Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Тема "В.Бианки "Первая охота""
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России". Тема "В.Бианки "Первая охота"" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения23.03 КБ

Предварительный просмотр:

        В.В.Бианки «Первая охота»

Цель урока: 

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные:  адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.

1. Организационный момент (на слайде тематическая иллюстрация «Лето»)

-За окном морозный зимний день, а я вам сегодня предлагаю отправиться в будущее, в жаркое лето.

2. Актуализация знаний (на слайде фотографии: выпь в камышах, удод в траве, гусеница на ветке, бабочка на ветке.

-Посмотрите на экран. Пофантазируйте, что или кого вы видите на фотографиях?

- Где бы вы могла это увидеть?

- А чтобы понять, правы ли вы в своих предположениях, нам сегодня предстоит познакомиться с новым произведением.

- Как вы думаете, о чем будет это произведение?

        (на слайде портрет В.Бианки)

- А произведение, какого автора, догадайтесь сами.

- Кто изображен на экране? Что вы уже знаете о В. Бианки?

- Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Первая охота».

- Как вы думаете, о чем будет это произведение? А по названию можно узнать?

- Что значит «первая охота»?

- Кто мог пойти на охоту?

- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись рассказа «Первая охота».

        (слушание рассказа)

3. Работа по теме урока

на доске появляется надпись В.Бианки «Первая охота»

- Ребята, какие непонятные слова вам встретились?

- Каким вы себе представляете щенка?

- Какой он?  (маленький, глупенький)

на доске появляется иллюстрация щенка

(на слайде «Шмыгнул Щенок в подворотню и побежал по лугу»)

- А что такое «подворОтня»?  (щель между воротами и землей)

- Как вы понимаете смысл слова «шмЫгнул»?  (пролез незаметно)

        (на слайде «Щенок уже бежал к озеру и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде»)

- Ребята, а кто такая выпь? (птица) 

- Выпь – это  болотная птица с черно-желтым оперением.

на доске появляется иллюстрация выпи

- Что сделала выпь при встрече с щенком? (спряталась в камыше) 

- А почему щенок ее не заметил?  (она благодаря своему оперению слилась с камышами и стала не заметной)

- Что подумал щенок, когда не нашел выпь? (обманула меня выпь)

на доске появляется надпись рядом с выпью  «Обманула»

- Удалось ли щенку поймать первую добычу? (нет)

        (на слайде «Выбежал на пригорок Щенок, смотрит - сидит на земле Удод, хохолком играет»)

- А кто такой удод? (тоже птица)

на доске появляется иллюстрация удода

- Поймал ли щенок удода? (нет)

- Почему? (он лег на землю, крылья распластал, хвост раскрыл; не видно его стало)

(на слайде «Удод в траве»)

- Какое чувство возникло у щенка? (щенок удивился) 

на доске появляется надпись рядом с удодом  «Удивила»

                (на слайде «Побежал Щенок к дереву и видит, сидит на ветке маленькая птица Вертишейка»)

на доске появляется иллюстрация вертишейки

- Успел ли поймать ее щенок? (нет)

- Почему? Что случилось? (вертишейка спряталась в дупло)

- И что щенок решил сделать? (поднялся на задние лапки и заглянул в дупло)

- И кто оказался в дупле? (черная змея извивается и страшно шипит)

- Как вы думаете, это на самом деле была змея? (нет, это вертишейка)

- А что значит «вертишейка»?

-  Покажите, как вертишейка вертит головой.

- Оказывается, вертишейка еще и умеет шипеть, как змея. Покажите, как шипит змея.

- Какое чувство испытал щенок при встрече с этой птицей? (щенок напугался)

на доске появляется надпись рядом с вертишейкой  «Напугала»

(на слайде «Больше не стану на птиц охотиться.  Пойду лучше поймаю…»)

- На кого решил щенок дальше поохотиться?

- Давайте узнаем это из учебника. Откройте страницу учебника 98

- Кто сидел на камне и грелся на солнце? (ящерка)

на доске появляется иллюстрация ящерки на камне

(на слайде «Щенок тихонько к ней подкрался…»)

Физминутка

- Давайте изобразим, как щенок подкрадывается к ящерке.

Неуклюже крался щенок

Меж травинок и цветов.

Прыгнул он на правой ножке,

А теперь подскок на левой,

И присев, согнув колени.

Встали, присели, встали.

И прыг….

- Удалось ли щенку поймать ящерицу?

- А что у него от нее осталось в зубах? (хвост)

- Что подумал щенок о ящерице? (вывернулась ящерка от меня) 

на доске появляется надпись рядом с ящерицей  «Вывернулась»

(на слайде «Щенок, а в зубах хвост от ящерицы»)

- А что значит «вывернулась»? (выдернуться в обратную сторону)

- Ребята, а ящерица так и будет жить без хвоста? (отрастит новый)

(на слайде «Посмотрел кругом Щенок, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают. Бросился Щенок ловить их…»)

на доске появляется иллюстрации бабочки, кузнечика, гусеницы

- Удалось ли щенку хоть кого-нибудь поймать?

- Почему? (все от него спрятались) 

на доске появляется надпись рядом с животными  «Спрятались»

(на слайде «Зеленые кузнечики в траве притаились. Гусеницы на ветках вытянулись и замерли: от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревьях, крылья сложили – не разберешь, где кора, где листья, где бабочки»)

- А кто не прятался от щенка? (жук-бомбардир)

на доске появляется иллюстрации жука-бомбардира

- Какой он был? (крошечный)

- А почему он не спрятался? (он защищается по-другому)

- Что тут случилось с щенком? (жук пальнул в нос щенку едкую струю)

(на слайде «Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнет в него летучей едкой струйкой прямо в нос попал!»)

-Прогнал щенка жук. 

на доске появляется надпись рядом с жуком  «Прогнал»

- Куда убежал щенок? (обратно, в свою будку)

        (на слайде «Щенок забился в конуру и нос высунуть боится»)

- Посмотрите на доску, какая карта путешествия  щенка у нас получилась.

-Что вы на ней видите? Чем она вам может помочь?

- А если на следующем уроке я вас попрошу рассказать о том, кого встретил щенок в лесу, как лесные жители не попались охотнику, вам сможет помочь эта карта?

4.Итог урока

- Удачной ли была первая охота щенка?

- Почему? (все животные от него спрятались, только жук-бомбардир защищался в открытую).

- Что вы можете сказать о поведении животных?

- Каждый маскировался по-своему от щенка.

- Вспомните, каких животных вы знаете, которые тоже умеют маскироваться от хищников в природе?

- А теперь давайте вернемся к тем фотографиям, которые мы рассматривали в начале урока.

(на слайде фотографии: выпь в камышах, удод в траве, гусеница на ветке, бабочка на ветке)

- Сейчас вы можете ответить, кто на них изображен?

- Почитав данное произведение, чему вы научились?

- Что нового вы узнали о животных, которые обитают в нашей природе?

- А вам эти знания могут пригодиться? Где? Когда?

- А если вы увидите жука-бомбардира, возьмете его в руки?

5.Рефлексия

- Вам понравился урок? Чем?

-Что больше всего запомнилось?

-Если урок вам понравился и был полезен, поселите бабочку с раскрытыми  крыльями на нашу поляну.

- А если вам что-то осталось непонятно, было скучно – поселите на поляну бабочку с закрытыми крыльями.

- И хочу закончить урок словами Виталия Валентиновича Бианки «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное занятие в мире!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...