Сценарий урока по литературному чтению "Синий кинжал"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Еланцева Анастасия Александровна

Сценарий урока по литературному чтению "Синий кинжал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии у нас гости. Давайте поприветствуем гостей. Пожелаем гостям и себе хорошего рабочего настроения, садитесь.

Сегодня нам предстоит познакомиться с новым произведением, каким, вы узнаете чуть позже. Итак, начинаем наше занятие. Перед вами слово дружба.

Ребята, а что такое дружба? (ответы детей). А теперь давайте с вами посмотрим, как значение этого слова объясняется в словаре Ожегова.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Все ли вам слова понятны?

(Если говорят да) – давайте проверим, правильно ли вы понимаете значение каждого слова. На столах у вас лежат карточки. Соотнесите слово с его значением. Поработайте самостоятельно. На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

(Если говорят нет) – не расстраивайтесь, раскрыть значение слова вам поможет задание. На столах у вас лежат карточки. Соотнесите слово с его значением. Поработайте самостоятельно. На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

А сейчас я предлагаю вам проверить самих себя. Посмотрите на слайд. Кто сделал всё правильно, поднимите руки? У кого есть ошибки, не расстраивайтесь, прочитайте дома еще раз и запомните значения данных слов.

Составьте предложение о дружбе. А может кто-то знает пословицы о дружбе? (устно)

Многие писатели, поэты писали о дружбе. Много поучительных рассказов на эту тему есть у Виктора Юзефовича Драгунского. Ребята, давайте все вместе проговорим интересное и необычное отчество этого великого писателя. Уважаемые гости, вы можете присоединиться к нам.

Этот удивительный человек написал рассказ под названием «Синий кинжал». Перед вами иллюстрации к рассказу. Как вы думаете, о чем будет произведение, глядя на иллюстрацию к нему?

Если будут бояться говорить по иллюстрации.

Ребята, иллюстрации к произведению даются не зря. На них могут быть изображены либо главные герои, либо какой-нибудь сюжет. Не бойтесь говорить и ошибиться, ведь в ходе прочтения произведения мы узнаем, что таится за этими иллюстрациями, а пока попробуем лишь представить сюжет рассказа.

Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ. Прежде чем перейти к прочтению произведения, давайте ознакомимся со смыслом некоторых слов.

Наляпано - ребята, как вы думаете, что означает это слово? Сделать что-либо наспех, неумело, небрежно. 

Гильза - представляет собой что-то наподобие стального стаканчика с тонкими стенками и предназначается для хранения боевых, пороховых зарядов.

Кара - доставление неприятностей в ответ на плохое поведение или поступок;

А теперь, давайте перейдем к чтению произведения, напомните мне его название.

Перед вами лежат листочки с текстом. Я буду читать, а вы внимательно следить.

Это дело было так. У нас был урок — труд. Раиса Ивановна сказала, чтобы мы сделали каждый по отрывному календарю, кто как сообразит. Я взял картонку, оклеил ее зеленой бумагой, посредине прорезал щелку, к ней прикрепил спичечную коробку, а на коробку положил стопочку белых листиков, подогнал, подклеил, подровнял и на первом листике написал: «С Первым маем!»

Получился очень красивый календарь для маленьких детей. Если, например, у кого куклы, то для этих кукол. В общем, игрушечный. И Раиса Ивановна поставила мне пять.

Она сказала:

— Мне нравится.

И я пошел к себе и сел на место. И в это время Левка Бурин тоже стал сдавать свой календарь, а Раиса Ивановна посмотрела на его работу и говорит:

— Наляпано.

И поставила Левке тройку.

А когда наступила перемена, Левка остался сидеть за партой. У него был довольно-таки невеселый вид. А я в это время как раз промокал кляксу, и, когда увидел, что Левка такой грустный, я прямо с промокашкой в руке подошел к Левке. Я хотел его развеселить, потому что мы с ним дружим и он один раз подарил мне монетку с дыркой. И еще обещал принести мне стрЕляную охотничью гильзу, чтобы я из нее сделал атомный телескоп.

Первая остановка. Ребята, а что вы бы сделали? Как бы вы поддержали в такой ситуации своего товарища? А теперь, давайте узнаем, как же поддержал Дениска своего товарища.

Я подошел к Левке и сказал:

— Эх ты, Ляпа!

И состроил ему косые глаза.

И тут Левка ни с того ни с сего как даст мне пеналом по затылку. Вторая остановка. Ребята, как вы думаете, почему Лёвка так отреагировал на помощь своего товарища? Найдите подтверждение в тексте, может не действием, а каким-то словом Дениска смог обидеть своего друга? (Эх ты, Ляпа!). Правильно, ребята. Давайте вспомним, почему учительница поставила Лёвке тройку? Потому что на работе было наляпано. И тут же, он решил его развеселить, назвав Ляпой.

Вот когда я понял, как искры из глаз летят. Я страшно разозлился на Левку и треснул его изо всех сил промокашкой по шее. Но он, конечно, даже не почувствовал, а схватил свой портфель и пошел домой. А у меня даже слезы капали из глаз — так здорово поддал мне Левка, — капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы… 

Третья остановка.  Ребята, как вы думаете, а как Дениска может поступить в ответ? Или он никак не поступит?

И тогда я решил Левку убить. После школы я целый день сидел дома и готовил оружие. Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту. Я его упорно точил, терпеливо. Он очень медленно затачивался, но я все точил и все думал, как я приду завтра в класс и мой верный синий кинжал блеснет перед Левкой, я занесу его над Левкиной головой, а Левка упадет на колени и будет умолять меня даровать ему жизнь, и я скажу:

«Извинись!»

И он скажет:

«Извини!»

А я засмеюсь громовым смехом, вот так:

«Ха-ха-ха-ха!»

И эхо долго будет повторять в ущельях этот зловещий хохот. А девчонки от страха залезут под парты.

И когда я лег спать, то все ворочался с боку на бок и вздыхал

Четвертая остановка. Ребята, как вы думаете, почему Дениска ворочился?  Почему ему не спалось? 

Итог: Итак, у нас мнения разделились (либо я услышала ваши мнения)

  • Первая: внутри Дениски затаилась обида на друга, поэтому он не мог уснуть.
  • Вторая: у Дениски проснулась совесть по отношению к другу? Как он может так с ним поступить?

потому что мне было жалко Левку — хороший он человек, но теперь пусть несет заслуженную кару, раз он стукнул меня пеналом по голове. Ну что, так все же какая причина была того, что Дениска сразу не смог уснуть? (внутри затоилась обида на друга).

И синий кинжал лежал у меня под подушкой, и я сжимал его рукоятку и чуть не стонал, так что мама спросила:

— Ты что там кряхтишь?

Я сказал:

— Ничего.

Мама сказала:

— Живот, что ли, болит?

Но я ничего ей не ответил, просто я взял и отвернулся к стенке и стал дышать, как будто я давно уже сплю.

Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу.

Синий кинжал я положил в портфель с самого верху, чтоб удобно было достать.

И перед тем как пойти в класс, я долго стоял у дверей и не мог войти, так сильно билось сердце. Но все-таки я себя переборол, толкнул дверь и вошел. В классе все было как всегда, и Левка стоял у окна с Валериком. Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал. Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал:

— На!

И он протянул мне золотую стрЕляную гильзу. И глаза у него стали такие, как будто он еще что-то хотел сказать, но стеснялся. А мне вовсе и не нужно было, чтобы он говорил, просто я вдруг совершенно забыл, что хотел его убить, как будто и не собирался никогда, даже удивительно.

Я сказал:

— Хорошая какая гильза.

Взял ее. И пошел на свое место.

Ребята, мы с вами завершили прочтение рассказа. Понравился он вам?

Вернемся снова к иллюстрациям, мы были правы?

(Если они правы) – значит иллюстрации к произведениям даны не зря, они помогают нам предвидеть сюжет рассказа и его главных героев.

(Если они не правы) – значит мы не всегда можем судить по картинкам содержание рассказа, необходимо его прочитать.

Физминутка.

Перечитайте последний абзац и найдите предложение, которое выражает главную мысль. Подчеркните его. (кто правильно подчеркнул, попросить прочитать)

Итог учителя: Главный герой получил урок жизни. Этот рассказ учит тому, что, желая утешить друга в трудную минуту, очень важно выбрать верные слова поддержки. Возможно, стоит представить, помогли бы данные слова или действия самому себе в такой же ситуации. Стоит переждать какое-то время, для того чтобы эмоции поулеглись и можно было принимать объективное решение.

Самостоятельная работа в парах. Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Мы с вами знаем, что такое синквейн. Вам необходимо, к основному слову, добавить два прилагательных, три глагола и одно существительное. У вас на столах лежит клеше и слова-помощники, к которым вы сможете обратиться, если возникнут трудности. На работу даю вам 3 минуты. Можете начинать. 

Дружба

Настоящая, верная

Доверять, уважать, понимать

Надежность

Итак, ребята.

С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?

Как назывался рассказ?

Кто главные герои?

На следующем занятии мы с вами будем учиться писать отзыв о прочитанном произведении. Поэтому я вам предлагаю еще раз дома прочитать рассказ и подготовить устно ответы на вопросы карточки, которые я вам выдам.

  1. Автор и название рассказа.
  2. Главные герои
  3. Главная мысль произведения
  4. Какие мысли у вас возникли после прочтения рассказа? Какой урок жизни вы вынесли с этого занятия?

 Ребята, наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за плодотворную работу. Надеюсь, что работа над произведением Виктора Драгунского «Синий кинжал» была для вас не только интересной, но полезной и поучительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".

Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок  разработан по УМК  "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"

Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель:  начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...

Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век

Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...

Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"

Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...