Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Буква В.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дружкова Полина Владимировна

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.  

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.      

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].

Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.

Применять эти знания на практике при чтении текста.

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова,  карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2011.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые (весь урок построен в форме игры).

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_v_v._bukvy_v_v.docx64.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте по ФГОС. УМК «Школа России»

Предмет: обучение грамоте (обучение чтению)

Класс: 1

Тема: Звуки [в],  [в']. Буквы В, в.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [в],  [в'] и буквами В, в.

Формируемые на уроке метапредметные УУД:

Личностные:

1.Формирование  понимания важности нового социального статуса «ученик»;

2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;

3.Формирование  положительного отношения  к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.  

4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.

5.Формирование  понимания  здоровьесберегающих аспектов жизни.      

Регулятивные:

1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные:

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;

2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.

3. Формирование умения  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.

2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные умения:

Знать, что буквы В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].

Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.

Применять эти знания на практике при чтении текста.

Форма:  урок - игра.

Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова,  карточки с корректурной пробой, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение  к уроку, мультимедиа проектор, экран.

Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2011.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые (весь урок построен в форме игры).

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Ход урока.

I.Организационный момент. (1 мин)

Слово учителя

Слайд 1-2

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

-Наш урок будет посвящен открытию новых знаний.

II. Актуализация и целеполагание. (5 мин)

Слайд 3

 - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

Слайд 4

- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни  знает, что сегодня мы будем  изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.

1.Беседа по вопросам учителя:

- С помощью чего общаются люди?

- Какая бывает речь?

- Что значит письменная речь? Устная?

- Из чего состоит речь? Приведите примеры.

- Из чего состоит предложение?

- На что делятся слова?

- Как определить сколько в слове слогов?

- Какие бывают слоги?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- Отличие гласного от согласного? Приведите примеры.

- Гласные бывают? Согласные бывают?

2.Игра «Путаница»(с последующей проверкой).

Два «слабых ученика» распутывают у доски «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных).

а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л

3.Игра в структурный анализ слова. (С классом).

А.) - Винни-Пух нёс нам слово, но по дороге звуки рассыпались, мы их «ловим» и карточкой сигналим, где гласный, где согласный:

С, О, В, А

Б.) Повторная «ловля» звуков С, О, В, А. В уме каждому слить звуки в слоги и прошептать Винни-Пуху полученное слово.

4.Проверка домашнего задания.

А.) Упражнение в чтении слов, связного текста по Азбуке, стр. 66 – 67.

5.  Исследование звуков. Подводящий диалог.

- А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.

 Слайд 5 – вафли, ватрушки, вареники.

- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?

- Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух  любит полакомиться?

 Слайд 6 – вишня, виноград.

- С какого звука начинаются слова виноград, вишня?

- Вы догадались, почему именно эти продукты  любит Винни-Пух?

Слайд 7 

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, написанное на доске.

Буква … и звуки, которые она обозначает …

Слайд 8

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]

Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

- Молодцы, ребята. Винни доволен вашей работой.

III.Открытие новых знаний (9 мин).

1.Отгадывание загадки.

Слайд 9

Ворот не открывает,
Ворот не закрывает,
Самоотверженно он сам
Ворота охраняет. (Вратарь)

Слайд 10

2. Слого-звуковой анализ слова «Вратарь».
- Сколько слогов в слове?

- Давайте хором произнесем слово. (Вратарь)

- Разделим на слоги. (Вра – тарь) (На доске появляется схема:         )

- Давайте поставим ударение. Позовите слово. (        )

- Сколько слогов в этом слове? (Два)

- Произнесите первый слог. (Вра)

- Назовите первый звук. ([в])

- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)

- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)

- А он твердый или мягкий? (Твердый)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

- Каким цветом обозначим? (Синим)

- Произнесите слияние. (Ра)

- Какое слияние? (Твердое)

- А теперь произнесите второй слог. (Тарь)

- Произнесите слияние. (Та)

- Какое оно? (Твердое)

- Произнесите последний звук. ([р,])

- Какой он? (Согласный, мягкий)

- Каким цветом обозначим? (Зеленым)

(На доске схема:           )

- Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке)

- Прочитайте с ударением.

3. Слого-звуковой анализ слова «Лови».

- Какое слово мы кричим вратарю, чтобы он не пропустил мяч в свои ворота? (Лови)

Слайд 11.

(Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ)

На доске схема:


- Почему зелёным цветом обозначен звук в слове?


4.Применение знаний, формирование умений и навыков.

- Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в].  (Вова, волосы, корова, диван)

- Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы)

- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!

- С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,])

5. Выделение звука.

А.) Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».

-  Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете.

(Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы)

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’] ?

6. Проговаривание чистоговорок.

Слайд 12

  • Ва - ва – ва - опадает вся листва.
  • Во - во – во - жук - живое существо.
  • Ву - ву – ву - мы поехали в Москву.
  • Вы - вы – вы - в джунглях тихо бродят львы.
  • Ви - ви – ви - мяч бросаю, ты - лови.

7. Знакомство с буквой В, в.

- Ребята, Винни-Пух принес букву, которой мы и будем записывать этот звук.

- Посмотрите на экран.

Слайд 13

- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.

- Её называют буква «вэ». (Показ буквы).

- Винни-Пух пригласил к нам  на урок мудрую  Сову.

- Как вы думаете, почему она мудрая?

- Послушайте, что расскажет Сова о букве В.

Слайд 14  Видеосюжет о букве В.

- Итак, какой буквой обозначаются звуки  [в], [в']?

- Назовите предметы на букву В.

Слайд 15

-На что похожа буква в?

Слайд 15-17

-  К единице три приставим…

 Что за букву мы составим?

- Словно букву В Алена

Держит трубку телефона.

- Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки.

- Молодцы! У вас все хорошо получается. Винни-Пух доволен вашей работой.

IV. Физкультминутка  (1мин) – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки.

Слайд 18

V. Работа над слогами-слияниями.

- Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов.

Слайд 19

-Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук.

ва  ви  ву  вы  во

– читаем слоги хором;

– читаем слоги с твердым согласным;

- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.

– читаем слоги с мягким согласным.

- Молодцы! У вас хорошо получается. Винни-Пух рад вашим успехам.

IV. Закрепление новых знаний (11  мин)

- Винни-Пуху хочется  послушать, как вы, ребята, умеете читать.

Слайд 20 

1. Чтение слогов и слов с буквой «в»  «по цепочке» в учебнике (с.69)

- Откройте Азбуку (с. 69)

- Что написано в столбиках? (Слова)

- Давайте прочитаем слова для Винни-Пуха. (Вова, Слава)

- А почему они написаны с большой буквы? (Это имена)

- Молодцы! У вас все хорошо получается!

- Будем читать по цепочке.

- Эти слова нам встретятся в тексте.

2. Работа по иллюстрации (внизу с.69)
- В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха:

Слайд 21
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (Футбол)


- Сколько мальчиков?

- Ребята, а вы сами играли в футбол?

3.Чтение связного текста. (с.69) Многократное чтение.

- Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе.
- Прочитайте текст.

- О ком говорится в тексте?

- Кем были Вова и Слава? (вратарями.)

- Что сказали Вове?

- Что сказали Славе?

- Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.)


4.Работа в парах.
- Найдите в тексте слово со звуком [в'] . (Лови)

Слайд 22

- Сколько в нем гласных?

- Сколько слогов?

- Какой вывод можно сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.)

5.Работа с правилом (с.69)
Чтение правила.
- Прочитайте правило внизу страницы.
- Отчего зависит количество слогов в словах?

Слайд 23

Должны запомнить дети
И знать, как дважды два,
Что есть на целом свете
Предметы и слова.
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

6.Развитие речи (стр. 68)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 68.
- Составим по ней рассказ.

- Во что играют зверята? (в футбол)

- А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды).

- Как называют игроков в футбол?
- Где звери играют в футбол?
- Опишите, как выглядит лесная поляна.
- Кто играет? (Лесные зверята играют в футбол.)

- Сколько у них команд? (У них две команды.)

- Кто – вратарь? (Медведь – вратарь.)
- Кто ведёт мяч? (Зайчонок ведёт мяч.)

- Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите.)

- Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика.)

- Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот.)

- Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.)

- Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч.)

- Что делает судья? (Судья свистит в свисток.)

- Игра продолжается? (Да. Игра продолжается.)

- Ребята, а в какую игру мы с вами играли сегодня с «Лесными зверятами»? А вы сами играли в футбол?

Учитель:

- Ребята, послушайте рассказ, который у нас получился. Посчитайте, сколько предложений в этом рассказе?

  «Лесные ребята играют в футбол. У них две команды. Медвежонок – вратарь. Зайчонок ведёт мяч. Хитрый лисёнок стоит в защите. Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика. Умный барсучонок ловит мяч у ворот. Зайчонок бьёт по мячу. Но ловкий вратарь ловит мяч. Судья свистит в свисток. Игра продолжается.» (11 предложений)

- Давайте, придумаем название для этого рассказа? (Лесной футбол.)

- Какие ещё виды спорта вы знаете?

7.Работа с пословицами, с.68.

Слайд 25

- Прочитайте пословицы под иллюстрацией на стр.68.
- Как вы их понимаете?
- Чему нас учат эти пословицы?

- Найдите в словах пословицы букву в.
Проверка.

V.Работа с карточками. Письмо печатных букв.

- А теперь научимся писать буквы В и в.

- Возьмите в руки карточки и ручку синего цвета.

Учитель объясняет написание букв. Дети пишут в воздухе вместе с учителем, а затем на карточках.

Отложите карточки и ручки.

 

VI. Проверка знаний (2 мин).

- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» - Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки.

Слайд 26

1. Буква «В» обозначает согласный звук.

2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.

4. В слове Вова только одна буква «В».

-Молодцы! Винни-Пух рад вашим успехам.

VII. Итог урока и рефлексия (4  мин).

1. Итог урока. Слайд 27, 28

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

- Какое место занимает буква В на ленте букв?

- Что на уроке показалось трудным для вас?

- Что удалось легко?

2.Рефлексия. Слайд 29.

   - Что понравилось на уроке?

   - В чем испытывали затруднения?

   - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать строчную букву в  на уроке письма.

  - Мы справились с задачами урока. Спасибо за урок!

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

Слайд 30

  • Красный - "Всё получилось. Я - молодец!",
  • Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось".

Слайд 31

-  Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он хочет о нашей с ним встрече оставить вам в подарок наклейки с его изображением.

- Давайте, Винни-Пуху скажем «спасибо».

- Он прощается с нами и говорит: «До новых встреч».

VIII. Домашнее задание.

-Ребята, по желанию вы можете тоже сделать Винни-Пуху подарок, нарисовав предметы, которые начинаются на букву В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"

Цель урока: -познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС по темеЧтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).

Цели: закрепить знания о согласных звуках [з], [з’]; создать условия для развития умений различать звуки[з] и [c], [з’] и [c’].Задачи:·        Сопоставление слогов и...