Конспекты уроков по Литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Натхина Ольга Дмитриевна

Конспект урока по литературному чтению Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей»

Конспект урока И. Крылов « Стрекоза и Муравей», 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологической карты урока

Класс: 1

Образовательная программа: Школа России

Тема: Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей»

Тип урока: комбинированный

Цель: Создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

№ п/п

Этап урока,

 Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организацион

ный   момент

(1-2 мин.)

Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должно лежать: учебник по литературе, ручка, карандаш простой, дневник.

Все готово, садитесь

Готовятся к уроку

2

Речевая разминка

(2-3 мин.)

-Прослушайте произведение, постарайтесь определить его настроение, а кто его написал, мы узнаем позже (звучит пьеса Чайковского)

-Какое настроение передал композитор?

-Сейчас перед вами строки из стихотворений, которые нужно прочитать с интонацией из произведения, напомните мне, какое настроение вы определили?

На дворе звенит капель.

Скоро выйдут муравьи.

-Прослушайте следующее произведение и определите его настроение

-Какое настроение передал композитор?

-Прочтем строки с этой интонацией

Плакала снегурочка.

Бежал ручей по камешкам.

Веселое, радостное

Повторяют настроение

Слушают произведение

-грустное, тревожное

3

Проверка домашнего задания

  1. мин.)

1.Конкурс рисунков «Весна-красна».

-Какие у вас яркие рисунки, а какие цвета  вы использовали?

-Почему вы использовали именно эти цвета?

-Вы побыли художниками, а как вы думаете, кем мы побудем с вами сегодня?

-Какой у нас урок?

-Кто пишет литературные произведения?

-Верно, а как вы думаете с чем мы будем работать?

-Правильно, сегодня мы будем работать с текстом и побудем поэтами

2. Выразительное чтение стихотворения.

Использовали яркие цвета

Потому что весна, все расцветает

Предполагают кем они будут

Урок литературы

Поэт

С текстом

Читают в

Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя.

4

Изучение нового материала

(15 мин.)

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».

Физминутка

1. Речевая минутка.

– Прочтите слова сначала по слогам, затем слитно

-Ребята, слова с которыми мы с вами работали на разминке, были взяты из стихотворения, с которым мы сейчас познакомимся

2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».

-Откройте учебнике на стр 66. Обратите внимание на стихотворение «Подснежники»

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

-Как вы думаете, какое настроение будет у этого стихотворения?

-Сейчас внимательно послушайте стихотворение и определите, угадали ли с выбранным в начале настроением

– Читаю стихотворение.

-Вы прослушали сейчас стихотворение, как вы думаете угадали ли вы с его настроением?

-Тогда какое же настроение у этого стихотворения?

– О чём это стихотворение?

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

-С каким настроением мы будем читать это стихотворение?

-Почему?

– Кто сможет прочесть стихотворение, передавая настроение поэта.

-Во что превратились слезы снегурочки?

– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

-Найдите эти строки, как вы думаете, с каким настроением мы будем их читать?  зачитайте

– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами? Или у вас есть свои варианты, как можно назвать эти цветы?

-Ребята как нам помог поэт определить настроение стихотворения?

-Какими средствами он это сделал?

-Верно словами

-Мы с вами определили настроение стихотворения, давайте послушаем, какое настроение заложил композитор в своем произведении

-мы с вами начали наш урок с произведения Чайковского, сейчас посмотрим видео

Включить видео

подснежники

-В следующем стихотворении тоже говориться о подснежниках, а о чем еще говорится, мы узнаем, когда прочтем стихотворение

– Давайте послушаем и определим, какое настроение заложил композитор в своем произведении?

– Что вы представили, слушая эту музыку?

– Кто автор следующего стихотворения?

– Прочтите название стихотворения.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

– О каких приметах весны вы прочли?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

-перед тем как прочитать это стихотворение, обратите внимания на знаки, какие знаки присутствуют?

-В каком предложении? Зачитайте

-А как вы думаете, почему автор повторяет два раза слова апрель?

– Прочтите стихотворение самостоятельно. -Какое настроение передаёт это стихотворение?

-Приготовьте выразительное чтение

– Прочтите стихотворение выразительно.

-Ребята, а какие слова вам были не понятны?

-Что нам помогло понять то настроение, которое хотел предать нам автор?

Включаю видео Чайковского – Апрель

Сегодня в начале урока мы уже слушали это произведение, давайте посмотрим видео ряд и попробуем подвигаться под эту музыку

-Какие движения у нас будут под это произведение?

-Попробуйте теперь потанцевать, сначала головой плавные движения, затем правой рукой, представьте, что ваша рука подснежник, сделайте пару плавных движений, теперь другой рукой

Читают слова

сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-я – провожая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая

сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины

Белозеров

Подснежники

Предполагают настроение стихотворение

Слушают стихотворение

Угадали\нет

Про то, как снегурочка зиму провожала

Плакала снегурочка

Снегурочкины слезы

С разным настроением

Потому что поэт передает разное настроение

Один ребенок читает стихотворение

В подснежники

Со слезами снегурочки

Нашли, зачитали

Говорят свои варианты

Словами

Слушают произведение

Веселое

Предлагают свои варианты

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Маршак

Апрель

О весне

му-ра-вьи – муравьи

про-би-ра-ет-ся – пробирается

ва-леж-ник – валЕжник

рас-цвёл – расцвёл

Звенит капель

Апрель – капель.

Лужи – стужи.

Ручьи – муравьи.

Медведь – петь.

валЕжник – подснежник.

Восклицательный знак

Апрель, апрель!

Он передает радость, что весна пришла

Читают стихотворение

Радостное, природа просыпается

Готовят чтение

Читают стихотворение

– Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

ВалЕжник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

-Знаки и слова

Плавные

 Выполняют движения

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам.

Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

5

Продолжение изучения нового материала.

(15 мин.)

1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

-Включаю аудио стихотворения

-Прослушайте стих и представьте иллюстрацию к нему

– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов

– Какие слова помогли представить ручей?

– Какое настроение вы выберите для прочтения этого стихотворения?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».

-Спрашиваю одного ученика прочесть

2. Совершенствование техники чтения.

– Какие растения цветут весной?

– Что вы знаете об этих растениях?

Токмакова

Ручей

слушают

Бежал, лежал, помчался, уснул, прыг, утонул

Готовят чтение  

Читает стих

Подснежники

Первый весенний цветок

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных

6

Итог урока.

Рефлексия.

(3 мин.)

-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– О чём эти произведения?

– Какое из них вам понравилось больше всего?

– Почему?

-Что происходило в этих стихотворениях?

-Открываем дневники, зписываем д\з

С стихотворениями Токмаково «Ручей», Маршака «Апрель», Белозерова «Подснежники»,Онегова «Медуница»

Все эти произведения о весне

Отвечают на вопросы учителя

Подготовить иллюстрацию к стихотворению; выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы.



Предварительный просмотр:

Класс: 2

Образовательная программа: Школа России

Тема: И. Крылов « Стрекоза и Муравей»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель:познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

Задачи:

1. Образовательная: учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни;  отрабатывать  навыки  выразительного  чтения;  расширить  знания  о насекомых;  учить  детей  самостоятельно  работать  со  словарями  и  другой  справочной литературой;  

2. Развивающая: развивать  память,  речь,  внимание;  бережное  отношение  к природе и насекомым.

3. Воспитательная:формировать  умение  различать  стихотворения, басню  и прозаический  научный  текст;  

Предметные результаты: учащиеся должны уметь читать басню, передавая с помощью интонации настроение поэта;  учится видеть и выявлять различия между стилями текстов.

Планируемые метапредметные результаты:

ПознавательныеУУД: воспринимать художественное произведение, выявлять основную мысль произведения;определять эмоциональный характер текста.

РегулятивныеУУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

КоммуникативныеУУД: задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, учитывая позицию собеседника.

Личностные результаты:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс 1 часть» презентация; портрет  И.А.Крылова.

№ п/п

Этап урока,

 Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организационный   момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Ребята, прежде, чем начать наш урок, проверьте свою готовность, на столах у вас должны лежать учебники, дневники и смайлики, которые отложите на край парты они нам понадобятся в конце урока.  

Готовятся к уроку.

Личностные: положительный настрой к учению, умение слушать.

2

Речевая разминка

Обратите внимание на доску. Прочитайте  текст, определите его жанр.

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

- Прочитаем  небылицу в среднем темпе с «ворчащей» интонацией(вместе),  (ещё с удивлением(1 строку учитель , вторую 1 человек из класса, 3-4 вместе), весело 1 строку ученик ,остальные все вместе ). А теперь прочитаем небылицу быстро. (Вместе с учителем)

Дети читают.

-Это  небылица.

Познавательные:    

-анализировать и обобщать на основе фактов и понятий.

-находить информацию в текстах, схемах.

Коммуникативные:

излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

3

Актуализация знаний

— Догадайтесь, какого писателя называют дедушкой?

 Он в молодости взял себе псевдоним: Нави Волырк

-Кто знает, что такое псевдоним?

Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

И. Крылов.

-Предположения детей.

4

Изучение нового материала

Физминутка

Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить одно задание.

Здесь зашифрованы названия загадочных животных, о которых мы сегодня будем говорить. Вам нужно будет этих букв составить два слова, и  получится название басни, которую мы с вами будем сегодня читать.

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М 

-Судя по названию, кто будет главными героями произведения?

Как выдуваете,  кто автор этого произведения?

А как мы можем назвать это произведение?

А что такое басня?

Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

А что, исходя из определения, должно быть обязательно в басне?

Мораль-

А что это за животные Стрекоза и Муравей?

Как они выглядят?

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать?

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты. Никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу?

А скажите, как вы думаете, о чём эта басня?

Подумайте и скажите, что мы будет заниматься на уроке?

- Сейчас  я прочитаю басню, но сначала проведём словарную работу,

 а вы должны ответить на вопрос: - Что произошло в басне ?

  1. Чтение басни учителем в учебнике (с.104-105).

Теперь прочитайте сами в пол голоса.

В басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляются. Для успешного усвоения содержания басни, давайте поясним значение этих слов.

Лето красное пропела

Как зима катит в глаза

Помертвело чисто поле

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Кому же в ум пойдёт

Злой тоской удручена

Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.

Не оставь меня кум милый!

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.

И до вешних только дней

Весенних

Кумушка

Голубчик

В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава.

Песни, резвость всякий час.

Чтение учитем.

Каковы ваши впечатления от басни?

сейчас вы попробуйте. По цепочке по 2 строки)

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто старательно шагал —

Не споткнулся, не упал.

— Кто из героев басни вам понравился и почему?

— Справедливо ли поступил Муравей? Почему?

— Почему Стрекоза «злой тоской удручена»?

— Сочувствуете ли вы ей?

— В каких строках басни содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?

-Как в басне Крылов называл стрекозу?

-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

-О чём она пошла, просить Муравья?

Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?

-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе?

-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.

А сейчас мы с вами охарактеризуем наших героев, то есть дадим им характеристику.

Среди этих слов найдите слова, которые относятся к этим героям.

Слова на доске:

Трудолюбивый, весёлая, злой. Добрый, справедливый, спокойный, ленивая. Беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

1. Чтение по ролям

(Вначале — подготовка к чтению.)

— Сколько действующих лиц в этой басне?

— Найдите слова автора, прочитайте их.

— Найдите слова Стрекозы, прочитайте их.

(Учитель обращает внимание на то, что они записаны в кавычках.)

— Найдите слова Муравья, прочитайте.

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

— Соберите пословицы (найдите конец каждой из них). Выберите те, которые больше всего подходят к басне.

За большим погонишься —               людей насмешишь.

Кто веселится весной —                    зимой с сумой побежишь.

Поспешишь —                                     потехе час.

Делу время,                                         тот плачет летом.

Лето пролежишь —                             малое потеряешь.

-Стрекоза и Муравей

-Стрекоза и Муравей.

-И.А. Крылов

-Басня

-Мораль

-Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами

-Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц.

-Порхает с цветка на цветок на лугу.

-Предположения детей.

- Предположения детей (учиться читать выразительно и по ролям.)

Пропустила, пробездельничала, про веселилась всё лет

о.

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.

Почернело, трава высохла, цветы завяли

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. Питается мелкими насекомыми.

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт.

Удручена — огорчена.

Вешних — весенних.

Тоже самое, что и кум.

Ласковое обращение, что-то похожее намилый мой, дорогой друг

Резвиться – развлекаться.

-Выполняют действия вместе с учителем.

-Попрыгунья

-Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела

Стрекоза: весёлая,беспечная, беззаботная,несерьёзная

Муравей: Трудолюбивый, справедливый, спокойный.

Дети читают басню по ролям.

Ответ: За большим погонишься — малое потеряешь.

Кто веселится весной — тот плачет летом.

Поспешишь — людей насмешишь. Делу время, потехе час.

Лето пролежишь — зимой с сумой побежишь

Личностные результаты

1.эмоциональность;умениеосознаватьиопределятьсвоиэмоции;

2.интерескчтению,кведениюдиалогасавторомтекста;потребностьвчтении

3.любовь иуважениекОтечеству,егоязыку,культуре,истории

Регулятивные УУД

1.работатьпоплану,сверяясвоидействиясцелью,корректироватьсвоюдеятельность

2.составлятьпланрешенияучебнойпроблемысовместносучителем;

3.вдиалогес учителемвырабатыватькритерииоценкииопределятьстепеньуспешностисвоей работы.

Коммуникативные УУД

1.оформлятьсвои  мысливустнойформе;

2.высказыватьиобосновыватьсвоюточкузрения;

3.слушать ислышатьдругих,пытатьсяприниматьиную точку зрения;

Познавательные:

1.строитьрассуждения

2.осуществлятьанализисинтез

Итог урока.

С чем сегодня мы познакомились?

 — Что такое басня?

Сколько главных героев в басне?

— Какова основная мысль басни «Стрекоза и Муравей»?

-Какова мораль басни?

Домашним заданием у вас будет выразительное чтение.

С басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

-2

-Нужно не только веселиться, но и работать.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, сравнивать полученные ответы.

Рефлексия.

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу!

-Кто считает, что со всем справился, поднимите  весёлый смайлик.

-А тот, у кого были сложности или что-то не получилось, то грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...