"Ворона и Лисица" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisitsa_3_klass.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ В ФГОС

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

2

Класс

3 «б»

3

Тема

И.А. Крылов - «Ворона и Лисица»

4

Образовательная программа, автор

«Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., 3 класс, часть 1, 3- изд., М.: «Просвещение», 2012 г.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел «Великие русские писатели»

6

Цели урока

Содержательная цель: знакомство с басней И.А. Крылова - «Ворона и Лисица»

Деятельностная цель: формирование умения определять особенности басни, выделять мораль басни, выразительно читать басню.

7

Планируемые результаты:

Личностные: развитие  этических  чувств; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками; развитие чувства ответственности за свои поступки на примере героев произведения.

Метапредметные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке, Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Предметные: определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Осмысливать поступки героев. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл. овладеют навыками чтения текста, используя простейшие виды анализа текста.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основные дидактические методы:

словесный, наглядный.

Частные методы, формы и приемы: литературоведческий анализ, анализ героев, анализ развития событий

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценка учителя, взаимооценка, самооценка.

11

Средства

Презентация, учебник, тетрадь.

Оценка: ________________________


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

I. Мотивационный этап.

- Здравствуйте!

Пословица «Не на пользу читать, коли вершки хватать» слайд.

- Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

Объясните пословицу.

- Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

- Здравствуйте!

- Не будет пользы от прочитывания, если читать не вдумываясь в текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т.е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.

3 мин.

II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Речевая разминка.

Работа над скороговоркой 

- Прочтите скороговорку про себя «Проворонила ворона воронят».

- Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. Какие звуки чаще всего повторяются? Прочтем чуть быстрее, выделяя звук [р].

- Теперь прочтем быстро.

- Как понимаете смысл этой скороговорки? Что значит «проворонить»?

- Теперь прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией (восклицательной, тегрустно, весело, с осуждением).

- Прочитайте скороговорку, делая логическое ударение на словах, которые будут ответом на мои вопросы.

- Кто проворонил воронят?

- Кого проворонила ворона?

- Что сделала ворона? –

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте высказывание «Каждый видит в басне что-то близкое и знакомое именно ему». Как вы понимаете эти слова?

- На прошлых уроках вы прочитали басни И.А. Крылова «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна».  Что же такое басня, каковы ее особенности?

1. Кто обычно является героями басни? 2. Какие пороки (плохие качества) высмеиваются в басне? 3. Как называется итог или вывод в басне? 4. Что такое аллегория?

Выполнение речевой разминки.

Звук [р]

-

Читают высказывания

Басня-небольшое произведение в стихах или в прозе;

1.Персонажи -животные;

2 Глупость, лень, невежество и т.д

3. Мораль;

- Ребята, посмотрите на слайд, и скажите, с каким произведением Крылова мы с вами сегодня будем работать на уроке? (слайд)

- Что вы знаете о воронах?

- Что вы знаете о лисице? Что обычно символизирует она в сказках?

3. Пробное действие.

- Выберите нравственные качества человека, которые высмеиваются И.А. Крыловым в басне «Ворона и Лисица»:

Самоуверенность, лживость, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, невежество, зазнайство, льстивость, хвастовство, назойливость.

- «Ворона и Лисица»

III. Этап выявления затруднения.

- Можем ли мы сразу определить, какой порок высмеивается в этой басне?

- Почему?

- нет

Потому что мы не читали эту басню

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока

- Какие цели перед собой поставите?

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

- И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

- Познакомиться с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и выяснить, какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в басне «Ворона и Лисица»:

Прочитать басню «Ворона и Лисица»;

Ответить на вопросы;

Выполнить анализ басни;

Выполнить самостоятельную работу;

Оценить свою работу на уроке

5 мин.

IV. Этап реализации построенного проекта.

1. Словарная работа

- Ребята, в этой басне встретятся трудные слова, попробуйте их объяснить:

Лесть- угодливое восхваление, лицемерие.

Не впрок- не на пользу.

Пленить- очаровать, покорить чем- либо.

Плутовка- хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок)- нежный, добрый.

Царь- птица- главная среди птиц.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья- предсказательница.

2. Выразительное чтение учителя

- Послушайте, внимательно, а затем поделитесь своими впечатлениями.

3. Проверка первичного восприятия

- Какие мысли и чувства возникли у вас прослушав эту басню?

- Что вы можете сказать о главных героях басни?

4. - Вспомним наше задание, в начале урока

- Выберите нравственные качества человека, которые высмеиваются И.А. Крыловым в басне «Ворона и Лисица»:

Самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, невежество, зазнайство, хвастовство, назойливость.

Первичное закрепление нового знания.

4. Самостоятельное чтение басни.

- Перечитайте басню про себя и приготовьтесь читать ее вслух.

7. Чтение вслух басни учащимися.

- Цепочкой прочитаем басню вслух

8. Анализ басни

- Ответы на вопросы учебника на стр.139.

-Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-О чем предупреждает И.А. Крылов своих читателей?

-Каким хотел видеть Крылов людей?

Как бы не сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить, это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной.

- Искренними, честными, скромными.

5 мин.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1. Подготовка к выразительному чтению

2. Выразительное чтение учащихся.

3. Прослушивание чтения басни мастером слова

10 мин.

Этап включения в систему знаний и умений

- Какие признаки басни вы можете отметить в произведении И.А. Крылова «Ворона и Лисица». ЧТО ТАКОЕ БАСНЯ?

- Сравним сказку о животных и басню. Критерии для сравнения:

1) Герои 
2) События 
3) Выводы.

Этап рефлексии УД на уроке.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое басня?

- Кто первый начал писать басни?

- Что такое иносказание?

- Лучший баснописец России?

- Что высмеивают басни?

- Что такое мораль басни?

- Достигли ли вы, поставленной цели?

- Что для вас было самым трудным?

  1. Лестью можно достигнуть очень многого, ведь каждому приятно услышать о себе хвалебный отзыв, за такое некоторые готовы пожертвовать всем.
  2. Лисица выбрана Крыловым потому, что народных сказках и поговорках, пословицах этот персонаж стал олицетворением коварства и хитрости. А про Ворону пословицы и поговорки оставили мнение как о ротозейке, не способной отстоять свои права, есть даже слово народное «проворонить», что значит потерять, не суметь сберечь, сохранить и защитить. Так же, в народных традициях изображает Крылов и Лисицу, и Ворону.
  3. Лисица разговаривает с Вороной ласково, применяя уменьшительно-ласкательные слова, превознося ее достоинства и внешнюю привлекательность:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, — Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Льстивые слова соответствуют ее намерениям: чтобы Ворона открыла клюв, а сыр выпал у нее изо рта. С Вороной же эта история случилась потому, что еще никто и никогда ей так не восторгался и ей это льстило, доставляло ей радость, она забыла обо всем, даже о том, что собиралась пообедать лакомым куском сыра.

По определению, лесть означает неискреннюю похвалу. Это слова восхваления, сказанные с целью добиться признательности от человека. А во многих случаях и зависимости, потому что все люди любят приятные слова, но далеко не все могут отличить искренне эта похвала сказана или нет,  есть ли здесь подводные камни или человек от вас ничего не хочет…

1. Слова лести сильно разжигают тщеславие или самолюбие того, к кому они обращены, а значит лесть его обманывает, побуждая думать о себе лучше, чем на самом деле есть.

2. К словам лести прибегают, чтобы как-то снискать расположение или получить материальную выгоду, таким образом льстец скрывает свои истинные мотивы, то есть обманывает.

3. Лесть побуждает того, кому льстят, смотреть на льстеца лучше, чем он на самом деле есть. Принимая лесть, человек начинает снисходительнее смотреть на негативные черты личности льстеца и преувеличивает его положительные качества. То есть теряется объективность в оценке льстеца. Льстецу это и нужно, так что его лесть призвана скрыть истинную его сущность, а это содействует искажению истины и распространению лжи.

4. Ею пользуются, чтобы вызвать в человеке такое чувство, будто он чем-то льстецу обязан, а это чувство может быть ложным, так как на самом деле человек может и не быть ничем обязанным льстецу. Но даже если и не так, в данном случае лесть провоцирует в человеке чувство вины.

5. Льстят, чтобы услышать похвалу в ответ, иными словами, провоцируют человека на ответную лесть, которая может основываться на несуществующей сильной стороне другого, и вызвана лишь желанием ответить тем же, то есть польстить.

6. Льстят, чтобы избежать исправления или наказания. И тот кому льстят, может решить не давать совет, то есть скрыть истинное моральное и духовное состояние льстеца, обмануть его.

7. Частенько с помощью лести можно заманить человека в западню. А для этого нужно сказать не всю правду, скрыть истину, исказить истину, то есть обмануть. Или усыпить бдительность человека настолько, чтобы он стал легкой добычей. Делая это, льстец скрывает свои цели, то есть обманывает.

8. Чтобы добиться превосходства над другими, человек прибегает к лести. Но превосходство над другими – это ложь, так что тот, кто льстит из таких соображений, содействует распространению ложной идеи, что есть лучшие и худшие люди.

Если говорить о категории людей, которые склонны льстить, то это люди, которые ищут, как можно так приспособится к жизни, чтобы кто-то за них всё делал. Эти люди изображают из себя вечно страдающую ЖЕРТВУ, которая не может обойтись без ваших глаз (ума, способностей, связей и т.д.). По сути, это ленивые люди, но аппетиты у них далеко не слабые.


Сказка о животных

Басня

Животные и люди

Герои

Животные и люди

Фантастические, бытовые

События

Бытовые

Иносказательные,

Выводы

Прямая мораль, вывод из всего сказанного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Изложение "Воронья походка" 4 класс

Материал способствует не только развитию речи четвероклассников, но и пополняет их словарный запас, расширяет знания по окружающему миру....

Технологическая карта урока литературного чтения "А. А. Блок «Ворона», «Сны»" (3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение выразительно читать  стихотворения, умение определять художественные приёмы в стихотворении, как литературном жанре.Задачи урокаДидактиче...