Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й'а], ['а]. Буква Яя"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Тип урока:  изучение и обобщение новых знаний.

Цель: познакомить  учащихся с буквами «Я я»-звуками(й-а);(а); формировать навыки чтения; развивать фонематический слух; правильную речь; логическое мышление; внимание; воспитывать любовь к Родине.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Воспитывать представления о русском языке, расширять кругозор в процессе обучения.

2.Развивать качества  доброты и умения радоваться успехам товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й'а], ['а]. Буква Яя"

Учителя начальных классов ГБОУ ШИ Тотиковой Индиры Хасановны

Тема: Звуки [й’а], [’а]. Буква Я я.

Класс: 1 «А»

Тип урока:  изучение и обобщение новых знаний.

Цель: познакомить  учащихся с буквами «Я я»-звуками(й-а);(а); формировать навыки чтения; развивать фонематический слух; правильную речь; логическое мышление; внимание; воспитывать любовь к Родине.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Воспитывать представления о русском языке, расширять кругозор в процессе обучения.

2.Развивать качества  доброты и умения радоваться успехам товарищей.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные:

  1.  Правильно воспринимать учебную задачу и стараться ее выполнить.

Познавательные:

  1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные:

  1. Уметь правильно высказываться по предложенной теме.

Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы;

Пропедевтика: йотированные гласные;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

КРР

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку:

-  Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся к ним и дружно поприветствуем.

Приветствуют учителей

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку обучения грамоте

Развитие эмоционально – волевой сферы

  1. Этап актуализации пробного действия.

Включение в учебную деятельность.

Постановка целей и определение темы урока:

Сегодня  мы продолжим знакомиться с новыми буквами и звуками.

- Как называется наше с вами общение?

-Какая бывает речь?

-Назовите примеры устной речи;

-Назовите примеры письменной речи;

 Из чего состоит речь?

- Из чего состоит предложение?

-На что делятся слова?

- Что мы знаем про буквы и звуки?

-Сколько  букв в русском алфавите,которые дают гласные звуки?

-А звуков?  Слайд 1.

- Давайте назовём буквы,дающие гласные звуки:

-Что вы можете сказать о гласных, которые в ленте букв находятся в верхнем ряду?

- Что вы можете сказать о гласных нижнего ряда?

-Ребята, посмотрите и скажите,что видите на картинках?

-Какие звуки слышите в начале всех этих слов?

-Правильно,но эти два звука на письме будем обозначать одной буквой «я»-яма,якорь,яблоко.

-Давайте определим,в каких еще случаях «я»дает два звука?(помогаю детям-Россия,Рая,листья…)

(Слайд 2)

-Какая гласная в русском алфавите самая хвастливая, как вы считаете?

(Всем известно, буква Я – самая хвастливая.Г.Юдин).

- Как думаете, какую же сегодня букву мы будем изучать на уроке?

Вступают в диалог с учителем.(требуем полные ответы)

Речь

 - Устная и письменная.

-Рассказываем рассказы,сказки,стихотворения, поём песни,  слушаем телепередачи…

-

Пишем письма и смс-сообщения, читаем газеты и книги…

-Из предложений;

-Из слов;

- Слова делятся на слоги

-Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

 

-10 букв-А,О,У,Ы,Э,Я,Ё,Ю,И,Е

-6 звуков-(а,о,у,ы,и,э)

-Они обозначают твёрдость предшествующего согласного звука и обозначают только один звук;

-Они обозначают мягкость предшествующего согласного звука;

Например:мел,мяч,тля,тигр…

Ответы детей:яблоко,якорь,яма

-(й)(а)

-В начале слова,после гласных,после разделительных знаков.

 -Гласная Я.

-Букву Я.

Коммуникативные:

Уметь высказать свою точку зрения и уважать другую точку зрения

Регулятивные:адекватно реагировать на замечания одноклассников, учителя, родителей

Развитие памяти, внимания, мышления

  1. Этап построения проекта

-Отлично( Слайд 3)

-Сейчас мы с вами потренируемся в построении предложений по заданному условию. Закончите каждое предложение так, чтобы последнее слово начиналось с буквы я.Слайд 4

  • Мальчик бежал и упал в … .
  • На завтрак у нас были … .
  • Солнце светит … .
  • День сегодня был тёплым и … .
  • Вдруг неожиданно налетел … .

-Понаблюдайте за этими словами. Какие звуки вы слышите в начале этих слов?

Слайд 5

- Сейчас мы поработаем по учебнику.  Сегодня познакомимся с  интересной буквой, которая называется «Я».

-А почему она интересная? Об этом мы и поговорим на уроке.

-А как узнать, как ведет себя буква я?

-Давайте сначала посмотрим на букву я. Откройте Азбуку на странице 111. Ребята, из чего состоит буква я?

-Хорошо. А какие звуки обозначает буква я, посмотрите на первую и на вторую квадратную скобку.

-Почему в первой скобке стоит 2 буквы, а во второй стоит 1 буква? Может быть, потому что в первой скобке обозначаются 2 звука, а во второй скобке 1 звук?

-яму.

-яйца,яблоки.

-ярко.

 - ясным

- ястреб.

-[й'а].

Познавательные:

Ориентироваться в информационном пространстве и осуществлять поиск необходимой информации (совместно с учителем)

Коммуникативные:

Уважать другую точку зрения

Развитие пространственного восприятия

  1. Этап реализации построенного проекта

-Обратите свое внимание на написанные слова,стр.111 на полях. Я вам их прочитаю, а вы внимательно следите: яблоки, яблоня.

-Давайте посмотрим на звуковые схемы этих слов.

-Кто мне может объяснить звуковую схему слова яблоки?

-Давайте еще раз все вместе произнесем слова яблоки.

-Какие первые звуки  слышите?

-Назовите ещё раз 1 слог.

-Какой звук ещё есть в 1слоге?

-Назовите 2 слог.

-Назовите 3 слог?

-Какой слог ударный?

-Кто  может объяснить звуковую схему слова яблоня?

-Давайте еще раз все вместе произнесем слова яблони.

-Какой первый звук слышится?

-Назовите ещё раз 1 слог.

-Какой звук ещё есть в слоге?

-Назовите 2 слог.

-Назовите 3 слог?

-Какой слог ударный?

-Посмотрите на слова.

-Где в словах яблоко и яблоня стоит буква Я?

Микроитог:

-Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

-Ребята, посмотрите, у нас остались еще 2 слова, какие?

-Ребята, а почему Зоя и Рая написаны с заглавной буквы?

-Давайте произнесем их все вместе: Зоя, Рая.

-Назовите 1 слог в слове Зоя.

-Назовите 2 слог в слове Зоя.

-Ребята, какие звуки мы слышим во втором слоге?

-Назовите 1 слог в слове Рая.

-Назовите 2 слог в слове Рая.

-Ребята, какие звуки мы слышим во втором слоге?

-Где стоит буква я в словах Зоя и Рая?

-После какой буквы стоит буква я в словах Зоя и Рая?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Ребята, когда буква я обозначает 2 звука?

-А если буква я будет стоять после согласной?

-Давайте прочитаем слоги в столбике.

-Сколько звуков обозначает буква я после согласного?

-Ребята, а теперь давайте попробуем все наши правила соединить в одно. Давайте все вместе прочитаем правило. Внимательно следите.

-Кто может мне рассказать правило, не подсматривая в учебник?

Физминутка

-Сейчас  я буду читать, а вы пальчиком внимательно следите по тексту.

-найдите слова в которых есть буква я.

- в каких словах буква «я» обозначает 2 звука, в каких 1?

-прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

-прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук.

-Ребята, где вы живете, как называется наша страна?

-Что посадили у дома?

-Место, где ты родился и растёшь – это Родина. Каждый старается на родине посадить сад, цветы, построить дом.

-Кому мила родная сторона?

-Чему будут рады мама, папа, братья и сёстры?

Давайте прочитаем тему урока на стр.110.

- Что вы видите на иллюстрации?

-Название какого города можно прочитать в середине левой части карты?

-Почему именно этот город так важен для нашей страны?

-На каких видах транспорта можно добираться из одной части страны в другую?

-Какие животные живут на территории нашей страны?

-Какие деревья изображены?

-Что мы видим в нижней части иллюстрации на стр.110

-Какие цвета имеет Российский флаг?

-Составьте рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.

-Объясните, почему так говорят?Чему учат нас эти пословицы?

Уч.стр.110(работа с пословицами и поговорками).

  • Русские трудом славны.
  • Жить – родине служить.
  • Всякому мила своя сторона.

-Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Кто из вас запомнит больше слов с буквой Я?

-Какие слова вы запомнили?

-Какие слова вам были непонятны?(Учитель объясняет значения некоторых слов: язь – название рыбы;яства – еда, кушанье).

Внимательно слушают чтение учителем, а затем читают сами, один ученик читает вслух.

-(й)(а)(б)(л)(а)(к/)(и)

(й-а)

-Яб

(б)

-Ло.

-Ки.

-Первый.

-(й)(а)(б)(л)(а)(н/)(а)

-(й-а)

-Яб

-Звук б.

-Ло.

-Ня.

-Первый.

-В начале слова и в конце

-Буква «я» обозначает 2 звука ,когда стоит в начале слова:яма,яблоко…

-Зоя и Рая.

-Это имена.

Произносят все вместе.

-

Зо.

(й-а)

-Ра

-(й-а)

-В конце слова

-После гласной-о и а

-После гласной буква я обозначает 2 звука.

-После согласной «я»дает звук(а) и смягчает согласную(мяч,Варя…)

-Один звук(а)

-Россия,моя..

-Россия

-Сад

Россия – Родина моя.

-Изображение нашей страны на карте.

-Москва.

 - Москва – столица нашей Родины.

-На поездах,самолётах,электричках,автомобилях..

-
Российский флаг.

-Белый, синий,красный.

-Я живу в России. Это моя Родина. Столица России – Москва. Наш общий дом – Земля.

Дети объясняют смысл пословиц.

Учащиеся называют запомнившиеся им слова.

Коммуникативные:Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:выбор наиболее эффектных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Развитие речи

  1. Рефлексия деятельности.

-Что интересного сегодня вы узнали?

-Как вы оцениваете свою работу?

-Кто из вас может сказать, что он на уроке был активен?

Спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные:

адекватно реагировать на замечания одноклассников, учителя, гостей

Коррекция самооценки и саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й\'а], [\'а]. Буква Яя"

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока по теме «Звуки [х], [х‘], буквы Х,х»

Педагогическая цель: ознакомление учащихся с парными (по твёрдости- мягкости) согласными звуками  [х], [х‘] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме. Формирование познавательные, р...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока по теме: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р»

Технологическая карта урока.  Тема урока: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р» УМК "Планета знаний" 1 класс. Презентация состоит  из 6 слайдов....

Технологическая карта урока по теме "Звуки [з]- [з,] - [с] [с,]. Повторение и обобщение"

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" включает цели и задачи урока, подробно описывает содержание взаимодействия педагога и учащихся....

урок обучения грамоте с технологической картой , 1 класс, тема" Звуки [б], [б]. Буква Б"

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б]. Буква Б» Цель: Познакомить детей с новой буквой алфавита и ее звуками.Задачи: 1. Формировать представление об особенностях новых согласн...