Литературное чтение 3 класс "Школа России" по теме: А. И. Куприн «Слон».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Создать условия для знакомства с произведением А. И. Куприна «Слон»;  развивать наблюдательность в работе с текстом; способствовать развитию речи учащихся, обобщать полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slon.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А. И. Куприн «Слон»»

Цель урока: создать условия для знакомства с произведением А. И. Куприна «Слон»; обеспечить условия для развития наблюдательности; способствовать развитию речи учащихся, обобщать полученные знания.

Планируемые результаты:

Предметные: читают вслух осознанно, без искажений, выразительно.

            Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на произведение.

 

Метапредметные:

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; самостоятельно делают несложные выводы.

Познавательные: осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: проявляют активность и стремление высказывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник литературное чтение В. Г. Горецкого, 3 класс, 2 ч, раздаточный материал.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мобилизующий  этап

 

- Ребята, закройте глаза и представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо – тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечку. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Откройте глазки.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II.Проверка домашнего задания

- Проверим как вы справились с домашним заданием. Дома вы читали вторую часть произведения по ролям.

Выполняют тест по ранее изученному произведению.

III.Определение темы и целей урока

-Ребята, сегодня мы продолжим работу с произведением А. И. Куприна «Слон»

Открывают тему урока. Формулируют цели урока.

IV. Повторительно – обобщающая беседа по всей теме

- Ребята, кто из вас поинтересовался информацией о слонах дома?

Слоны – это травоядные животные. Они питаются листьями, травой, различными плодами и корой деревьев. За сутки взрослый слон съедает до 300 кг травы и листьев и выпивает около 300 литров воды. В условиях неволи питание слонов бывает более разнообразным. Они охотно едят фрукты, овощи и корнеплоды, с удовольствие лакомятся хлебом и печеньем и очень любят конфеты. Однако избыток сладкого вреден для слонов – они набирают лишний вес и становятся малоподвижными.

Слоны часто купаются в грязи. Это делается для того, чтобы защититься от паразитов, так как грязь, засыхает и образует на коже слона защитную корочку. Слоны очень разговорчивы – они могут реветь, трубить и даже визжать. Эти животные способны издавать звуки такой силы, что их можно услышать на расстоянии около 10 км. В хороших условиях слоны могут жить до 60 лет. Слоны не умеют прыгать.

V. Чтение по книге, пересказ отдельных частей текста

- Найдите третью часть произведения, подготовьтесь к выразительному чтению по ролям.

- Сколько ролей в данной части? (4)

- Какие именно? (автор, девочка Надя, мама и папа)

- Давайте прочитаем выразительно данную часть по ролям.

VI. Практические задания

  1. Работа в группах

- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон». Найти свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркнуть слова автора.

1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).

2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

  1. Работа с иллюстрациями

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 31. Какой эпизод изобразил
художник?

– Кто изображён?

– Как вы думаете, какое настроение у девочки?

– Как автор изобразил слона?

– Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

  1. Тест

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили содержание данного рассказа. Для этого мы выполним с вами тест, который лежит у вас на столе.

ТЕСТ

1. Как звали героиню рассказа?

  а) Лиза;     б) Надя;   в) Аннушка.

2. Сколько лет было девочке?

 а) 5 лет; б) 6 лет; в) 7 лет.

3. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

  а) Доктор;  б) немец;        в) папа.

4. __________ слона ведут в гости к больной девочке.

 а) Ночью;   б) днем;        в) вечером.

6. Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать.

  а) Скатерть; б) белую попону; в) теплую кофточку.

7. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

а) Это лошадь… б) Это слон! в) Это канарейка…

10. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга.

а) Доктор; б) немец;        в) папа.

11. Таким образом его приводят в ___________, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой…

 а) Столовую;  б) детскую;        в) гостиную.

12. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

 а) Равнодушием к жизни. б) Не болит ли у тебя голова?        в) Я уже совсем здорова!

4. Кроссворд

 Вопросы:

1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

3. Какой торт купили? (Фисташковый.)

4. Как звали слона? (Томми.)

5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)

Работают в группах.

Работают с иллюстрацией в учебнике.

Выполняют тест.

Выполняют кроссворд в парах.

VII. Итог урока

- Кто автор произведения «Слон»?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

- О чем заставляет задуматься?

Отвечают на вопросы учителя.

IX. Рефлексия

Лестница познания: если вы работали активно, вам было всё понятно и интересно, то вы становите фишку на третью ступеньку; если было интересно, но возникали небольшие затруднения, то вы становите фишку на вторую ступеньку; а если сложно было работать, то становите фишку на первую ступеньку.

Работают с фишками.

X. Задание на дом

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 24 – 35 пересказывать.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по литературному чтению в 4 классе А.И. Куприн "Слон"

Урок поможет детям понять глубокие гуманистические идеалы, которое несет изучаемое произведение.Покажет красоту человеческих отношений внутри семьи.Сформирует навыки анализа художественного текста, оп...

Урок литературного чтения 4 класс Тема: И.А. Крылов "Слон и Моська"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська” И.Крылова.Задачи:Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жа...

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе А.И. Куприна "Слон"

Сценарий урока, с презентацией по произведению А.И. Куприна "Слон", а так же карточки и викторина к уроку....

Технологическая карта по литературному чтению на тему: А.И.Куприн " Слон" 3 класс. Школа России

Ознакомить с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением " Слон". Способствовать формированию читательской компетенции, умений прогнозировать содержание читаемого текста. способ...

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс Тема: Саша Черный «Воробей», «Слон», "Что ты тискаешь утенка"

Дени познакомятся с творчеством Саши Черного на примере стихотворений "Воробей", "Слон", "Что ты тискаешь утенка"...

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: А И. Куприн "Слон"

Тема: А.И. Куприн «Слон».  Цели:Образовательные:-       познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»...