Сценарий урока. М.Ю. Лермонтов "Утёс"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Варюхина Галина Владимировна

Разработка урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_varyuhinoy_g.v.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

• Предмет, класс, автор учебника: литературное чтение, 4 класс, Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

• Тема урока: М.Ю. Лермонтов "Утёс"

• Дидактическая цель: создание условий для формирования представлений о скрытом, переносном смысле стихотворений.

• Тип урока: «открытие» нового знания

• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение,

- развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать  словарный запас.

- воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.

• Методы обучения: проблемный метод, системно-деятельностный метод, исследовательский метод, ИКТ.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

Для учителя: учебник «Литературное чтение» (вторая часть), компьютер, мультимедийный проектор, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукция картины А.И. Куинджи «Восход солнца».

Для учащихся: учебник «Литературное чтение» (вторая часть), карточки со словами поговорок (заранее раскладывает учитель на каждую парту), лист самооценки (заранее раскладывает учитель), репродукция картины А.И.Куинджи «Восход солнца» (заранее раскладывает учитель на каждую парту, по одной фотографии, формата 10 на 15 см), полоска бумаги, с помощью которой ребёнок будет закрывать строки стихотворения (заранее раскладывает учитель).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя и ученика.

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

(1 – 2 мин)

Деятельность учителя

Приветствует учащихся; настраивает на работу.

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Деятельность учащихся

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Личностные: осознание необходимости приготовиться к уроку.

2

Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.

(5 – 6 мин)

Деятельность учителя

Предлагает составить поговорки и объяснить их смысл. Работа в паре.

Задание на формирование умений читательской деятельности.

- Составьте 2 поговорки из данных слов.

Чтение — лучшее учение!

Чтение – к мудрости движение.

- Как вы считаете, для чего ещё нужно читать?

- Известный французский философ-писатель Дени Дидро сказал: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Напишите на листочке цифры, в столбик, от 1 до 3. Сейчас я буду зачитывать утверждения, а вы, если согласны с тем, что я прочитала, поставьте «+». Если не согласны – «-».

1.Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания слов.

2.Пауза - короткий перерыв в речи.

3.Пейзаж - это изображение природы только в живописи.

- Проверьте, верно ли вы  выполнили задание:

1.+

2.+

3.-

- Поднимите руки те ребята, которые допустили ошибку в определении правильности первого утверждения, второго, третьего.

- Как вы считаете, почему в определении правильности третьего утверждения многие ребята допустили ошибку?

Деятельность учащихся

Составляют поговорки из данных слов, объясняют их смысл.

Определяют правильность утверждений.

Коммуникативные: формирование умения работать в паре.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

Личностные: формирование умения высказывать личное  мнение.

Познавательные:  формирование умения извлекать информацию из поговорок и высказывания.

3

Постановка учебной задачи

(2 – 3 мин)

Деятельность учителя

1) -Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.

 

С   Н   К  П   Р

Ф  Т   П   И  Ф

Р   К   Х   Н  И

- Определите, с творчеством какого поэта продолжим знакомиться сегодня на уроке.

 Учитель читаем несколько фактов из биографии поэта.

«Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений детства, свойственных возрасту, у него не было. Несколько лет жил на Кавказе, поэтому  в своих стихотворениях и поэмах он
воспевал природу Кавказа».

Ответ учащихся: Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Назовите тему нашего урока.

(Образ природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова)

- Определите цель урока.

- Как вы считаете, почему у вас возникло затруднение в определении утверждения, что пейзаж - это изображение природы только в живописи?

Деятельность учащихся

Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.

Определяют тему и цель урока.

Выявляют причину затруднения.

Коммуникативные: формирование умения слушать и анализировать ответы одноклассников.

Регулятивные: формирование умения выявлять причину собственного затруднения.

Личностные: формирование умения высказывать своё мнение.

Познавательные: формирование умения определять тему и цель урока.

4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта.

(10 – 11 мин)

Деятельность учителя

Демонстрирует картину А.И. Куинджи.

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи

- Что вы видите на картине?

(гору, скалу)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Словарная работа

- Что такое утёс?

(Утёс – это высокая скала (гора)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Юрьевиче Лермонтова «Утёс».

Предлагает детям прослушать стихотворение М.Ю.Лермонтова. Создает эмоциональный настрой. Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного

 текста.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему?

- Посмотрите на картину А.И. Куинджи. Совпадает ли настроение, которое вызывает это стихотворение с настроением, переданным в картине? Докажите.

Предлагает ученикам прочитать стихотворение.

Жужжащее чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение и выберите интонацию, с которой будете читать стихотворение.

 Чтение стихотворения вслух.

(Читают 3-5 учеников).

- Что вы видели, когда читали стихотворение? (Природу, пейзаж)

Деятельность учащихся

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

Прослушивают стихотворение

Отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

Читают стихотворение, стараясь передать настроение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и анализировать ответы одноклассников.

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

Личностные: формирование умения передавать настроение при выразительном чтении стихотворения.

Познавательные:  формирование умения  осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной  форме.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(4 – 5 мин)

Деятельность учителя

Формулирует проблемный вопрос:

Почему поэт называет тучку «золотой»?

- Если представить, что тучка – живое существо, то, как она себя ведёт?

- Подтвердите строками из стихотворения.

Работа в парах.

- Найдите слова, которые описывают утёс.

- Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса?

- Что означает

«влажный след» в морщинках?

Деятельность учащихся

Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения. Работают в паре, находят слова, которые описывают утёс.

Коммуникативные: формирование умения работать в паре.

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение, опираясь на жизненный опыт.

Личностные: формирование умения делать выбор на основе социальных и личностных ценностей (описание поведения «тучки»)

Познавательные: формирование умения  осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной  форме, умения находить информацию в тексте.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Деятельность учителя

- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо.

- Но разве только об этом стихотворение?

- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.

- О ком можно рассказать этими словами?

- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?

( О молодости и старости)

- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.

- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)

- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?

Деятельность учащихся

Рассуждают, высказывают предположения, анализируют. Доказывают свою точку зрения.

Коммуникативные: формирование умения достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение, опираясь на жизненный опыт.

Личностные: формирование умения делать выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: формирование умения находить и выделять  необходимую  информацию.

7

Включение в систему знаний и повторение

(4 – 5 мин)

Деятельность учителя

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал?

Вспомните факты из биографии поэта, о которых рассказывали на предыдущих уроках.

- Поэт сам одинок, поэтому всякое одиночество и чужое несчастье, кажется ему своим.

Природа словно подчёркивает
одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далёкой пальме; одиноким остается и утёс-великан.

- Кто в нашей жизни, порой, остаётся одиноким? (Пожилые люди, бездомные животные).

-Предлагаю вам самим попробовать себя в роли поэта и поиграть в литературную игру «Буриме».

Работа в группах.

Каждая группа получает рифмы, на которые нужно сочинить четверостишие.

1 группа.

___________лучами,

___________ручьями.

___________снега,

___________луга.

2  группа.

___________земля,

___________поля.

___________природа,

__________погода.

3  группа.

___________солнце,

___________оконце.

___________звезда,

___________города.

Один представитель от каждой группы выходит к доске и читает четверостишие, которое они сочинили.

- Смогли ли вы увидеть пейзаж, сочиняя четверостишие?

Деятельность учащихся

Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт. Работают в группе, сочиняют четверостишие.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе.

Регулятивные: формирование умения преодолевать трудности.

Личностные: формирование умения делать выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: формирование умения выделять  необходимую  информацию.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 – 3 мин)

Деятельность учителя

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? Обоснуйте свой ответ.

- Что вам особенно запомнилось?

- Где вам может пригодиться эта информация?

- На парте у вас лежит оценочный лист, подпишите его. Поставьте себе отметку за работу на уроке.

А рядом нарисуйте смайлик, который будет обозначать ваше отношение к уроку.

Если вам всё было понятно на уроке - нарисуйте улыбающийся смайлик.

Если остались вопросы – равнодушный смайлик.

Если многое осталось непонятным – грустный смайлик.

Домашнее задание

Буквой «О» обозначено домашнее задание, которое нужно выполнить обязательно, буквой «В» - по выбору, буквой «Т» - творческое задание (по желанию).

«О» - выучить наизусть стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтова.

«В» - подготовить выразительное чтение ещё одного любого стихотворения М.Ю. Лермонтова.
«Т» - сочинить четверостишие о природе.

- В завершении урока, хотела бы попросить вас уделять внимание своим родителям, бабушкам и дедушкам, ведь одиночество – это самое страшно на земле. Пусть никто и никогда не испытает это

чувство.

Спасибо за урок!

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя. Заполняют лист самооценки. Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: формирование умения оценивать свою деятельность.

Личностные: формирование умения делать выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: формирование умения рефлексии учебной  деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...