Конспект урока по литературному чтению Б.Житков "Как я ловил человечков"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гржибовская Татьяна Васильевна

Конспект урока и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  литературное чтение, УМК «Школа России»

Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.  Взаимоотношения детей и взрослых.

Класс: 4 класс.

Учитель: Гржибовская Татьяна Васильевна

Цели урока: знакомство с творчеством Б.С.Житкова, обучение работы с тек -стом на основе содержания рассказа «Как я ловил человечков»

 Задачи: - развивать устную речь, словарный запас учащихся;

             - формировать умение работать с содержанием текста рассказа;

              - сопереживать герою, оценивать его        поступки;                

               - формировать нравственные убеждения

             - воспитывать самостоятельность,  честность, уважение к слову старших.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: проблемный диалог

Оборудование: учебник литературного чтения (сост. Л.Ф. Климанова), карточки, книги с рассказами Б.С.Житкова, портрет писателя модель парусника, иллюстрации.

Используемые источники информации:

http://www.1september.ru/

http://www.rusedu.ru/

http://www.google.ru/

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Б.Житкова. Дома вы читали его рассказ «Как я ловил человечков». Сейчас вы будете думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Вы готовы к работе?

3. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

1) Об авторе

Учитель обобщает знания об авторе (показывая портрет и его книги).

Слайд №1

2) Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

Тестирование

Взаимопроверка теста.

3) Что было неясно при чтении? 

- А что такое корма? (какая-то часть корабля) 

-А что такое сени? (помещение перед входом в дом)

- Вам встретилось слово модель. Что это? (маленькая фигурка корабля)

Слайд №2

- Где в тексте вы встретились с этим понятием “модель”? (дети находят и зачитывают) 

Слайд №3

4) Постановка проблемы

- Зачем Б. С. Житков написал этот рассказ?

(Дети высказывают свое мнение)

 Анализ содержания произведения

1) От чьего имени идет повествование?

- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? 

Слайд №4

 - Используйте их для ответа на вопрос.

- Какое из данных средств художественной выразительности отметили

(Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

-  Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения. (Это старая вещь; чей-то подарок, который ей дорог)

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

2) Ролевая игра

 (Дети играют)

- Как называется разговор двух героев?

(Диалог)

- Как вы понимаете слова бабушки «Уберу от греха подальше»? Что такое грех?

- Кто вспомнит молитву «Отче наш»?

 Слайд №5

- Как вы понимаете фразу «Не введи нас во искушение»? Как вы думаете, кораблик для мальчика был искушением?

Учитель достает и показывает модель парусника.

- Вам понравился парусник? Хочется его потрогать, рассмотреть поближе?

 3) Фантазии Бори

Выборочное чтение:

4) Оценка поступка героя

- Чем заканчивается история?

Игра «Пресс-конференция»

-Как называют человека, ставшим свидетелем каких-либо событий? (Очевидец).

-Представьте себе, что вы были очевидцами этих событий и сейчас даёте пресс-конференцию. Слайд №6

- Вы дома подготовили вопросы по содержанию рассказа.

(Один ученик отвечает на вопросы одноклассников)

-Есть ли у вас вещи, которыми вы очень дорожите? Какие чувства  вы испытали бы, если очень дорогую для вас вещь сломали? Что сказали бы виновнику?

-Как вы думаете, что почувствовала бабушка мальчика, увидев изуродованный кораблик?

-У кого из вас есть бабушки? Как они к вам относятся? Как относилась бабушка к Боре?        Мы не знаем, как  она выглядела. Может быть вот так. Слайд №7

 -Давайте послушаем, как звучал бы этот рассказ, если бы он велся от лица бабушки. (Один ученик пересказывает текст)

 -Как вы думаете, бабушка простила внука?

5. Итог. 

1) Графическая мимика:

- Представьте себе, что это наши герои. Слайд №8

 Что изображено на схеме?

(Это его мимика)

2) Вернемся к проблеме

- Вернемся к нашему вопросу. Зачем автор написал этот рассказ?

6. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Корма – задняя часть судна Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину .

Слайд 4

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА ЭПИТЕТ ИРОНИЯ

Слайд 5

Отче наш, иже еси на небеси да святится имя Твое, да приидет царствие твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас во искушение , но избави нас от лукавого. яко твое есть царство, и сила, и слава отца и сына и святого духа. ныне и присно и во веки веков. аминь.

Слайд 6

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Слайд 7

БАБУШКА

Слайд 8

Мимика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению "И. Токмакова. Пряничные человечки"

Конеспект урока для 1 класса УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока Рассказ Б.С. Жидкова « Как я ловил человечков»

Конспект урокаРассказ Б.С. Жидкова  « Как я ловил человечков»...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по УМК "Школа России" .Б.Житков "Как я ловил человечков".

Данный материал может быть использован на уроке литературного чтения в 4 классе....