Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "К. Ушинский "Дети в роще""
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Урок соответствует требованиям ФГОС. При раскрытии темы использовались современные методы и приемы, например как метод 6 шляп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi_v_3_klasse.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кызыла»
Конспект урока в 3 классе по литературному чтению на тему
«К. Ушинский «Дети в роще»
Разработала:
Учитель начальных классов
Сарыглар Алена Валентиновна
Кызыл 2018
Тема урока: К.Д.Ушинский «Дети в роще»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: раскрытие рассказа и его осмысление через умение работать с текстом
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения
- Развивающие:
- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к чужому труду, ответственное отношение к своим поступкам, труду.
Планируемые результаты:
Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «труд», «лень», «ответственность», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование – презентация, аудиозапись, отрывок из видео, учебник, карточки, разрезные бабочки, шляпы (белая, красная).
Ход урока.
I.Организационный момент.Психологический настрой
Звучит мелодия
-Послушайте пение птиц, журчание ручья, шепот листьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде.Надеюсь, сегодняшний урок принесет нам массу положительных эмоций и вдохновения.
II. Мотивация детей к уроку
-Ребята, я предлагаю наш урок начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Антошка». Прошу Вас смотреть внимательно.
-Кто главный герой?
-Скажите, какой у нас главный герой? Чему нужно Антошке научиться? (Главный герой ленивый, неряшливый, не умеет дружить…Антошке следует научиться уважать товарищей, уметь быть и работать в команде, уважать чужой труд).
-Конечно, Антошке следует завести друзей, любить и уважать чужой труд, принимать точку зрения товарищей, взаимодействовать с товарищами.
-А среди вас есть ребята, которые не умеют дружить?
-Ведь дружба – это не только друзья, но и верность, доверие, уважение и труд
-Мы с вами научим главного героя хорошим манерам, изучая новый рассказ.
III. Сообщение темы урока.
. А кто автор произведения, мы узнаем, выполнив следующее задание. Я прошу выйти ко мне тех ребят, у которых есть буквы на спине. А задача остальных товарищей из предложенных букв составить фамилию автора.-Хорошо, молодцы. Скажите, какие качества вам помогли выполнить задание? (Умение слушать друг друга, умение сотрудничать и взаимодействовать).-Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Константина Ушинского «Дети в роще»
IV. Работа над новой темой.
Стадия вызова
-Мы с вами пока не читали рассказ, поэтому мы пока не знаем события, но попробуем спрогнозировать события, которые происходят в рассказе по ключевым словам и восстановить их.
Брат и сестра, в школе душно, скучно, в роще прохладно, бросили азбуки в траву, птички пе-ре-пар-хи-ва-ли, насекомые су-е-ти-лись…(зачитываются ответы детей, сравниваются)
Чтение текста до первой остановки (белые листы)
-Давайте проверим наши предположения вместе со мной, читая текст в голубых листах.
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
- Знаешь что? - сказал брат сестре. - В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
Задаются вопросы по отрывку:
-Скажите, совпадают ли события, описанные в рассказе с нашими предположениями?
-Кто главные герои рассказа?
-Куда отправились дети?
-Попали ли дети в школу?
-Почему дети не попали в школу?
-Давайте проанализируем поступок детей с помощью метода 6 шляп. В данном случае у нас белая и красная шляпы. Что означает белая шляпа? И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию. (В тексте говорится о том, что дети не пошли в школу, а гуляли в роще). А о чем говорит красная шляпа? Красная шляпа – это эмоции, ощущения, переживания, которые возникли при чтении текста.
-А теперь вместе с детьми погуляем по роще.
V. Физминутка.
Видишь, бабочка летает,(Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
Задень, за два и за месяц...(шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
VI. Работа с текстом.
Чтение текста до второй остановки (желтые листы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте текст.
Прежде всего, дети увидели золотого жучка.
- Поиграй-ка с нами, - сказали дети жуку.
- С удовольствием бы, - отвечал жук, - но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
- Поиграй с нами, - сказали дети желтой мохнатой пчеле.
- Некогда мне играть с вами, - отвечала пчелка, - мне нужно собирать мед.
- А ты поиграешь ли с нами? - спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал: - Строю гнездо для своих маленьких деток.
Задаются вопросы:
-Кого дети встретили в роще?
-Кто из животных с ними поиграл?
-Почему?
-Какого развития событий вы ожидаете дальше?
-Вернемся к нашим шляпам. Возьмите белую шляпу и найдем из текста факты (золотой жук добывал обед, мохнатая пчелка собирала мед, муравей строил жилье, белка запасала орехи на зиму, голубь строил гнездо).А теперь красную шляпу. Какие ощущения и эмоции у вас возникли при чтении текста.
-Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)
VII. Работа с текстом.
Чтение текста до третьей остановки (Белые листы).
-А теперь прочитайте текст на белых листах.
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
- Тебе уж, верно, нечего делать? - сказали ему дети. - Поиграй же с нами!
- Как! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей. - Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! - прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Задаются вопросы:
-Кого дети встретили у ручья?
-Почему рассердился ручей?
-Как он их назвал? Найдите в тексте.
-Согласны ли вы с ручьем?
-Какую работу выполняет ручей?
-А теперь скажите, как себя чувствовали дети? А как они себя чувствовали в начале рассказа?
Чтение текста до четвертой остановки (зеленые листы)
-Достаньте зеленые листы и прочитайте текст.
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
- Эй ты, веселый запевала! - закричал малиновке мальчик. - Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
- Как, - просвистала обиженная малиновка, - мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать…
Задаются вопросы:
-Кого встретили дети?
-Что сказала малиновка? Малиновка-это птица, еще одно название зарянка
-Вот она на экране.
-Как стали чувствовать себя дети?
- О чем они подумали?
-Каким вы видите финал рассказа? Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).
-Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело»
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
-Посмотрите на удивительное дерево, которое растет в той роще. Давайте возьмем бабочки и положим их на ладошки, чтобы мы никогда не позволяли себе совершать плохие поступки, ведь говорят все в твоих руках.
-Спасибо всем за урок. Надеюсь, урок дал вам много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению на тему "С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы.."" 3 класс
УМК"Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению "Выразительные средства в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Урок по УМК "Школа 21 века"...
технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."
Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...