Материал для использования на уроках литературного чтения Анализ фольклорной стилизации речи в произведениях Б.В. Шергина: сказовый стиль
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Максимова Рена Дардимановна

Сказовый стиль произведений Б.В.Шергина. Элементы, характерные для сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для использования на уроках литературного чтения

Анализ фольклорной стилизации речи в произведениях Б.В. Шергина: сказовый стиль

В творчестве Б.В. Шергина были исследованы сказки, поморские рассказы, повести и дневники писателя. Было сделано наблюдение, что средства стилизации используются преимущественно в сказках – это сказовая стилизация, использование просторечной и диалектной лексики. Единичные употребления встречаются в рассказах и повестях, но в основном для авторской речи и речи персонажей в этих жанрах использован литературный язык.

Фольклорная стилизация в творчестве Б.В. Шергина характеризуется, прежде всего, сказовым стилем. Писатель ориентировался в своём творчестве на народный фольклор и сказовый стиль в чистом виде, о чем говорят его многочисленные сказки, опубликованные в сборниках для детей: «Волшебное кольцо», «Одно дело делаешь, другого не порть», «Шиш и барин», «Веселье сердечное», «Изящные мастера», «У Архангельского города», «Поморские былины и сказания» и др.

Сказочное наследие Шергина исследователи классифицируют по-разному. Так Е.Ш. Галимова [6, с. 7], выделяет три основные группы сказочного наследия Шергина: сказки-«реконструкции» или «классические» сказки; авторские социально-бытовые сказки; сказки-пародии. Другой исследователь – Н.В. Сюлькова [9, с. 248] − выявляет в творчестве Шергина собственно литературную и «фольклористическую» − промежуточную сказки (в последнем случае создание текста проходит две стадии: пересказа и обработки народной сказки). По классификации композиционной формы произведения с использованием сказа, сказки Б.В. Шергина – это целиком состоящие из сказа короткие истории, «чуждость» сказчика ощущается словесно во всем тексте – в сопоставлении с современной литературной нормой. В них отсутствуют авторские обрамления, пояснения, предисловия или послесловия.

Шергин использует весь имеющийся у него в запасе богатый арсенал языковых средств, создающих впечатление настоящей народной речи. Прежде всего, это следующие характерные для сказки элементы:

  1. Зачин: Зачинается-починается сказка долгая, повесть добрая (Судное дело Ерша с Лещом); Было это давно, в старопрежно время (Налим Малиныч); В некотором месте королешко был старой, утлой, только тем поддярживался, что у его в секрете вода была живая (Данило и Ненила); Жили Ванька двоима с матерью (Волшебное кольцо); У отца, у матери был сынок Романушко и дочка – девка Восьмуха (Дивный гудочек).
  2. Концовка: Вот и уехали, увезли своё счастье Данило и Ненила, Агнея и Митька. Матерь-та при них же. А Федька с отчишком и остались на бубях (Данило и Ненила); Вот сколько добра доспела Пойге Лисья мать за то, что он ее детей помиловал (Пойга и Лиса); С того дня стали озеро святым звать. Рыба в озере перевелась, утки на озеро садиться перестали (Оглушительно ружье).
  3. Повторы: полёту-отлёту, видимо-невидимо, спит-храпит, дочка-девка, туда-сюда, бой-драка, день за днём, год за годом;
  4. Песни: Ох, чужедальня та сторонушка, Она слезами поливана, Горьким горем огорожена… (Пронька Грязной); Скоморохи, потихоньку, Весёлые, полегоньку! Зла меня сестрица убила, В белый мох положила. За ягодки за красны, За поясок за атласный! (Дивный гудочек) [13; 14].

Песни, как фольклорный элемент встречаются в том числе и в рассказах Шергина. Например, в рассказе «Двинская земля», автор, описывая природу Севера, делает следующую вставку, свойственную языку сказок: «И бабы выйдут к морю и запоют, к камням припадаючи, к Студеному морю причитаючи:
Увы, увы, дитятко.

Поморской сын

Ты был как кораблик белопарусный

Как чаечка был белокрылая!

Как елиночка кудрявая

Как вербочка весенняя!» <…> (Двинская земля) [15].

Также в упомянутом рассказе можно встретить следующие строки: «Тогда ветры перестанут и вода задумается. Настанет в море великая тишина. А солнце, смежив на минуту глаза, снова пойдёт своим путём, которым ходит беспрестанно, без перемены <…> Слушайте, какое диво расскажу». Словами: «к камням припадаючи», «причитаючи», «диво расскажу», «вода задумается», олицетворением явлений природы с живым существом (вода, солнце), автор имитирует народно-поэтическую речь, характерную для былинного сказания.

Да и сами былины, как народный фольклор северного края, Шергин использует для характеристики поморов: «Архангельское мореходство и судостроение похваляет и северная былина:

А и все на пиру пьяны-веселы,

А и все на пиру стали хвастати.

Толстобрюхие бояре родом-племенем,

Кособрюхие дьяки большой грамотой,

Корабельщики хвалились дальним плаваньем,

Промысловщики-поморы добрым мастерством

Что во матушке, во тихой во Двинской губе,

Во богатой, во широкой Низовской земле» <…> (Двинская земля) [15].

Текстам определённых сказок Б.В. Шергина характерна полная имитация народнопоэтической речи:

«Пошёл Ершишко, пошёл хвастунишко на худых санишках о трёх копылишках с малыми ребятишками по быстрым рекам, по глубоким водам» (Судное дело Ерша с Лещом).

«Из-под кустышка вставал серым заюшком, из-под белого мха горностаюшком. Людям на диво, отцу-матери на радость, весёлым людям – скоморохам на славу» (Дивный гудочек);

«Ушла лиса в лес, подальше от сих мест. Сутки под колодой лежала, плакала, рыдала» (Лиса-исповедица) [14].

Как правило такая имитация народной речи встречается в сказках-реконструкциях (по определению Галимовой), т.е. в обработанных и пересказанных народных сказках. К особенностям такого языка сказок относятся рифма: заюшком – горностаюшком; уменьшительно-ласкательные формы слова: хвастунишко, санишки; распространённые сказовые формулы (фразы): по быстрым рекам, по глубоким водам; отцу-матери на радость, весёлым людям – на славу.

В языке сказок Шергина активно используются выразительные средства речи: эпитеты, гиперболы, сравнения. Например, эпитеты: кудри золотые, завитые; луна выкатилась больша, красна (Данило и Ненила); сахарны твои уста, ласковы словеса, льстивый твой язык (Лиса-исповедица). Гипербола: «Зато у купчины домина! Курицы на крышу летают, с неба звезды хватают. Я раз вышел в утрях на крыльцо, а петух полмесяца в зубах волочит» (Шиш Московский); «Дом у тебя как город!» (Пойга и Лиса). Сравнения: сама себя хранит как стеклянну посуду; налетел как орёл (Данило и Ненила) глаза как у кошки (Ворона); Это ты один, как месяц в небе; ну, добрый молодец, сидишь ты – как свеча горишь (Пойга и Лиса) [13; 14].

В рассказах Шергина также встречаются эпитеты и сравнения. Например, эпитеты: небо загорится жемчужными облаками, Большая Медведица – во все небо; сравнения: на ночь звезды, как свечи, загорят; гусей, лебедей – как пены; голубая река протечёт, постоит да свернётся, как свиток (Двинская земля); при ветре по реке катятся волны с белыми гребнями, будто серые кони бегут с белыми гривами (Мишка Ласкин). В основном такие элементы автор использует при описании природы Севера [13].

Таким образом, сказовый стиль в творчестве Б.В. Шергина реализуется преимущественно в сказках, автор широко использует языковые средства, создающие впечатление настоящей народной речи, и характерные для сказки элементы (зачин, концовка, повторы). Песни являются наиболее распространённым средством фольклорной стилизации, особенно в рассказах Шергина. В отдельных произведениях Б.В. Шергина встречаются текстовые вставки, полностью стилизованные под народно-поэтическую речь. В сказках –это имитация стиля русских народных сказок (рифма, уменьшительно-ласкательные слова, сказовые формы и выражения). В поморских рассказах – это подражание былинному сказу, а также непосредственные вставки поморских былин и сказаний.

В изученных произведениях Б.В. Шергина широко употребляется устаревшая лексика, просторечные единицы и диалектизмы, как приём фольклорной стилизации речи, особенности и примеры которых подробно рассмотрены далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь» ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и самостоятельной работы....

Урок литературного чтения "Былина-фольклорный жанр".

Урок о богатырях русских и современных....

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...

Конспект урока литературное чтение "Анализ произведения С. Козлова Красота

Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему «Анализ произведения С.Козлова «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы»....