Технологические карты уроков
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чукреева Анастасия Вячеславовна

Разработки уроков по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Чукреева Анастасия Вячеславовна

1

Тип урока

Открытия нового знания

2

Класс

2

3

Тема

Е.И. Чарушин «Кабан»

4

Образовательная программа, автор

«Школа России»; Л.Ф. Климанова

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Раздел «Природа и мы» (9 ч.)

6.

Цели урока

Деятельностная: способствовать формированию умения осознанно читать природоведческие тексты.

Содержательная: создать условия для ознакомления с биографией и произведением Е.И. Чарушина, раскрытия смысла художественного произведения «Кабан».

7.

Планируемые результаты

Личностные: учиться принимать и осваивать свою социальную роль обучающегося, развивать мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; проявлять любовь  к природе, к животным, малой родине.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова.

Регулятивные: формулировать учебные задачи урока.

Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста.

Предметные: познакомятся с биографией писателя Е.И. Чарушина, произведением «Кабан»;  читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении,  воспринимать на слух художественное и научно-популярное произведение.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный;

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

технология продуктивного чтения, приемы технологии РКМЧП

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

оценка учителя, взаимооценка, самооценка

11

Средства

Учебник ««Литературное чтение» 4 класса Л.Ф Климанова, рабочая тетрадь; презентация, портрет писателя;  выставка книг, карточки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

 (1- 2 мин)

-Здравствуйте, ребята!

- За 1 минуту убедите меня в том, что читать хорошо, быстро, выразительно просто необходимо в жизни (прием "Оратор").

- Да, очень важно уметь хорошо, быстро, выразительно читать. Но еще очень важная сторона чтения - это умение размышлять над прочитанным.

- Как вы понимаете выражение «Чтение без размышления – пустое развлечение»?

- Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои баллы за разные виды задания, в итоге мною будет выставлена оценка (см. Прил.1).

Лист оценивания. Кто высказывался,  поставьте 1 балл – задание  прием "Оратор").

Приветствуют учителя.

Ответы учащихся, выводы о необходимости дальнейшего  овладения беглым, правильным, выразительным, осознанным чтением.

Заполняют лист самооценки.

Л: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.

К: учиться активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 (4- 5 мин)

Речевая разминка

- Начнём мы наш урок с речевой разминки:

Опускается туман,

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

а) прочитайте про себя;

б) 1 вариант – читает шёпотом, чтобы предостеречь;

в) 2 вариант – читает громко с испугом;

г) Каждый - читает очень быстро в темпе скороговорки.

Лист оценивания. Кто проговорил скороговорку без ошибок и быстро, поставьте 1 балл.

Игра «Верите ли Вы, что…»:

• что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?

• что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?

• что мы сегодня познакомимся с интересным

произведением о животных?

Мы к этим вопросам вернемся в конце урока.

Актуализация знаний

- С какими произведениями мы познакомились, изучая раздел «Природа и мы»? А вы помните авторов этих произведений?

- Работа в карточках №1. Соотнесите стрелкой имя автора с названием произведения. Затем обменяйтесь карточками и оцените работу  своего товарища  по следующим критериям: три правильных ответа  - 3 балла, 2 ответа – 2 б., 1 ответ – 1б. Занесите баллы в свой лист оценивания.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Барбос и Жулька»

А.И. Куприн

«Выскочка»

М.М. Пришвин

«Приёмыш»

 

Пробное действие

- Внимательно ли вы читали названные произведения?

Работа в карточках №2. Узнайте героя по описанию и запишите его, а также автора  и название произведения.

Описание героя

Герой

Произведение

Автор

Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, в другой раз и не придет. Свой характер тоже имеет, даром, что птица.

Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.

- Почему вы не узнали последнего героя?

- Верно.

- Какой же писатель так красиво описал последнего героя?

- Всех ли писателей знаете, которые пишут нам о животных?

- Обратите внимание на портреты писателей, вы узнаёте Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна, М.М. Пришвина. А кто изображен на этом портрете?

- Фамилию автора вы определите сами. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. YNЧQWАRРSУUШYVИZН

- Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

- Что объединяет этих писателей? Почему среди них портрет Е.И. Чарушина?

- О ком они пишут?

- Подумайте и скажите, о ком и о чём писал Е.И.Чарушин? (Выставка книг)

- Что вы знаете о самом писателе Е.И. Чарушине?

Учащиеся читают, выполняют упражнение для развития дикции, скорости чтения, выразительности.

Заполняют лист самооценки.

Устные ответы  учащихся «Да», «Нет».

Работают в карточках.

Взаимооценка.

Ответы учеников.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

М.М. Пришвин

Выскочка»

Заполняют лист самооценки.

Каждый ученик работает индивидуально.

Герой

Произведение

Автор

Лебедь

«Приемыш»

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Барбос

«Барбос и Жулька»

А.И. Куприн

Вьюшка

«Выскочка»

М.М. Пришвин

???

???

???

Мы не читали про него.

Не знаем.

Нет.

Не знаем.

Чарушин

Они пишут о животных.

Чарушин писал о животных, птицах и о природе.

П: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения.

К: умение передавать информацию интонацией,

слушать,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

 умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: умение  строить речевое высказывание,

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,  оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;  определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно.

3

Этап выявления места и причины затруднения

(5-7 мин)

- Итак, ребята, где вы затруднились?

- Смогли ли определить по описанию героя произведения, его автора, рассказать о нем? Всех ли писателей знаете, которые пишут нам о животных?

Мы не смогли по описанию определить героя, автора. Мы еще многих писателей, которые пишут о животных, не знаем.

 

Л: способность к самооценке.

Р: различать способ и результат действия

4

Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1-2 мин)

- Чтобы узнать, как называется произведение Е.И. Чарушина, вспомните о ком шла речь в речевой разминке?

- Значит, какова тема нашего урока?

- Какую цель мы перед собой поставим? (С каким произведением познакомимся, какого автора, что мы знаем о нем?)

-Как мы будем действовать?

- Давайте запланируем нашу деятельность на сегодняшнем уроке, для этого правильно соотнесите две части карточек и прочитайте.

План 

1

Познакомиться

характеристику героям

2

Выразительно

к природе, животным

3

Прочитав рассказ, узнать больше

слушать и  уважать мнение  своих  товарищей

4

Анализировать

о повадках животных, чем питаются, где живут

5

Давать  

ориентироваться в  тексте, рассуждать,   думать и высказывать  мнение, давать оценку своей работы

6

Уметь внимательно

с биографией автора

7

Воспитывать любовь

читать рассказ

8

Уметь

литературное произведение

В ходе урока мы с вами будем отмечать пункты плана, которые выполнили.

Отвечают на вопросы:

Произведение Е.И. Чарушина «Кабан».

Познакомиться с биографией автора и с его произведением «Кабан».

Отвечают.

Р: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

5

Этап реализации построенного проекта

 (10 мин)

Слово об авторе

Посмотрите на портрет Е.И. Чарушина, что вы можете сказать о характере этого человека?

- Кто он может быть еще по профессии?

     Е.И.Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).

Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе.

     Вся жизнь Чарушина была связана с миром природы. Вот почему так хорошо понимал повадки животных, их характер, настроение. Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником.

     В 1965 году в Германии на  международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.

   

Интересные факты:

- Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и наелся каши из грязного куриного корыта.

- Плавать он научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

- Маленький Женя в отличие от отца рисовал не дома,  а замечательных зверей.

- В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил  дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

          А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Игра «Завершите фразу»

Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.

  1. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с ….
  2. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных,

потому что … .

  1. Из его книг можно узнать о ….
  2. Художник, который рисует животных, называется ….

- Кто по профессии был Е.И. Чарушин? Подтвердились наши

гипотезы? (Художником).

Какой пункт плана мы выполнили? Отмечаем.

Словарная работа.

В тексте вам встретятся незнакомые слова, прочтите значение данных слов:

зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы;

марал - крупный сибирский олень с большими рогами;

студень - холодец; зуд - чесотка;

гуськом - друг за другом;

бегают рысью - двигаться быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног;

буянит - бесчинствовать, безобразничать;

сопит – тяжело дышит, издаёт носом свистящие звуки;

стегает – хлестать;

птичья загородка – отгороженное перегородкой место для содержания птиц или животных (загон);

унимать – остепенить, ограничить, усмирить, укротить, остановить, успокоить, угомонить;

хлев - специальное помещение для животных.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, у которого очень интересное название «Кабан».

Предположите, каким будет кабан, герой с которым сегодня познакомимся?

- А вы знаете, кто такой кабан?

Чтение.

- Я начинаю читать, затем вы продолжаете.

- Что будем оценивать при чтении?

Продолжаем читать «эстафетой» до слов: «Рисую – и ничего не вижу, кроме оленя»

( с.97) - что произойдёт дальше, как вы думаете? (прием «Чтение с остановками»).

Физминутка

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки выше, если с маленькой - приседайте:  марал,  Барсик, кабаны, Сашка, ягуар, Машка, медведь, Яшка, слон, журавли, Прошка, Акулька!

-Продолжаем читать до слов «Вдруг-крик!» (с. 98). Как вы думаете, что произойдёт дальше? Предположите, как могут разворачиваться события?

Чтение закончено, совпало ли ваше предположение о кабане с тем героем, о котором мы  прочитали?

Высказывают свои предположения.

Слушают рассказ учителя, читают сами.

  1. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой.
  2. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними.
  3. Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных.
  4. Художник, который рисует животных, называется

анималистом.

- Первый пункт – познакомились с биографией писателя.

Ученики предполагают значение слов.

Высказывают предположение.

Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. У них есть мощные клыки.

Подбирать

правильную интонацию. Читать безошибочно. Читать

выразительно.

Читают по цепочке, высказывают предположения.

П: познакомятся с биографией писателя и его произведением.

Л: учиться принимать и осваивать свою социальную роль обучающегося, развивать мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание.

Л: воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания.

Р: владеть приёмами осмысленного чтения, использовать

различные виды чтения.

П: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте,

выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 (7 мин).

  • Понравился ли вам рассказ?
  • От какого лица идёт повествование в тексте?
  • Чем занимался в зоосаду автор?
  • В какое время происходит событие?
  • Что вы узнали нового интересного о животных?
  • Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?
  • Прочитайте описание кабанов?
  • Чем они напугали автора? (Сжевали краски)
  • Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
  • Почему автору стало стыдно?
  • Что значит « ручные» кабаны?
  • Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями).

- Какие пункты плана мы выполнили? Отмечаем.

Отвечают на вопросы.

От имени автора, от первого лица.

Ответы.

Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал.

Л: формировать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.

П: оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(5-7мин).

Составление в группах синквейна.

У учащихся на столе памятка для составления синквейна.

1-я строчка – ключевое слово-существительное, обозначающее тему синквейна;

2-я строчка – два прилагательных, харак-х понятие;

3-я строчка – три глагола, показывающих действие понятия;

4-я строчка – определение к понятию, правильно сформулированное;

5-я строчка – одно слово, обычно существительное, выражающее свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, итог размышлениям.

Критерии оценивания синквейна (см. Прилож.2).

ИЛИ: работа по учебнику и в  рабочей тетради.

Ответим на вопросы в учебнике:

1. Почему рассказ называется «Кабан»? Предложи свой вариант названия.

Давайте вспомним, какие животные встречались в рассказе?

2. О каких обитателях зоосада идёт речь в рассказе? Проведи исследование и заполни таблицу в рабочей тетради.

 - Прочитайте эпизод рассказа, который вызвал улыбку.

- Можно ли назвать рассказ юмористическим?

        - Какие пункты плана мы выполнили? Отмечаем.

Чтение каждой группой составленного синквейна.

Кабаны.

Громадные, щетинистые.

Чавкают, толпятся, догонят.

Тут и смерть тебе.

Смех!

Кабаны.

Дикие, клыкастые.

Пришли, напугали, побежали.

Диких кабанов можно приручить.

Открытие.

Кабаны.

Громадные, узкие.

Толпятся, сжевали, похрюкивают.

Простыми свиньями побежали в свою клетку.

Страх.

Заполняют лист самооценки.

Отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради стр. 75-82.

П: учиться овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

П: определять основную идею произведений разнообразных

жанров

8

Включение в систему знаний и повторение

 (3- 5мин).

- Ребята, разделим текст на части. Как вы думаете, сколько частей будет в тексте?

- Что будет происходить в этих частях? Как мы их озаглавим?

- Объединившись в группы по 4 человека, составьте свой рассказ о посещении подобного зоосада и продумайте, что бы вы сделали, если бы столкнулись с такими животными, опираясь на план.

ИЛИ:

- Соотнесите пословицу с текстом рассказа:

­        У страха глаза велики.

­        Трусливому зайцу и пень волк.

­        Волков бояться – в лес не ходить.

­        Трус своей тени боится.

­        Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

- Кто дрожит – тот и бежит.

– Какая пословица могла бы стать заголовком произведения? Почему?

- Какие пункты плана мы выполнили? Отмечаем.

Составляют художественный пересказ.

Каждая группа составляет ответ.

П: делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять

самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей.

Л: формирование  средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин).

- Напомните, какие мы испытали трудности в начале урока, а теперь справимся с ними?

- Какова главная мысль рассказа «Кабаны»?

- Вспомните вопросы игры «Верите ли вы, что…»

  • что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?
  • что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
  • что мы сегодня познакомимся с интересным

произведением о животных?

- Изменилось ли ваше мнение? (В зависимости от ответов детей).

Оценивание. Посчитайте количество баллов за урок, а я на их основе выставлю оценки за урок.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

Домашнее задание: выполнить №5 в учебнике, стр. 99

Мы познакомились с еще одним автором, который пишет нам о животных, узнали,  какого героя описывал Е.И. Чарушин, узнали много о повадках животных.

Звери даже в неволе очень красивые и разные. У всех есть свои привычки, свой характер. Никогда не помешает осторожность при общении с дикими животными.

Заполняют лист оценки и передают учителю.

Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.

Приложение 1

Лист оценивания

ФИО ___________________________________________________________________________________

Вид задания

Критерии  

Максим. балл

Мои баллы

Оценка

1

Прием "Оратор"

Высказывался

1

2

Речевая разминка (скороговорка)

Без ошибок, быстро

1

3

Работа в карточках №1

Три правильных ответа - 3 балла, 2 ответа – 2 б., 1 ответ – 1б.

3

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Приемыш»

А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

М.М. Пришвин

Выскочка»

4

Синквейн

Критерии оценивания синквейна:

1 балл - соблюдение времени.

1 балл - (за верно подобранные прилагательные)

1 балл - (за верно подобранные глаголы)

1 балла - (за верное определение понятию, передающее правильный смысл понятия)

1 балл - (за верный итог размышления)

5

6

Итог

10 б.- оц. «5»

8-9 б. – оц. «4»

6-7 б. – оц. «3»

Приложение 2

Карточка №1

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Барбос и Жулька»

А.И. Куприн

«Выскочка»

М.М. Пришвин

«Приёмыш»

Карточка №2

Описание героя

Герой

Произведение

Автор

1

Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, в другой раз и не придет. Свой характер тоже имеет, даром, что птица.

2

Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.

3

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

4

Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...