Обобщающий урок чтения по теме: "Литературные сказки"
презентация урока для интерактивной доски по чтению (4 класс)

Инесова Наталья Анатольевна

Данная работа представляет собой задания  и упражнения к учебнику Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой ( раздел «Литературные сказки»)  для 4 класса, выполненный на основе программы PowerPoint. Этот материал можно использовать для фронтальной работы с классом при обобщении  и систематизации знаний  в рамках данного раздела. Использование данных приёмов помогает учащимся более глубоко усвоить изучаемый материал, развивает их умение соотносить данные, обобщать, делать выводы. Способствует  развитию памяти, внимания, мышления, речи.  Презентационное сопровождение используется на протяжении всей игры, поэтому для соблюдения норм СанПина некоторые  задания выполняются не на экране, а в ходе групповой работы с помощью раздаточного материала.  Слайды презентации используются  для мотивации деятельности и проверки выполнения задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «РШИ ООО им.С.И.Ирикова»

Обобщающий урок литературного чтения

в 4  классе

(УМК «Школа России)

«Литературные сказки»

 

Инесова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов,

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу "Литературные сказки"

Задачи:  

  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • прививать  интерес  к чтению  русских литературных  сказок;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока:урок - игра.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация PowerPoint

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

Слайд № 1

-Сегодня мы с вами проведём урок - игру  по произведениям раздела "Литературные сказки".

-Давайте вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе?

-Как вы считаете, эти сказки народные или авторские?

Слайд № 2

- В нашей  игре 6 раундов, в которых будут участвовать 3 команды (1-ый, 2-ой, 3-ий ряды).  Вас ждут увлекательные и интересные задания. За правильный ответ каждая команда получает жетон. Победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.

- Сейчас каждая команда должна придумать название и выбрать капитана.

Представление команд.

2. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Слайд № 3

а)  1- ый раунд

-Ребята сейчас вам необходимо правильно соотнести  имя автора и название произведения. Для выполнения этого задания  у каждой команды есть бланк, в котором вы должны стрелками соединить  фамилии авторов и  названия произведений.

П.П.Бажов                                «Аленький цветочек»

С.Т. Аксаков                             «Серебряное  копытце»

В.Ф.Одоевский                       «Сказка о жабе и розе»

В.М.Гаршин                           «Городок в табакерке»

Слайд №4

б) 2 -ой раунд.

Сейчас вы  услышите отрывки  из сказок. После прослушивания каждая команда должна написать название сказки и её автора в  своём бланке.

 Первый отрывок из "Сказки  о жабе и розе" В.М. Гаршина

Второй отрывок из сказки "Аленький цветочек" С.Т. Аксакова

Третий отрывок из сказки "Серебряное копытце" П.П.Бажова.

Слайд №5

в) 3 -ий раунд.

В третьем раунде я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам
нужно будет назвать полные их имена. Команда, которая будет готова отвечать, поднимает сигнальную карточку.

        Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

        Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859).)

Слайд №6

        Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

        Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

Физкультминутка.

Слайд №7

г) 4-ый  раунд.

- Этот раунд для капитанов. Капитан каждой команды должен выбрать любое число. В числе зашифрованы загадки в пословицах и поговорках. Капитан должен отгадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет. Первым выбирает капитан команды, которая заработала наибольшее количество жетонов.

Слайд №8

Загадка №1

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей.В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Слайд №9

Загадка №2

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша.В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Слайд №10

Загадка №3

Она спит,  а их  видит.

Без неё нет дома, без собаки — двора.(Кошка.В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Слайд №11

д) 5 -ый раунд

Сейчас вы увидите видеофрагменты,  без звука, а затем  должны угадать из какой сказки   фрагмент. Команда, которая будет готова ответить поднимает сигнальную карточку.

Слайд №12

е) 6 -ой раунд

В последнем раунде  команда выбирает номер вопроса. Каждому вопросу даны 4 варианта ответов,  вам необходимо назвать букву с правильным ответом.

Слайд №13

Вопрос 1. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

а) Саша                               м)Миша

б) Петя                                н) Паша

Слайд № 14

Вопрос  2. Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

с) «Сказка о жабе и розе»                о) «Аленький цветочек»

к) «Городок в табакерке»                  в) «Серебряное копытце»

Слайд №15

Вопрос 3. Что означает выражение покосные ложки?

д) деревянные ложки

л) широкие, пологие овраги, покрытые травой

е) широкие реки

ж) широкие поля

Слайд №16

Вопрос 4. Закончи пословицу. Всякое дело человеком ставится...

е) награды не останется

м) от него не отмахнёшься

о) человеком и славится

д) тем и прославишься

Слайд №17

Вопрос5. Как звали сиротку из сказки « Серебряное копытце » ?
а) Настенька                 д) Дарёнка

в) Машенька                 г)Алёнушка

Слайд № 18

Вопрос6. Узнай произведение по ключевым словам.
Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг.
ц) « Сказка о жабе и розе »                         п) « Аленький цветочек »
р) « Городок в табакерке »                         г) « Серебряное копытце » 

Слайд №19

4. Итог урока.

- Вот и закончилась игра. Подведем итог (награждение).

5. Домашнее задание.

- Мы закончили с вами работу по разделу «Литературные  сказки».

- Сказка, кажется, само это слово светится и звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Попробуйте сочинить свою сказку.

Приложение

1 раунд

П.П.Бажов                                

 «Аленький цветочек»

С.Т. Аксаков                            

«Серебряное  копытце»

В.Ф.Одоевский                      

«Сказка о жабе и розе»

В.М.Гаршин                          

«Городок в табакерке»

 2 раунд

Название произведения

Автор

Первый отрывок

Второй отрывок

Третий отрывок

3 раунд

        Отрывок из биографии

Ф.И.О. писателя

Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.         

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.



Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение к работе

 

Автор: учитель начальных классов Инесова Наталья Анатольевна

Образовательное учреждение: МОЙ «РШИ ООО им.С.И.Ирикова»

Тема: Литературные сказки.

Данная работа представляет собой задания  и упражнения к учебнику Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой ( раздел «Литературные сказки»)  для 4 класса, выполненный на основе программы PowerPoint. Этот материал можно использовать для фронтальной работы с классом при обобщении  и систематизации знаний  в рамках данного раздела. Использование данных приёмов помогает учащимся более глубоко усвоить изучаемый материал, развивает их умение соотносить данные, обобщать, делать выводы. Способствует  развитию памяти, внимания, мышления, речи.  Презентационное сопровождение используется на протяжении всей игры, поэтому для соблюдения норм СанПина некоторые  задания выполняются не на экране, а в ходе групповой работы с помощью раздаточного материала.  Слайды презентации используются  для мотивации деятельности и проверки выполнения задания. 

Средства обучения:

  • проектор; 
  • экран, колонки;
  • презентация Power Point
  • при подготовке материала были использованы ресурсы интернета.

Содержание работы

Слайд 3.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и  «Текст».  «Фигуры» - кнопки  с гиперссылками  перехода на соответствующие слайды с заданиями.

Слайд 4. «Соотнеси автора и название произведения»

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и  «Текст».  Фигурные стрелки снабжены эффектом анимации «появление».

Задание. В  один столбик записаны названия произведений, в другой авторы произведений. Ученикам нужно соединить стрелкой название произведения и фамилию автора. Навигация  кнопка  с гиперссылкой -  переход на главный слайд.

Слайд 5. «2 раунд» Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры», «Текст» и картинок из интернета.  - кнопка – триггер, с помощью которой включаются отрывки произведений.   Картинки снабжены эффектом анимации «появление».  кнопка  с гиперссылкой -  переход на главный слайд.

Задание. После прослушивания  звуковых файлов с  отрывками из произведений учащиеся должны в бланке записать название  произведения и его автора.

Слайд 6,7 . «Узнай автора»

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст», картинок из интернета. Картинки  и текст снабжены эффектом анимации «появление».  кнопка  с гиперссылкой -  переход на главный слайд.

Задание. Прослушать отрывки из биографий писателей и  записать в бланк ответов их полные  имена.  

Слайд 8.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст», картинок из интернета. Фигуры - кнопки  с гиперссылками  перехода на соответствующие слайды с заданиями.  кнопка  с гиперссылкой -  переход на главный слайд.

Задание. Выбрать одно из заданий и перейти по гиперссылке.

Слайд 9,10,11.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст», картинок из интернета. Картинки  снабжены эффектом анимации «появление».  кнопка  с гиперссылкой -  переход на слайд 8.

Задание. Причитать пословицы,  поговорки и отгадать о каком предмете идёт речь и в какой сказке он встречается.

Слайд 12.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст», видеофрагментов из интернета. Видеофрагменты  снабжены эффектом анимации «появление», «исчезновение».  кнопка  с гиперссылкой -  переход на главный слайд.

Задание. Просмотрев видеофрагмент отгадать название произведения.

Слайд 12.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст». Фигуры - кнопки  с гиперссылками  перехода на соответствующие слайды с заданиями.  кнопка  с гиперссылкой -  переход на последний  слайд.

Задание. Выбрать одно из заданий и перейти по гиперссылке.

Слайд 13-18.

Это задание создано с помощью инструмента «Фигуры» и «Текст». Текст снабжен эффектом анимации «появление».  кнопка  с гиперссылкой -  переход на слайд 12.

Задание. Команда выбирает номер вопроса. Каждому вопросу даны 4 варианта ответов,  необходимо назвать букву с правильным ответом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заголовок слайда Подзаголовок слайда

Слайд 2

Литературные сказки

Слайд 3

1 раунд 2 раунд 3 раунд 5 раунд 4 раунд 6 раунд

Слайд 4

1 раунд П.П.Бажов «Аленький цветочек » С.Т . Аксаков «Серебряное копытце » В.Ф.Одоевский « Сказка о жабе и розе » В.М . Гаршин «Городок в табакерке»

Слайд 5

2 раунд

Слайд 6

3 раунд Павел Петрович Бажов Сергей Тимофеевич Аксаков

Слайд 7

3 раунд Всеволод Михайлович Гаршин Владимир Фёдорович Одоевский

Слайд 8

4 раунд 1 2 3

Слайд 9

Ласточка день начинает, а он кончает. Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка.

Слайд 10

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай. Ее маслом не испортишь.

Слайд 11

Она спит, а их видит. Без неё нет дома, без собаки — двора.

Слайд 12

5 раунд

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 6 раунд

Слайд 14

6 раунд 1.Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»? а) Саша м) Миша б) Петя н ) Паша МИША

Слайд 15

6 раунд 2. Узнай произведение по ключевым словам. Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь. с) «Сказка о жабе и розе» о) «Аленький цветочек» к) «Городок в табакерке» в) «Серебряное копытце» «Аленький цветочек»

Слайд 16

6 раунд 3.Что означает выражение покосные ложки ? д ) деревянные ложки л) широкие, пологие овраги, покрытые травой е) широкие реки ж) широкие поля Широкие, пологие овраги, покрытые травой

Слайд 17

6 раунд Закончи пословицу. Всякое дело человеком ставится... е) награды не останется м) от него не отмахнёшься о) человеком и славится д ) тем и прославишься ч еловеком и славится

Слайд 18

6 раунд 5. Как звали сиротку из сказки « Серебряное копытце » ? а) Настенька д) Дарёнка в) Машенька г) Алёнушка Дарёнка

Слайд 19

6 раунд 6.Узнай произведение по ключевым словам. Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг. ц ) « Сказка о жабе и розе » п ) « Аленький цветочек » р ) « Городок в табакерке » г) « Серебряное копытце » «Сказка о жабе и розе»

Слайд 20

М О Л О Д Ц Ы

Слайд 21

http://deti-online.com/audioskazki/skazki-garshina-mp3/o-zhabe-i-roze/ аудиосказка сказка о жабе и розе http://deti-online.com/audioskazki/skazki-aksakova-mp3/alenkii-cvetochek/ аудиосказка «Аленький цветочек» http://deti-online.com/audioskazki/skazki-odoevskogo-mp3/gorodok-v-tabakerke/ аудиосказка «Городок в табакерке» http://basa-art.ru/7230-risunki-alenkogo-cvetka.html рисунок аленького цветка http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/gorodokvtabakerkeodoevsky иллюстрация из сказки http://pzvezda.ru/roza-i-jaba.html рисунок жаба и роза http://ru.wikipedia.org/wiki портрет Бажова http://ru.wikipedia.org/wiki портрет Аксакова http://ru.wikipedia.org/wiki/ портрет Гаршина http://ru.wikipedia.org/wiki/ портер Одоевского http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=452 картинка соловей http://www.edabezvreda.ru/topic-212.html картинка каша http://nibler.ru/cognitive/8070-opasnye-ocharovashki.html картинка кошка http://www.youtube.com/watch?v=_JBgdAfAvo0 видео «Городок в табакерке» http://www.youtube.com/watch?v=kWzXkIpoDyk видео «Серебряное копытце» http://www.youtube.com/watch?v=xGIIsRl--UA видео «Аленький цветочек » Использованные Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"

Презентация к обобщающему  уроку чтения в коррекционной школе 8 вида...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать  текстом, соотносить иллюстрацию  с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ». ЗАКОНЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ....

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...

Урок по литературному чтению по теме: «Литературные зарубежные сказки. Образы героев. Братья Гримм. «Бременские музыканты».

Целью данного урока является знакомство обучающихся с произведением Братьев Гримм «Бременские музыканты»,  развитие умения работать с иллюстрацией, с образами главных героев прои...