Адаптированная рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; УМК под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. 

Рабочая программа разработана для ребёнка-инвалида, имеющего инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы и медицинского допуска для работы с компьютером. Предусмотрена индивидуальная форма обучения с применением дистанционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_rp_1_klass_literaturnoe_chtenie.docx63.4 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению

1 класс

Содержание рабочей программы:

1.        Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»        3

2. Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»        7

3.        Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы        10

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; УМК под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.  

Рабочая программа разработана для ребёнка-инвалида, имеющего инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы и медицинского допуска для работы с компьютером. Предусмотрена индивидуальная форма обучения с применением дистанционных технологий.

Разработанная программа предусматривает реализацию особых образовательных потребностей ученика:

– применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки, выполнение заданий небольшими шагами;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

– необходимость большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом;

– использование специальных методов, приемов и средств обучения (дидактических пособий, визуальных средств);

– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач;

 - наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы;

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (схемы, таблицы, раздаточный материал);

 – наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями;

– увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени) на занятиях;

– индивидуализация обучения;

- мотивирование при помощи игровых компьютерных технологий;

- профилактика утомления на уроках (использование физкультурной паузы, профилактика зрительного утомления, смена одного вида деятельности другим);

- регламентирование работы за компьютером;

- особый речевой режим работы (хорошая артикуляция учителя, немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов, обеспечение зрительного контакта во время говорения);

– дополнительное использование зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

– специальное обучение переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации;

– обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Рабочая программа по литературному чтению, предусматривает применение специальных технологий:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологию деятельностного подхода в обучении;

- использование ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств

- применение дистанционных технологий;

- дифференциация заданий с учетом двигательного нарушения и недостаточности зрительно-моторной координации.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

1 класс

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие   формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, и сказок;
  • отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
  • называть героев произведения, давать характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
  • находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.
  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

2. Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»

1 класс

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.  

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) период – повторительно- обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений. текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием   учебника, словарём.

Литературное чтение

Жили-были буквы (5 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (3 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (6 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В.  Берестовым, А.  Барто, С.   Маршаком, Я.  Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (5 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса.


  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

№ темы раздела

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Примечание

План

Факт

Обучение грамоте

Добукварный период  14ч

1.1

«Азбука» - первая книга. Правила поведения на уроке.    с. 2-3

1.09

Условные обозначения. Иллюстрации. Обложка, форзацы, страницы. Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки.

1.2

Речь устная и письменная. Предложение с. 4-5

2.09

1.3

Слово и предложение. Пословицы о труде.  (с. 6—7).

6.09

Графическое изображение предложения. Предложения состоят из слов. Составление рассказа по иллюстрации в учебнике.

1.4

Слог. Дикие и домашние животные. (с. 8—9).

7.09

Познакомиться со смыслом понятия «слог» и его существенным признаком - наличием гласного звука.

Упражнение в делении слов на слоги, в выделении ударных и безударных слогов. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

1.5

Ударение. Ударный слог. (с. 10—11).

8.09

Понятие о логическом ударении.  Деление слов на слоги, постановка ударения.

1.6

Звуки в окружающем мире и в речи. (с. 12—13).

9.09

1.7

Звуки в словах. (с. 14—15).

13.09

1.8

Слог-слияние. (с. 16—17).

14.09

Гласные и согласные звуки.  Смысловое значение интонации. Выделение из речи предложений, из предложения слова, записывать их с помощью знаков. Интонационная окраска предложений.

1.9

Повторение и обобщение пройденного материала. (с. 18—19).

15.09

1.10

Гласный звук [а], буквы А, а. (с. 20—23).

16.09

Выделение звука [а] из речи. Знакомство с буквами А, а. Звуковой и звукобуквенный анализ, подбор слов с изучаемыми звуками (задание проводится постоянно). Чтение схем слов.

1.11

Гласный звук [о], буквы О, о. (с. 24—27).

20.09

Выделение звука[о] из речи. Знакомство с буквами О, о.  Учить озвучивать буквы. Звукобуквенный анализ слов. Работа над культурой речи.

1.12

Гласный звук [и], буквы И, и. (с. 28—31).

21.09

Выделение звука [и] из речи. Знакомство с буквами И, и.   Звукобуквенный анализ слов. Твердые и мягкие согласные. Многозначные слова.

1.13

Гласный звук [ы], буква ы. (с. 32—35).

22.09

ыделение звука [ы] из речи. Наблюдение над изменением формы слова – (шар – шары). Знакомство с буквой ы. Звукобуквенный анализ слов. Наблюдение за позиционной сменой согласных звуков: твердые и мягкие согласные. Работа со звуковой схемой.

1.14

Гласный звук [у], буквы У, у (с. 36—39).

23.09

Выделение звука[у] из речи. Знакомство с буквами У, у, обозначающие гласный звук [у].

Букварный период 57 ч

2.1

Согласные звуки [н],[н’], буквы Н, н. (с. 40—41).

27.09

Сонорные согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н, их характеристика. Работа с предложением. Значение предлога «на». Звуковой анализ слов. Знакомство с буквами н, Н.

2.2

Согласные звуки [н],[н’], буквы Н, н. (с. 42—43).

28.09

2.3

 Согласные звуки [с], [с’],буквы С, с. (с. 44—47).

29.09

Согласные звуки[с], [с'], буквы С, с. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Скороговорка.

2.4

Согласные звуки [к],[к’], буквы К, к. (с. 48—51).

30.09

Согласные звуки[к], [к'], буквы К, к. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Многозначность слов.

2.5

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. (с. 52—53).

4.10

Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т. Их характеристика. Анализ слов. Правописание заглавной буквы. Ребусы. Многозначность слов.

2.6

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. (с. 54—57).

5.10

2.7

Согласные звуки [л],[л’], буквы Л, л. (c. 58—60).

6.10

Согласные звуки[л], [л'], буквы Л, л. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки

2.8

Закрепление. Чтение слов с изученными буквами. (c. 61—63).

7.10

2.9

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. (с. 64—67).

11.10

Согласные звуки[р], [р'], буквы Р, р. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Сказки А.С. Пушкина.

2.10

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. (с. 64—67).

12.10

2.11

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. (с. 68—69).

13.10

Согласные звуки[в], [в'], буквы В, в. Их характеристика.  Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков, узнавание буквы, обозначающей согласные звуки. Сравнивать произношение и написание слов. Чтение по ролям.

2.12

Закрепление. Чтение слов с изученными буквами.

(c. 70-71).

14.10

2.13

Буквы Е, е. (с. 72—74).

18.10

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Вывод об обозначении двух звуков одной буквой. Сравнение произношения и написания слов, в которых йотированные буквы находятся после букв согласных. Работа с однокоренными словами.

2.14

Закрепление. Чтение слов с изученными буквами. (с. 75—77).

19.10

2.15

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. (с. 78—80).

20.10

Звуковой анализ слов. Характеристика звуков[п], [п']. Местонахождение в словах.

2.16

Закрепление и обобщение материала Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. (с. 81—83).

21.10

2.17

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. (с. 84—86).

25.10

Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Москва – столица нашей Родины.

2.18

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. (с. 87—89).

26.10

2.19

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. (с. 90—92).

27.10

Согласные звуки [з], [з'], буквы З, з. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

2.20

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. (с. 93—95).

28.10

2.21

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (с. 96—98).

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Работа по иллюстрации к сказке А.С. Пушкина. Чтение и анализ текста. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

2.22

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (с. 99—101).

2.23

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (с. 102—103).

2.24

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. (с. 104—105).

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Их характеристика. Анализ слов. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков.

2.25

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. (с. 106—107).

2.26

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. (с. 108—109).

2.27

Буквы Я, я. (с. 110—113).

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Анализ слов. Знакомство с буквами Я, я, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Многозначность слов. Работа с текстом.

2.28

Буквы Я, я. (с. 114—117).

2.29

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. (с. 118—120).

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г. Их характеристика. З.-Б. анализ слов. Сравнение произношения и написания слов. Составление рассказа на тему «Город гномиков».

2.30

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. (с. 121—123).

2.31

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с.4—6).

Звуковой анализ слов, знакомство с буквами Ч, ч. Особенности звука, правила чтения. Упражнения в чтении, деление на слоги, выделение опасных мест. Работа с текстом. Родственные слова. Корень слова.

2.32

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с.7—9).

2.33

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. (с. 10—12).

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой Ь. Работа с текстом. Ответы на вопросы к тексту. Соотнесение картинок и слов. Звукобуквенный анализ слова.

2.34

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. (с. 13—15).

2.35

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. (с. 16—18).

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков в словах. Деление на слоги, определение ударного, «опасного сочетания» ши. Работа со словарными словами. Работа с текстом.

2.36

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. (с. 19—21).

2.37

Чтение слов с изученными буквами. (с. 22—23).

2.38

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.  Сопоставление звуков [ж] и [ш]. (с. 24—26).

Согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика звуков в словах. Дифференцирование звуков [ж, ш] – звонкие и глухие парные согласные. Правописание ЖИ – ШИ.

2.39

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.  Сопоставление звуков [ж] и [ш]. (с. 27—29).

2.40

Буквы Ё, ё. (с. 30—31).

Гласные буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й о]. Анализ слов. Знакомство с буквами Ё, ё, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Ввести понятие «род имен существительных». Работа с текстом.

2.41

Буквы Ё, ё. (с. 32—33).

2.42

Звук [j’], буквы Й, й.

(с. 34—37).

Согласный звук [й], буква й. Работа с лентой букв.  Анализ слов. Употребление буквы й в начале слов. Деление слов на слоги. Слова-признаки предметов; противоположные по смыслу. Упражнения в чтении.

2.43

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 38—40).

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х. Их характеристика. Анализ слов. Формирование навыков сознательного, выразительного, беглого чтения. Составление рассказа.

2.44

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 41—42).

2.45

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 43—45).

2.46

Буквы Ю, ю. (с. 46—47).

Гласные буквы Ю, ю обозначающие звуки [й у]. Анализ слов. Знакомство с буквами Ю, ю, выяснение ее «работы». Упражнения в чтении. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение по ролям.

2.47

Буквы Ю, ю. (с. 48—49).

2.48

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. (с. 50—52).

Анализ особенностей артикуляции звука [ц].

Овладение действием интонационного выделения звука в слове. Звукобуквенный анализ слов. Характеристика буквы Ц. Наблюдение особенностей произношения и написания букв Е, И, Ы после Ц. Чтение слов, текста, демонстрирование понимания их смысла. Составление рассказа по теме.

2.49

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. (с. 53—55).

2.50

Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 56—61).

Гласный звук [э], буквы Э, э. Звуковой анализ слов. Чтение текстов с буквой Э. Виды воздушного транспорта. Работа с текстом.

2.51

Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 56—61).

2.52

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. (с. 62—64).

Звук [щ'], буквы Щ, щ. Звуковой анализ слов. Чтение текстов с буквой Щ. Работа с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел с реальностью по сказкам.

2.53

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. (с. 65—69).

2.54

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. (с. 70-71).

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. З.-Б. анализ слов. Работа по составлению парных звонких и глухих согласных. История морского флота России.

2.55

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. (с. 72-73).

2.56

 Мягкий и твёрдый

разделительные знаки. (с. 74—75)

Звуковой анализ слова. Знакомство с «работой» ъ. Упражнения в чтении и звуковом анализе. Роль «ъ» в словах. Особенности буквы ъ. Составление рассказа.

2.57

Мягкий и твёрдый

разделительные знаки. (с. 76—77)

Послебукварный период 13 ч

3.1

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». с.82-86

Чтение стихов. Основной смысл стихов. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. Отвечать на них.

3.2

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество. с.86-87

Чтение текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. Отвечать на них.

3.3

История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские.) В. Крупин. Первый букварь.    с.88-91

Работа с текстом. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

3.4

А.С. Пушкин. Сказки.  с.92-93

Творчество А.С. Пушкина. Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Чтение наизусть стихотворных произведений.

3.5

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей

с. 94 - с.95

Работа с текстом. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

3.6

К.И. Чуковский. Телефон, Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы  с.96-с.97

Творчество К.И. Чуковского. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Чтение наизусть стихотворений

3.7

В.В. Бианки. Первая охота. с.98-99

Творчество В.И. Бианки. Чтение текста. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Русский язык в его эстетической функции.

3.8

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.  с.100-101

Творчество С.Я. Маршака. Чтение стихов. Герои произведения. Участие в диалоге. Чтение наизусть стихотворений.

3.9

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. с.102-103

Творчество М.М. Пришвина. Чтение рассказов о природе. Работа с текстом. Чтение стихотворений наизусть.

3.10

Стихи А. Л. Барто с.104-105

Творчество А.Л.Барто. Чтение стихов. Работа с текстом.

3.11

Стихи С. В. Михалкова,

 Весёлые стихи Б. В. Заходера.

Стихи В. Д. Берестова. с.106- с.108

Творчество С.В. Михалкова. Чтение стихов. Работа с текстом. Чтение стихотворений наизусть.

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Живая азбука»    с.109-111

чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текста. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.

3.13

Проверка техники чтения

Литературное чтение 30 ч

Жили-были буквы 5 ч

1.1

Знакомство с учебником по литературному чтению.  И. Токмакова « Аля, Кляксич и буква А» с.3-10

Чтение текста, ответы на предложенные вопрос по ходу чтения, составление рассказа о дальнейших приключениях буквы «А», ответ на вопрос № 2 с подтверждением строчек из текста своей точки зрения.

1.2

С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». с.11-13

Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями. Понимание основного содержания текста. Выразительное чтение.

1.3

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука».                  с.14-18

1.4

 С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».            с.19-21

1.5

Урок-обобщения по разделу «Жили –были буквы»  с.22-27 Проект «Создаём город букв»  с.28

Нахождений нужной информации по заданной теме; самостоятельное составление речевого высказывания в устной форме о своей букве.

Сказки, загадки, небылицы 7ч

2.1

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок»     с.30-37

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры, народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Выразительное чтение и рассказывание. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Осознанное чтение текста целыми словами. Пересказ.

2.2

Русская народная сказка «Рукавичка» с.38-41

2.3

Сказки, загадки, небылицы, потешки. с.42-46

2.4

Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. с.47-51

Слушание и чтение английских песенок с передачей настроения, соответствующего смыслу текста; ответы на вопросы учебника; сравнение произведений.

2.5

Сказки А. С. Пушкина.     с.52-53

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние сказок А.С.Пушкина; в парной работе рассказ своей любимой сказки А.С.Пушкина; чтение плавно слогами и целыми словами вслух.

2.6

Как хорошо уметь читать. «Петух и собака».        с.54-57

Слушание выразительного чтения сказки в исполнении учителя и хорошо читающих учеников.

2.7

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.   Обобщение.    с.58-62

Контроль и самоконтроль изученных понятий: самостоятельное выполнение задания учебника

Апрель, апрель. Звенит капель… 3ч

3.1

А. Плещеев «Сельская песенка». А Майков «Весна»; «Ласточка примчалась…».

Т. Белозеров «Подснежники».   С.64-66

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева; слушание выразительного чтения стихотворений в исполнении учителя; нахождение слов в стихотворении, которые помогают представить картины весны.

3.2

С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей», «Весна». Е. Трутнева «Когда это бывает?»   с.67-71

Чтение стихотворения с передачей с помощью интонации настроения поэта; подбор своих слов и выражений, помогающих представить картину весенней природы; выполнение заданий учебника; самостоятельное выполнение иллюстрации весенней природы по прочитанным произведениям.

3.3

Обобщение по разделу «Апрель, апрель! Звенит капель…»  с.78

И в шутку и всерьез 5ч

4.1

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Я. Тайц «Волк».  Г. Кружков «Ррры»

с.3-8

Нахождение нужной информации по заданной теме; самостоятельное составление речевого высказывания в устной форме; чтение стихов сначала медленно, по слогам, затем целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.

4.2

Творчество Н Артюховой.  «Саша- дразнилка»  с.9-11

4.3

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук». И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»   с.12-15

Выразительное чтение стихотворных произведений, построение короткого монологического высказывания – краткий и развёрнутый ответ на вопросы учебника; в парной работе – с толковым словарём для выяснения значения слов.

4.4

К. Чуковский «Телефон»  с.17-21

4.5

М. Пляцковский «Помощник». Обобщение  по разделу « И в шутку и в серьез»  с.22-28

Я и мои друзья 6 ч

5.1

Стихи о детях Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е Благинина «Подарок» с.30-33

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние фамилии автора и его произведения; участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, составление рассказа о героях произведения; в парной работе сравнение рассказа и стихотворения.

5.2

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек»     с.34-38

Слушание и чтение стихотворных произведений; при консультативной помощи учителя ответы на вопросы учебника; составление плана стихотворения С. Михалкова с опорой на памятку, предложенную в учебнике.

5.3

И. Пивоварова «Вежливый ослик». Я.Аким «Моя родня».        с.39-41 Проект «Альбом «Наш класс-дружная семья»          

Нахождение нужной информации по заданной теме; коллективное чтение стихотворного произведения; составления рассказа о самом хорошем дне в этом году.

5.4

С. Маршак «Хороший день».

По Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу»с.43-49

5.5

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

Урок–обобщение по разделу «Я и мои друзья» 

5.6

Проверка техники чтения

О братьях наших меньших 5 ч

6.1

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». С. Михалков «Мой щенок»     с.56-59

Рассматривание обложек книг, предложенных в учебнике; называние произведений С. Маршака, В. Бианки, Пришвина; коллективное чтение текстов стихотворных произведений; составление небольшого монологического высказывания по вопросам учебника; определение и выделение главной мысли произведения.

6.2

В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова  «Купите собаку»     с.60-64

Коллективное чтение текстов; участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений; составление рассказа по рисунку с опорой на памятку в учебнике.

6.3

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка»          

В. Берестов «Лягушка» с.65-69                    

текстов; ответы на предложенные вопросы по ходу чтения; в парной работе сравнение художественного и научно-познавательного текста; составление рассказа о кошках и собаках.

6.4

В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый еж»      

                     с.70-72

Коллективное чтение текстов; ответы на предложенные вопросы по ходу чтения; в парной работе обсуждение вопроса о том, кого нельзя обижать; придумывания своего названия стихотворения; пересказ текстов.

6.5

Урок – обобщение по теме «О братьях наших меньших» Произведения Н. Сладкова «Лисица и еж». Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». с.73-78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми – инвалидами и имеющими выраженные особенности детей с задержкой речевого ра...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , УМК "Начальная школа 21 века" (вариант 7.1.)

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана для обучающихся  2а класса с ЗПР  (вариант 7.1.) ...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...