Конспект урока литературного чтения "Каша из топора"
методическая разработка по чтению (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kasha_iz_topora_-_kopiya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91»

Конспект

урока по предмету «Литературное чтение»

по теме:

«Каша из топора (русская народная сказка)»

в 1 классе

Учитель:

Страхова Вера Юрьевна

Ульяновск

2021 год

Цель занятия: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»

Задачи: 

1. Образовательная: совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; закреплять умение самостоятельно работать с текстом; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;  расширять и обогащать словарный запас; развивать творческие способности и воображение обучающихся; способствовать развитию мыслительных процессов; развивать связную речь обучающихся; развивать умение аргументировать свою точку зрения; развивать личностную оценку.

3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, уважительное отношение друг к другу; воспитывать правильное отношение к отрицательным и положительным  поступкам; развивать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; уважение к защитнику отечества.

Формируемые УУД:

Личностные: 

эстетически относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, проявлять сопереживание; оценивать собственную учёбную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; учиться работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные:

прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентироваться в учебнике, в словаре; находить нужные книги в библиотеке; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: «Планета знаний»

Оборудование урока: таблички с устаревшими словами, презентация, компьютер, проектор, учебник, аудиозапись сказки.

Формы работы: фронтальная, парная.

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

- Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Много сказочных событий

Поджидает нынче нас.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.

- Итак, уважаемые путешественники, сядьте поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.

– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? У кого побываем в гостях? (У сказки.)

 - Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение.

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

-  Да, сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса. Есть сказки о животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей. Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.  (Рассказ учителя сопровождается презентацией)

III. Подведение к теме урока и постановка учебной задачи

- Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, отгадайте загадки:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (Каша)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

- Каша и топор!? Кто догадался, в какую сказку мы попали? Правильно! Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?

- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

IV. Открытие нового знания

  1. Словарная разминка.

- На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку: сначала читаем медленно, постепенно убыстряя темп, затем читаем с шёпота, переходя к громкому чтению, теперь читаем громко, переходя к шёпоту. Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению.

      - Итак, наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)

  1. Прочтение сказки.

- Ребята, потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными. Итак, давайте же поработаем с этими словами.

Словарная работа.

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

притомиться - устать;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

- Теперь усаживайтесь поудобнее, откройте, пожалуйста, в учебнике нашу сказку.  Прослушайте и попутно следите за ее содержанием по учебнику. А после прослушивания скажите, чем вам понравилась это сказка.

Музыкальная физкультминутка

«Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

  1. Анализ литературного текста после прочтения.

-Понравилась сказка? Чем понравилась?

-Удивило ли вас название сказки?

- Куда шел солдат?

- Почему постучал именно в эту избу?

- Как же старуха встретила солдата? Зачитайте.

- Как сказитель относится к солдату? Почему?

- Как к старухе? Почему?

- Почему солдат решил проучить старуху?

- Действительно ли солдат сварил кашу из топора?

- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

- Что солдату помогло в приготовлении каши? (смекалка, выдумка)

- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите.(сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

-Поняла ли старуха, что солдат обхитрил её?

- Кто из героев вам больше понравился и почему?

- Подберите слова, которые характеризуют старуху/ солдата.

- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа над пословицами.

- Ребята, прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

  1. Догадка и смекалка не хуже разума.
  2. Сметка дороже всего.
  3. Глупый киснет, а умный все промыслит.

2. Работа с иллюстрациями к сказке

- На доске сюжетные иллюстрации к сказке. Они

перепутаны. Нужно расставить иллюстрации походу развития событий

сказки.

3. Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

4. Выразительное чтение

- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Выходят двое детей из класса. Им даётся задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.

- Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)

- А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)

-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.

Слова автора читает учитель.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Что нового мы узнали на уроке?

- Назовите особенности бытовой сказки?

- Кто из героев положительный, почему?

- Кто отрицательный, почему?

- Какая главная мысль сказки?

- Чему учились на уроке?

- Что было легко на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

VII. Домашнее задание.

- Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

- Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Урок окончен. Вы хорошо поработали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)

конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....