Рабочая программа по чтению и развитию речи для детей с ГУО
рабочая программа по чтению

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР Косоножкиным И. М., 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Учебно-методический комплекс:

        Ильина С.Ю., Матвеева-Лунёва Л.В. Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. «Просвещение», 2013, 7 издание, 207 с.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цель: создать условия для формирования навыка осознанного чтения.

Задачи:

  1. Формирование и совершенствование навыка чтения (правильность, беглость, выразительность, осознанность) повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
  2. Формировать правильную артикуляцию и дикцию;
  3. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.  
  4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
  5. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса.
  6. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
  7. Воспитание интереса к занятиям и уверенности в собственных силах

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Обучение чтению и развитию речи глубоко умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Технологии:

разноуровневого  и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы (беседа, объяснение);

практический метод;

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

работа с учебником.

2.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения:

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.  

Виды деятельности:

обогащение и уточнение словаря;

участие в беседе;

составление простых предложений;

описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;

связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

понимание и объяснение слов и выражений;

установление связи слов и выражений с иллюстрацией.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение и развитие речи» входит в общеобразовательные курсы и является обязательной частью учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в 7 классе выделяется 3 часа в неделю - 99 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Уметь читать целыми словами.

Уметь пересказывать прочитанное.

Уметь выделять основное в тексте.

Уметь делить текст на части и озаглавливать каждую с помощью учителя.

Уметь читать тексты и соблюдать паузы и пунктуацию.

Уметь прочесть деловые статьи.

Содержание программы учебного предмета

1.        Чтение целыми словами (с сохранением элементов послогового чтения). Пересказ прочитанного. Выделение основного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя. Групповое придумывание заголовков к выделенным частям.

2.        Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.

3.        Чтение деловых статей.

4.        Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций, связанных с уроками труда.

5.        Чтение статей и рассказов из детских журналов.

6.        Драматизация отдельных частей рассказа или сказки.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

1.

О школе и школьниках. Звуки, буквы и слова

8

8

0

0

0

2.

Листьям – время опадать.

10

10

0

0

0

3.

Верные помощники.

10

10

0

0

0

4.

Крылатые друзья

8

8

0

0

0

5.

Здравствуй, Зимушка – зима.

14

14

0

0

0

6.

Сказочные истории.

8

8

0

0

0

7.

Трудолюбие – это клад.

12

12

0

0

0

8.

Настали дни весенние.

16

16

0

0

0

9.

Вот такие истории

13

13

0

0

0

Итого

99

99

Тематическое планирование

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов по теме

  1. О школе и школьниках. Звуки, буквы и слова

7

1.

1.1.

В. Суслов «Веселый звонок». Чтение гласных, выделение гласных в словах

1

2.

1.2.

С. Погореловский «Отчего краснеют буквы». Чтение слов, начинающихся с данной гласной буквы

1

3.

1.3.

И. Дик «Тяп-ляп». Чтение согласных, выделение согласных в словах

1

4.

1.4.

В. Голявкин «Не везет». Чтение слов, начинающихся с данной согласной буквы

1

5.

1.5.

И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?»

1

6.

1.6.

Я. Аким «Митины каникулы»

1

7.

1.7.

С. Михалков «Могут даже у ребят…»

1

  1. Листьям – время опадать

10

8.

2.1.

Латышская народная песенка. Загадки

1

9.

2.2.

К. Бальмонт «Осень»

1

10.

2.3.

По С. Багрову «Поспела брусника»

1

11.

2.4.

По С. Багрову «Поспела брусника»

1

12

2.5.

В. Орлов «Осеннее наступление»

1

13

2.6.

По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог»

1

14.

2.7.

По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог»

1

15.

2.8.

М. Исаковский «Родное»

1

16.

2.9.

И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!»

1

17.

2.10.

По Ю. Ковалю «Листобой»

1

  1. Верные помощники

10

18.

3.1.

Потешка «Пастушок» (русская народная)

1

19.

3.2.

Таджикская песенка «Беглец»

1

20.

3.3.

Украинская сказка «Овечка и волк»

1

21.

3.4.

Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» (русская народная)

1

22.

3.5.

Считалочка «Конь ретивый…»

1

23.

3.6.

Шведская песенка «Едем, едем на лошадке»

1

24.

3.7.

Русская песенка «Козел»

1

25.

3.8.

Русская песенка «Козел». Загадки

1

26.

3.9.

Русская народная песенка «Как у нашего кота»

1

27.

3.10.

Русская народная потешка «Пошел котик по дорожке». Загадка

1

  1. Крылатые друзья

8

28.

4.1.

Закличка «Кукушечка, кукушечка…». Потешка «Вот сказали…» (русская народная)

1

29.

4.2.

Белорусская песенка «Воробей»

1

30.

4.3.

Н. Рубцов «Воробей»

1

31.

4.4.

Русская народная потешка «Сорока-ворона»

1

32.

4.5.

По Н. Коростелеву «Наша Галя». Загадка

1

33.

4.6.

По А. Баркову «Внезапное открытие». Русская потешка «Совушка»

1

34.

4.7.

По А. Баркову «Внезапное открытие»

1

35.

4.8.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?». К. Чуковский. Загадка «Был белый дом…»

1

  1. Здравствуй, Зимушка – зима

14

36.

5.1.

Русская народная песенка «Ты мороз, мороз, мороз»

1

37.

5.2.

По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься». (часть 1)

1

38.

5.3.

По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься». (часть 2)

1

39.

5.4.

По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься»

1

40.

5.5.

Г. Ладонщиков «Здравствуй, Зимушка-зима!»

1

41.

5.6.

Г. Скребицкий «Зима»

1

42.

5.7.

Г. Скребицкий «Зима»

1

43.

5.8.

И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»

1

44.

5.9.

По Ю. Ковалю «Снегири и коты». Загадки

1

45.

5.10.

В. Осеева «На катке»

1

46.

5.11.

В. Осеева «На катке»

1

47.

5.12.

О. Высотская «Пришла зима с морозами»

1

48.

5.13.

По В. Голявкину «Как я встречал Новый год»

1

49.

5.14.

По В. Голявкину «Как я встречал Новый год»

1

  1. Сказочные истории

8

50.

6.1.

Таджикская сказка «Три арбузных семечка». (часть 1)

1

51.

6.2.

Таджикская сказка «Три арбузных семечка». (часть 2)

1

52.

6.3.

Таджикская сказка «Три арбузных семечка»

1

53.

6.4.

Английская сказка «Дочка пекаря»

1

54.

6.5.

Английская сказка «Дочка пекаря»

1

55.

6.6.

Литовская сказка «Алмазный топор». (часть 1)

1

56.

6.7.

Литовская сказка «Алмазный топор». (часть 2)

1

57.

6.8.

Литовская сказка «Алмазный топор»

1

  1. Трудолюбие – это клад

12

58.

7.1.

Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…»

1

59.

7.2.

Русская народная колыбельная песня «Котик серый, хвостик белый»

1

60.

7.3.

Украинская сказка «Колосок»

1

61

7.4.

Украинская сказка «Колосок»

1

62.

7.5.

Украинская сказка «Колосок». (3часть.)

1

63.

7.6.

Русская народная сказка «По работе и награда». (часть 1)

1

64

7.7.

Русская народная сказка «По работе и награда».(часть 2)

1

65.

7.8.

С. Маршак «Сказка про двух лодырей». (часть 1)

1

66.

7.9.

С. Маршак «Сказка про двух лодырей». (часть 2)

1

67.

7.10.

Р. Абдрахманов «Новая перина»

1

68

7.11.

По Е. Пермяку «Хитрый коврик»

1

69.

7.12.

По Е. Пермяку «Хитрый коврик»

1

  1. Настали дни весенние

16

70

8.1.

По Л. Толстому «Солнце – тепло»

1

71.

8.2.

Г. Витез «Весна подарила»

1

72.

8.3.

По А. Баркову «Березовый сок»

1

73.

8.4.

Украинская песенка «Веснянка»

1

74.

8.5.

М. Пришвин «Разговор деревьев».(отрывок)

1

75.

8.6.

Н. Хазри «Весна – это я!»

1

76.

8.7.

К. Ушинский «Пчелки на разведках»

1

77.

8.8.

К. Ушинский «Пчелки на разведках»

1

78

8.9.

О. Высотская «Гришины подарки»

1

79.

8.10.

О. Высотская «Гришины подарки»

1

80.

8.11.

А. Седугин «Тихо-тихо»

1

81.

8.12.

А. Седугин «Тихо-тихо»

1

82.

8.13.

Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях»

1

83.

8.14.

А. Барто «Весенняя гроза»

1

84.

8.15.

К. Ушинский «Наше отечество»

1

85.

8.16.

А. Матутис «Твоя родина»

1

  1. Вот такие истории

14

86.

9.1.

В. Азбукин «Пример аккуратности»

1

87.

9.2.

Е. Пермяк «Случай с кошельком»

1

88.

9.3.

По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения»

1

89.

9.4.

По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения»

1

90.

9.5.

По Н. Носову «Карасик». (часть 1)

1

91.

9.6.

По Н. Носову «Карасик». (часть 2)

1

92.

9.7.

По Н. Носову «Карасик»

1

93.

9.8.

Э. Шим «Жук на ниточке»

1

94.

9.9.

Э. Шим «Жук на ниточке»

1

95.

9.10.

Внеклассное чтение Рассказы о хороших и плохих поступках детей

1

96.

9.11.

По В. Сутееву «Мешок яблок». (сказка, часть 1)

1

97.

9.12.

По В. Сутееву «Мешок яблок». (сказка, часть 2)

1

98.

9.13.

Загадки о лете

1

99.

9.14

Заклички о лете

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

1.        Учебник «Чтение» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы Ильина С.Ю., Матвеева-Лунёва Л.В., М. «Просвещение», 2013, 7 издание, 207 с.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы:

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

разрезная азбука;

предметные и сюжетные картинки «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс (для детей с у/о) на дому

Рабочая программа по чтению и развитию речи для ученика 4-го класса (у/о), обучающегося на дому....