Технологическая карта урока по теме: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Иванчугова Елена Александровна

Технологическая карта урока.  Тема урока: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р» 

УМК "Планета знаний" 1 класс. 

Презентация состоит  из 6 слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №174»

Г.Зеленогорск

Конспект урока обучения грамоте в 1 «И» классе

по УМК «Планета знаний»  

Тема урока: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р»

Подготовила

учитель начальных классов

Иванчугова Е.А.

2017г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

 Задачи урока:

Предметные умения:

Читать по слогам и целыми словами; выделять звуки из речи; различать звуки;

Метапредметные умения:

  • Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

  • Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

  • Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

-  принимать позиции других людей;

Личностные умения:

- выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей;

-  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений;

Методы обучения:

-словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа

- парная

-индивидуальная

Средства обучения:

  • у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, учебник «Букварь»  Т.М.Андриановой;
  • у учащихся – учебник «Букварь», набор звуковых карточек, цветные карандаши; 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация  учебной деятельности

Школьный  прозвенел звонок,

Пригласил всех на урок!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

              Пожелаем друг другу мысленно удачи, улыбнемся друг другу и нашим  дорогим гостям!

 

Проверьте, все ли готовы к уроку: букварь, тетрадь, карандаши и ручки?

Приветствуют учителей, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя

Регулятивные действия:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, пока я шла к вам на урок, совсем запуталась, подскажите, какие буквы мы уже выучили? Проверьте, пожалуйста, не ошиблась ли я?

Карточки на доске  

 А, О, Н, М, У, Э

-На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

Слайд  для проверки:

А О У Э

Н М

А почему мы так разделили наши буквы? Чем отличаются гласные от согласных букв?

-Что вы можете сказать о гласных звуках, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать о согласных звуках, какие бывают согласные звуки?

Молодцы!

 

 

Делят на 2 группы

На гласные и согласные буквы.

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные.

-Согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

Согласные бывают твёрдые, мягкие

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие  и глухие.

 Постановка проблемной ситуации и

формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой.

Хотите узнать с какой?

Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

«Она течет, течет – не вытечет,

Она бежит, бежит – не выбежит».   

    Слайд  (После отгадывания, экране появляются изображения)

речка анимационная картинка для детей

«А она блещет в речке чистой

Спинкой серебристой».

Слайд:

http://mirgif.com/1/pod-vodoj28.gif

За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
На небе коромысло.


Слайд

http://gif-animashki.ru/images/animaciya_50.gif

 

А на берегу цветочки – сестрички

В середине солнышко,

А вокруг - белые реснички.

 Слайдhttp://file.mobilmusic.ru/1c/74/d0/1058376.gif

- Повторите отгадки и вслушайтесь, какой звук слышите в начале каждого слова?

А кто же сегодня самый внимательный? Кто сможет назвать тему урока?

Речка

Рыба.

Радуга

ромашки

 [ р ]  [р,]

Знакомство с буквой «Эр»

Личностные:

самостоятельное формулирование темы урока;

принятие целей урока

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей

Постановка цели и задач урока учащимися

Цель: создать условия для частично-поискового метода.

 №1

А) Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

На доске:

1)Познакомиться с новой буквой…

   2) Узнать какие …

   3) Научиться ….

Б) Оцените свою работу: закрасьте лепесток зелёным – если определили и тему урока и цель

Жёлтым – если только что-то одно (или тему или цель)

Красным – если не смогли определить ни тему, ни цель.

-Познакомиться с новой буквой (эр).

-Узнать какие звуки обозначает эта буква.

-  Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Закрашивают лепесток№1

 Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

 Работа над новым материалом.

Цель: знакомство со звуком [р] и [р'], буквой  Р, закрепление ранее полученных  знаний.

№2

1.Букварь. С.36

Назовите предметы со звуком [р] и [р']

2.«Поймайте первые звуки»

Звуковой анализ слов «рыба», «река».

 

«рыба»

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?

-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

-Какой фишкой обозначим?

 Определите, звонкий или глухой звук?

Сколько звуков в этом слове?

Аналогично проводится анализ слова «река»

Назовите  первый звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

Назовите  второй звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

Назовите  третий звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

Назовите  четвёртый звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

- Какие звуки вы слышали в начале слов рыба и река?

Можем ли мы сделать вывод, что буква Р может обозначать мягкий и твердый звуки?

3. Оцените свою работу по умению работать со схемами:  

Обе схемы  верно – зелёным;

1 –жёлтым, в обеих ошибку допустили - красным

4. Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р  ]   [р , ]

-Буква, которой обозначаются звуки   [р] [р,], называется  «эр».

-Показываю букву.

Дети выкладывают фишки

-[ р]

-Синей.

-[ы]

-Гласный, ударный, обозначим красной фишкой.

-[б]

- согласный звук.

- [ а ]

 гласный, безударный.

Красной фишкой.

-4

[ р,]-  - согласный, мягкий

Зелёной фишкой.

[и ]

 –гласный, безударный.

Красной фишкой.

[ к ]

- согласный, твёрдый, глухой.

Синей фишкой.

[ а ]

 гласный, ударный.

Красной фишкой.

[ р ]  [р ,]

Да

Закрашивают лепесток№2

Дети предлагают свои варианты.

Находят в «Алфавите» – показывают

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

 Личностные: самоопределение.

6. Физминутка.

Учитель показывает и проговаривает вместе с детьми слова физкультминутки

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой -  потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Регулятивные:

 умение работать по предложенному алгоритму

7.Первичное закрепление.

Цель: организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

№3

Мы с вами уже доказали,  что звуки буквы   Р бывает твердый и мягкий.  Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой  Р. Буква Р может быть маленькой и большой.

Работа по учебнику.

Чтение слогов и слов.

Обговор: почему с большой буквы написаны слова?

Оцените своё чтение:  всё без ошибок - зелёным, 1-2ошибки – жёлтым; смогли прочитать с помощью одноклассников или учителя - красным

Читают слоги и слова в Букваре стр.36

- Это имена

Закрашивают лепесток №3

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8.Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Работа по учебнику.

1.Подбор слов к схемам.

2.А теперь давайте прочитаем стихотворение. Можно прочитать его еще быстрее? А еще?

Значит ли это, что перед нами скороговорка?

3.Работа в парах.

Подбор слов к схемам в Букваре стр.36

У Наума книга.

У Романа мишка.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром!

(Высказывают своё мнение)

Читают диалог с разной интонацией.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

9.Физминутка

Игра "Поймай звук"

- Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки

[ р ]  [р,  ] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков  топаете ножками.

Рак, книга, ручка, лодка, рука,  яблоко, карандаш, редиска, школа

Регулятивные:

 умение работать по предложенному алгоритму

10.Включение в систему знаний

№4 и 5

1.Работа с чистоговоркой

Прочитайте слоги и дополните чистоговорку словами, которые соответствуют рифме.

 2.Работа с пословицей

Читаю пословицу «Рабочие руки не знают скуки»

С какой буквы начинается пословица?

Сколько таких букв в пословице?

Как вы понимаете ее смысл?

3.Работа в тетради стр.19

Проверка в паре по эталону

№1 без ошибок №4-зелёным, 1-желтым, 2- красным

№2  без ошибок -зелёным, 1-желтым, 2- красным

Читают выразительно, проговаривая все звуки.

Отвечают на вопросы.

Значит руки не бывают без дела, умелые руки.

Закрашивают лепесток №4,  после того, как проверят в

Закрашивают лепесток №5,  после того, как проверят в

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

http://imho.gazeta.spb.ru/f/a0/ru/auto/201508/uch.jpg

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

  - С какой буквой сегодня познакомились?

 - Какие звуки обозначает буква Р?

- Возникали ли затруднения при чтении?

Смогли ли вы их преодолеть?

- Оцените, смогли ли вы достичь поставленных целей. Ребята, у каждого из вас на партах лежат ромашки, а на доске «гора успеха»

Какое место  выберите вы?

Давайте посадим свои ромашки на гору «успеха» Вершина – всё понятно и могу научить других.

Середина горы – всё понятно, но затруднитесь объяснить другому.

Внизу горы –  если вам было тяжело работать на уроке.

Оценивание своей работы на уроке

-Познакомились с новой буквой.

-Узнали  какие звуки обозначает эта буква.

Научились читать слоги и слова с новой буквой

Выходят к доске и прикрепляют свой цветок (он на магнитике)

http://imho.gazeta.spb.ru/f/a0/ru/auto/201508/uch.jpg       

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 слушать и понимать речь других;
Личностные:

 самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

Используемая литература.

1.Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Н.А. Касаткина. Волгоград.

2. речка анимационная картинка для детей

3.Рыба. http://mirgif.com/1/pod-vodoj28.gif

4. Радуга http://www.gifki.org/data/media/194/ryba-animatsionnaya-kartinka-0182.gif 

(или http://gif-animashki.ru/images/animaciya_50.gif )

5. ромашки http://file.mobilmusic.ru/1c/74/d0/1058376.gif 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А О У Э Н М

Слайд 6

«Гора успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й\'а], [\'а]. Буква Яя"

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"

Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ....

Технологическая карта урока по теме «Звуки [х], [х‘], буквы Х,х»

Педагогическая цель: ознакомление учащихся с парными (по твёрдости- мягкости) согласными звуками  [х], [х‘] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме. Формирование познавательные, р...

Технологическая карта урока русского языка. Звук [ э] и буква э

Технологическая карта урока русского языка "Звук [ э ] и буква э"  2 класс. УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й\'а], [\'а]. Буква Яя"

Тип урока:  изучение и обобщение новых знаний.Цель: познакомить  учащихся с буквами «Я я»-звуками(й-а);(а); формировать навыки чтения; развивать фонематический слух; правиль...

урок обучения грамоте с технологической картой , 1 класс, тема" Звуки [б], [б]. Буква Б"

Урок обучения грамоте по теме «Звуки [б], [б]. Буква Б» Цель: Познакомить детей с новой буквой алфавита и ее звуками.Задачи: 1. Формировать представление об особенностях новых согласн...