Конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мухаметова Луиза Махасимовна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3konspekt_uroka_-_kopiya_2_-_kopiya.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  3класс  

ТемаА.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Цель  урока: обобщив знания по произведению подвести детей к выводу о том, что А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного творчества, создает самобытные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности.

Задачи

-расширить  знания  учащихся  о  творчестве  А.С. Пушкина;

-продолжить работу по формированию умения работать с текстом, определять  характерные  особенности  героев  произведения,  формулировать  главную  мысль  текста;

-воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому  искусству;

развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;-продолжить работу по формированию умения работать  в группе.

Оборудование  урока:

1.О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2.Репродукции И.Я.Билибина к сказке.

3.Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» (запись музыкального  произведения).

4. Компьютер,  мультимедийный проектор, экран.

 Ход  урока

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Сегодняшний наш урок мы посвящаем самой светлой счастливой сказке, которую можно ещё назвать «симфонией русской души», которая появилась в далёком 1831 году - «Сказка о царе Салтане …».

Автором этой сказки является…кто?

(показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)

- вспомним, что нам известно об авторе:

III. Постановка проблемы

Постарайтесь доказать, что Пушкин, создавая «Сказку о царе Салтане…», опирался на фольклорные источники. Приведите схожие черты сказки Пушкина и русской народной сказки « Царевич Нехитер- Немудер» ( работа в группах)

Необходимо подвести детей к выводу о том, что сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и ненависти.

IV. Работа по содержанию сказки «О царе Салтане…»

Ребята, давайте вспомним сюжет сказки и восстановим последовательность событий. (НА ДОСКЕ)

- А теперь мы выясним, кто внимательнее читал сказку. Для этого ответьте на вопросы викторины. ( Викторина дается в виде презентации)

1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером?

а) две
б) четыре
в) три

2. О чем мечтали девушки за работой?
а) отправиться в путешествие
б) стать царицами
в) научиться летать

3. О чем мечтала младшая сестра?

а) стать царицей и для батюшки-царя родить богатыря
б) стать поварихой
в) стать ткачихой

4. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?

а) что царица родила девочку
б) что царица родила «неведому зверушку»
в) что царица сильно заболела

5. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?

а) посадить жену и ребенка в темницу
б) ничего не делать и ждать его возвращения
в) прогнать царицу из царства

6. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?

а) снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море
б) послушались приказа царя и стали ждать его возращения
в) испугались того, что подменили первое письмо, и снова подменили письмо царя, где написали, что царицу с сыном следует отправить к нему в военный лагерь

7. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег?

а) медведя
б) коршуна
в) белку

8. Кем на самом деле оказался коршун?

а) морским царем
б) злым чародеем
в) добрым молодцем

9. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

а) приготовила для царевича и его матери вкусный ужин
б) сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова
в) на корабле отправила их обратно в царство царя Салтана

10. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца?

а) превратила его в бабочку
б) снарядила корабль
в) превратила его в комара

11. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха?

а) о медведе, который печет блины
б) о белке, которая грызет золотые орешки и поет песенки
в) о лисице, которая танцует под гармошку

12. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря?

а) тридцать три
б) двадцать три
в) тринадцать

13. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?

а) дочь соседского короля
б) лебедь
в) белочка

14. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?

а) прогнал их из царства
б) простил их
в) велел наказать

-Обсуждение характерных черт главных героев сказки.

–  На  какие  условные  группы  можно  разделить  героев сказки?

(Положительные  герои  и  отрицательные  герои.) РАСПРЕДЕЛЯЮТ НА ДОСКЕ В ДВА СТОЛБИКА

 – Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.) Чем эти герои вызывают вашу симпатию?

– Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.) Почему эти герои симпатии не вызывают?

А кто из героев сказки не был упомянут? В какую группу мы его отнесем?

Физкультминутка

V. Сказки Пушкина вдохновляли талантливых в разных видах искусства людей.Рассмотрим это на примере иллюстраций Ивана Яковлевича Билибина. Это один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века.  Ивану Билибину были заказаны иллюстрации и оформление  двух пушкинских сказок:  «О царе Салтане» и «Золотом петушке».  
  «Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и  начал со страницы,  где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– церковь шатровая. В XVII веке по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая, царская, такие шубы шили из бархата и парчи, доставляемые из Греции, Турции, Италии и Ирана.

         Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изобразил художник старинные костюмы и утварь. В ее оформлении он  достиг особого блеска и выдумки. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью и украшениями.
      Момент, где царевич Гвидон и его мать видят удивительный город, Билибин изобразил с особой теплотой.  Город похож на расписной пряник, а место, где сидят царица и царевич,  всё изукрашено цветами, как райский сад.  
   Насмотреться на его иллюстрации было невозможно: чем больше человек смотрел, тем все более интересные детали и мельчайшие подробности раскрывались ему. Высоко оценив работу художника, Музей Александра III  купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке», сделанный Иваном Яковлевичем чуть позже,  приобрела Третьяковская галерея.
(ИЛЛЮСТРАЦИИ КРЕПЯТСЯ НА ДОСКУ)Обращение к выставке рисунков.
-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили, и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.
-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?Дети показывают свои рисунки и читают наизусть подготовленный отрывок.
VI. Вашим домашним заданием было подготовить пословицу, отражающую главную мысль сказки. Какие пословицы показались вам подходящими? Как вы понимаете эти пословицы?дети читают подготовленные пословицы и объясняют их смысл.

VII. Итог урока и релаксация.
- Что победило добро или зло?

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
(да, простил)
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка? 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...