Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Алтухова Елена Васильевна

Конспект урока литературного чтения 3 класс "И.А. Бунин. "Детство ", "Полевые цветы", "Густой зелёный ельник у дороги...""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студентки: Алтухова Елена Васильевна
Тема урока: И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

Класс: 3 «В»

Цель урока: ознакомление детей с биографией и творчеством И.А.Бунина.
Задачи урока:

Образовательные:  познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина.
Развивающие: развивать эмоционально-чувственное отношение к  природе.

Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии.

Ресурсы урока: уч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий часть 1 Литературное чтение 3 класс с. 174-177, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Задачи

этапов

урока

Методы

и

приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организации

учебной

деятельности

(Ф-фронтальная

И-индивидуальная

П-парная

Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные

Личностные

Организационный мо-мент

2-3 мин

Создать доброжелательную атмосферу урока; мотивировать на работу на уроке

Беседа, демонстрация слайда презентации

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Давайте проверим вашу готовность  к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку.

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль-самостоятельная проверка готовности к уроку.

-

К: уметь доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Р:организовывать своё рабочее место.

Способствовать формированию мотивации обучения

Актуализация знаний

5-6 мин

Повторить пройденный материал

Работа с учебником, беседа, демонстрация слайдов презентации

 Седое небо надо мною

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идёт холодный шум,

Внизу молчанье увяданья...

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

-Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить. Составить из букв у, и, н, н, б фамилию поэта.

Что у вас получилось?

Игровая технология

Слушают стихотворение. Составляют из букв фамилию поэта. 

Бунин

Фронтальная

Учебник

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Использование приобретённых знаний 

К: умение слушать и вступать в диалог

Сформировать готовность использовать знания в учебной деятельности и при выполнении упражнений.

Первичное усвоение новых знаний 3

мин

Сформулировать тему и цель урока

Работа с учебником,
беседа, демонстрация слайдов

-На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)

Пр 1

Фронтальная

Учебник

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Использование приобретённых знаний 

Р:формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе.

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

Первичная проверка понимания

7- 11

мин

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.

Работа с учебником, демонстрация слайдов

 – Сейчас услышите стихотворение «Детство» (звукозапись).

ИКТ технология
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нём рассказывается о маленьком Бунине?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. 

Словарная работа.

- Какие непонятные слова вам встретились?

бор – сосновый лес

   аромат – запах

  палаты – помещения

зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться
- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине?

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Читают стихотворение вслух.

Отвечают на вопросы

Записывают значения слов в словарик

Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом..

 (Кора груба, морщиниста, красна.

Фронтальная

Учебник

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Овладение основамнаглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов.

П: использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения

Физминутка

1 мин

Снять напряжение у учащихся .

Движение руками, наклоны головы, ходьба на месте…

Выполняют движения физминутки.

Первичное закрепление.

10-15 мин

Научиться применять полученные знания.

Работа с учебником, демонстрация слайдов

  А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.(Стихотворение называется «Полевые цветы».)

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?(дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)

Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.

 Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты».

Их возрастили в теплицах заботливо,

- Что значит «их привезли из-за синих морей»?

- А как поэт показывает цветы полевые?

у родные они.)

благовонный— ароматный, душистый.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- Почему автора привлекают скромные полевые цветы?(

Выразительное чтение стихотворения.

Чтение стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...» учителем

- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?

(Пышно цветут дорогие цветы,

Их привезли из-за синих морей...)

Значит, привезли издалека.)

(Он их называет «скромные сёстры и братья заморских цветов».

 (Ответы детей.)

Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорит про давно позабытые светлые дни».)

(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжёлые рога...

- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!)

Фронтальная

Учебник

Презентация

Самоконтроль-самостоятельная проверка ответов.

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

Овладение наглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов.

К:участвуют в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

П: использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.

Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2-3 мин

Сформировать понимание, как выполнить домашнее задание

Демонстрация слайдов

   Учить наизусть любое стихотворение.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная
Индивидуальная

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

-

П: Преобразовывать информацию из одной формы в другую

Осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения.

Рефлексия

3 мин

Дать оценку своим действиям, оценивать результат

Демонстрация слайдов

Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Оцените свою работу на уроке (Сигнальчики)

Выставление оценок за работу на уроке

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль (учитель-ученик)

-

Р: самоконт-роль, умение объективно себя оценивать.

Понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Приложение 1

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Отец Ивана Алексеевича - Алексей Николаевич Бунин, мать - Людмила Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро умерли; старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину , был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: "больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...