивать речь, воображение, чувства прекрасного на примерах произведений поэтов, художников и композиторов.

 

Воспитывающие: воспитывать чувство красоты слова, любовь к поэзии, музыке, искусству, интерес к личности поэта;  читательскую активность;  любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злиться».

Цели

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; формировать навыки осознанного выразительного чтения, навыки анализа поэтического произведения (умение определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение), обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать речь, воображение, чувства прекрасного на примерах произведений поэтов, художников и композиторов.

Воспитывающие: воспитывать чувство красоты слова, любовь к поэзии, музыке, искусству, интерес к личности поэта;  читательскую активность;  любовь и бережное отношение к природе.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение»; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цели, выполнять учебные действия в практической мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать ее по критериям.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах, в группе.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» для 2 класса, листы с заданиями для учащихся, компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация к уроку, репродукции  картины И. Левитана, «Весна – Большая вода»,  аудиозапись произведений Ф.Шопена «Весенний вальс», П. И. Чайковского «Времена года. Весна », «Времена года. Февраль», С.Соснина «Солнечная капель».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Педагогические технологии:  игровая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества (работа в группе, в паре), здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, уровневой дифференциации.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература, природоведение.

                                                   « В ней есть душа, в ней свобода,

                                                   В ней есть любовь, в ней есть язык…»

                                                                                          Ф.И.Тютчев

                                 Ход урока

I. Организационный этап

 Психологический позитивный настрой (слайд 2)

   Игра «Нарисуй настроение»

- Давайте улыбнемся друг другу, подарим частичку своего тепла.

- А теперь попробуйте нарисовать свое настроение, изобразите его на бумаге.

- Я желаю всем вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и дня. (Учитель вывешивает на доске рисунки детей). Пусть эти смайлики улыбаются нам и помогают учиться.

II. Актуализация знаний

- Произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Весна! Весна! И все ей радо!») (слайд 3)

- Как называются писатели, которые пишут стихотворения? (Поэты)

- Как по-другому называют стихотворения? (Поэзия)

- Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам прослушать музыкальную композицию «Солнечная капель» Степана Соснина и разгадать загадки.

- Понравилась песня? О чем поется в песне?

 - А теперь разгадайте загадки

* Я раскрываю почки,

   В зеленые листочки.

   Деревья одеваю, посевы поливаю,

   Движения полна, зовут меня…(Весна)

* Из-под снега расцветает,

   Раньше всех весну встречает…(Подснежник)

* Ручейки бегут быстрее,

   Светит солнышко теплее.

   Воробей погоде рад –

   Заглянул к нам месяц…(Март)

* Мишка вылез из берлоги,

   Грязь и лужи на дороге,

   В небе жаворонка трель –

   В гости к нам пришел…(Апрель)

* Сад примерил белый цвет,

   Соловей поет сонет.

   В зелень наш оделся край –

   Нас теплом встречает…(Май)

2. Беседа

- О чем загадки? (о весне)

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какое время года было до весны? (зима)

- Назовите весенние месяцы.

3. Находим ассоциации к слову весна

- Давайте хором произнесем слово «Весна». Какое красивое, нежное слово.

Закроем глаза и под музыку «Солнечная капель» представим весну. Какая она? Что вы представили, какую картину увидели? (Дети называют слова, учитель записывает их напротив каждой стрелочки вокруг слова весна).

Весна – птицы, солнце, тепло, тает снег, цветет подснежник, поют птицы, бегут ручьи, набухают почки…

- Рассмотрите картинки. Что на них изображено? (природа) Какое время года? (зима, весна) (слайд 4)

- О чем мы будем говорить на уроке? (о природе, о зиме, о весне)

III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока

(слайд 5)

(Учащиеся самостоятельно называют тему урока, формулируют цели.)

- Тема нашего урока «Картины весенней природы в литературе, музыке и живописи. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится».

- Эпиграф нашего урока: «В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                              В ней есть любовь, в ней есть язык».  

                                                                                     Ф.И.Тютчев

- Как вы думаете, о чем эти строки?

- На уроке мы с вами попробуем доказать, что эти строки о природе.

( Учитель объявляет цели урока.)

IV. Первичное усвоение новых знаний

      1. Словарная работа (слайды 6, 7) (работа в группах, ученики самостоятельно дают объяснение словам, затем смотрят на слайд и  анализируют свои ответы)

        - Попробуйте объяснить значение новых слов:

            Живопись - изобразительное искусство - создание художественных     образов с помощью красок.

           Капель – падание с крыш, деревьев тающего снега каплями.

          Композитор – музыкант, создатель музыкальных произведений.

2. Знакомство с биографией писателя (Слайды 8, 9, портрет Ф.И.Тютчева и краткая биография)

3. Работа со стихотворением. Анализ лирического произведения

(слайд 10)

 Чтение вопросов к стихотворению (слайд 17)

- Перед тем, как приступить к прочтению нового стихотворения, предлагаю ознакомиться с теми вопросами, на которые мы с вами должны ответить в конце урока

а) Чтение стихотворения учителем

б) Беседа по первым впечатлениям

- Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

V. Первичная проверка понимания

в) Словарная работа. (работа в парах, сильные учащиеся работают самостоятельно)  Игра «Найди пару» (слайд 11)

- Для того чтобы лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Для этого вам нужно попытаться найти пару каждому слову.

карточка

 хлопочет

 взбесилась

 трезвон

 пуще

 наперекор

  нудит

разозлилась

еще больше

вопреки

заниматься чем-то

звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

вынуждает, гонит

         

                         Слайд (12) « Проверь себя!»

Хлопочет – заниматься чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась

Наперекор – вопреки

Пуще – еще больше

Трезвон – звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

Нудит – вынуждает, гонит

г) Повторное чтение и анализ лирического произведения

- Еще раз прочитаем стихотворение, понаблюдаем за картинами природы, которые рисует автор, с помощью слов и попробуем увидеть краски природы и услышать ее звуки.

- О каких временах года говорится в стихотворении? (о зиме и весне)

- Прочтите 1 строфу и скажите, почему зима разозлилась? (Потому что, она поняла, что ее время прошло и вот-вот наступит весна).

- Найдите строки, в которых об этом говорится. (Весна в окно стучится и гонит со двора)

- Как вы понимаете эти строчки?

- С каким настроением их можно прочитать? (радостно…)

- Прочитайте 2-ую строфу.

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках? (веселье, оживление)

- «И все засуетилось, все нудит зиму вон» - как вы понимаете это выражение? (Природа пробуждается после зимнего сна: тает снег, побежали ручейки, ярче светит солнце, шумными стаями весело летают птицы, зашелестел ветерок).

- Как вы понимаете вторую строку: «Все нудит зиму вон»? (заставляет зиму уйти, вынуждает, гонит).

- Какие птицы в стихотворении первыми встречают весну? (жаворонки)

- Почему не грачи или скворцы, а именно, жаворонки? (наверное, потому что они красиво поют).

- Как жаворонки радуются приходу весны? (подняли трезвон – радостный, торжественный звон колоколов).

Физкультминутка

Выполнение простых танцевальных движений под мелодию «Весенний вальс» Ф.Шопена (слайд 13)

д) Самостоятельное чтение стихотворения  (слайд 14)

- Прочитайте три последних четверостишия самостоятельно.

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

- Сразу ли ушла зима? (нет). Что же она делает? (хлопочет, ворчит).

- А как ведет себя весна? (в глаза хохочет, и шумит сильнее – пуще).

- Обратите внимание на то, что поэт изображает Зиму и Весну как живых существ.

е) Работа в группах (слайд 15)

- Еще раз самостоятельно прочитайте все стихотворение.

I гр. Выпишите слова, которые показывают действия Зимы.

II гр. Выпишите слова, которые показывают действия Весны.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия? (что делает?).

                       Слайд 15 «Проверь себя!»

               Весна                                             Зима

        хохочет                                        хлопочет

        шумит                                          ворчит

        умылася                                       взбесилась

        румяней стала                            пустила

       стучится                                      злится

- Какие слова использует автор для описания Зимы? (злые, недоброжелательные)

- А для описания Весны? (добрые, ласковые)

- Как Ф.И.Тютчев называет Зиму? («Ведьма злая»).

- А Весну? («Прекрасное дитя»).

- Как автор относится к Зиме, Весне?

- А кто нравится вам?

3. Прослушивание музыкальных  произведений П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Февраль», «Времена года. Весна» (слайд 7)

- Сейчас мы прослушаем две пьесы композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Представим, как в музыке можно нарисовать переход времени года от зимы к весне, попытаемся увидеть и услышать «борьбу» зимы и весны.

- Прозвучали две пьесы. Какое у вас было настроение, когда слушали первую пьесу, вторую пьесу?

- Что общего между стихотворением и пьесами? (в них показывается, как весна сменяет зиму).

4. Беседа о художнике и его картине (слайд 16)

- О природе можно писать не только стихотворение и музыку. Можно написать картину.

- Как вы думаете, кто рисует картины? (художники).

- Правильно, картины рисуют мастера изобразительного искусства – художники.

- Эту картину написал известный художник Исаак Ильич Левитан. Как вы думаете, как она называется?

- Картина называется «Весна – Большая вода».

- Какое время года изображено на картине? (Весна).

- Начало, середина или конец весны? (начало).

- Как вы догадались? Почему вокруг  много воды? (тает снег).

- Это называется половодье.

- Какие деревья изображены на картине? (березы). Какие они на картине, опишите их (молодые березки с тонкими изогнутыми стволами, они стоят в воде).

- Что вам напоминает вода, на что она похожа? (на зеркало).

- Почему? (Вода, как зеркало, она отражает в себе небо, деревья).

- Какое настроение вызывает у вас просмотр картины?

VI. Первичное закрепление

  1. Работа над эпиграфом урока. Беседа (слайд 5)

- Вернемся к эпиграфу, прекрасным словам Ф. Тютчева.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

- Как вы уже говорили, эти прекрасные строки о природе.

- Сегодня на уроке мы увидели картины весенней природы в искусстве. Вы догадались, в каких видах искусства? (Музыке, литературе и живописи)

- Как вы понимаете выражение «В ней есть душа…»?

- Попробуйте объяснить и доказать, что у природы есть душа, что она действительно живая.

- В стихотворении мы наблюдаем, как весна борется с зимой. Можно сказать, что природа живая и у нее есть душа. Весной все вокруг оживает: тает снег, бегут ручьи, дует ветерок, радуются птицы…

- Как вы понимаете выражение «В ней есть свобода…»?

- Природа не имеет границ, она повсюду. Она свободна, как птица.

- Как вы понимаете выражение «В ней есть любовь…»?

- Неописуемой красоты пейзажи в разное время года заставляют нас постоянно любоваться ими. Нельзя не любить природу, ведь она помогает нам жить: мы дышим воздухом, греемся солнечным теплом…

- Как вы понимаете выражение «В ней есть язык…»?

- Мы знаем, что у природы есть душа. А так как есть душа, значит,  есть и язык. Природа говорит стихами поэтов, картинами художников и музыкой композиторов.

- Но для того, чтобы увидеть в природе душу, язык, свободу и любовь, необходимо чувствовать ее, понимать, видеть в ней все самое прекрасное, одним словом – любить. И, конечно, беречь ее и приумножать!

  1. Конкурс чтецов

      Выразительное чтение стихотворения по группам

      - Какие правила выразительного чтения вы знаете?

      - Попробуйте прочитать стихотворение с такой интонацией, с таким            настроением, которое хотел передать, показать, объяснить нам автор.

3. Ответьте на вопросы (слайд 17)

VI. Итог урока, рефлексия Самооценка результатов деятельности

  (слайд 18)

- Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет?

- Достигли мы поставленной цели? Почему?

- Понравилось стихотворение? Чем?

- Как нужно относиться к природе?

VII. Информация о домашнем задании (слайд 19)

 На выбор: выучи или выразительно прочитай стихотворение.

 Всем: нарисуй рисунок к стихотворению.

    Молодцы! (слайд 20) звучит песня С.Соснина «Солнечная капель»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...