Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"", 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дудник Юлия Павловна

Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева.  

 

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с личностью Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»
  • учить детей анализировать литературное произведение;

Развивающие:

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
  • работать над развитием речи, мышления;

 

Воспитательные: 

  • воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через произведение;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть,  авторы: Чуракова Н.А. (Перспективная начальная школа), компьютер, проектор

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.04.21

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «е»

Урок: 3

Время: 9:50 - 10:30         Кабинет: 112

                         Студент: Дудник Юлия

                         Группа: 36

                         Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

                         Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока «Леонид Пантелеев «Честное слово»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева.  

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с личностью Л. Пантелеева и его произведением «Честное слово»
  • учить детей анализировать литературное произведение;

Развивающие:

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
  • работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные: 

  • воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через произведение;
  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть,  авторы: Чуракова Н.А. (Перспективная начальная школа), компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

1. Проведение беседы по теме урока.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы перевернутые слова. Расшифруйте их.

АТОРБОД

ЬТСОВИЧВЫЗТО

ЬТСОВИЖЛ

ЬТСОНТСЕЧ

- Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

- А какое слово лишнее?

- Почему  вы  так  решили? Докажите.

 Объясните, как вы понимаете смысл слов.

- Какие качества вы считаете положительными? Почему?

- А вы обладаете такими качествами?

- Подберите родственные слова к слову «Честность»?

- Вы назвали слово «честь». Как вы думаете, что оно означает?

- Отлично. А что может быть «честным»?

- А что для вас значит «честное слово»?

- А вы умеете держать свое слово?

ДОБРОТА

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

- Это качества человека.

- Лживость.

- Это отрицательное качество. Предполагаемые ответы детей.

- Честный, честь.

Предполагаемые ответы детей.

- Человек, слово и т.д.

Предполагаемые ответы детей.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4, 5.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Мы сегодня уже говорили о честность, честном слове и о чести. Многие писатели и поэты посвящали свои работы такому качеству человека как честность. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока?

- Все верно. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Леонидом Пантелеевым и его произведением «Честное слово»

- Какие цели мы можем поставить?

- Перед вами перепутанный план, составьте его в правильном порядке.

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока.

- Мы будем говорить о писателе и о его произведении?


- Узнать о жизни писателя. О его творчестве.

И поближе познакомиться с его произведением «Честное слово»

1) Знакомство с личностью Л. Пантелеева.

2) Чтение произведения «Честное слово»

3) Анализ прочитанного.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6

Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы.

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. 

Еремеев Алексей Иванович (настоящее имя) родился 22 августа в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентов. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г. Белых была написана

первая книга «Республика Шкид» (1927). В 1967 году был снят художественный фильм с одноименным названием.

- Посмотрите на экран. Для детей и юношества написал рассказы «Пакет», «Ночка»,

автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово».

Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. 

Внимательно слушают.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 7, 8, 9.

Комбинированное чтение.

- Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице 127.

2. Организация чтения всего текста учителем. с прерыванием и чтением детей небольших отрывков, с целью проверить понимания прочитанного.

- Я сейчас начну чтение этого произведения. А вы будет моими ценными помощниками - будете следить за чтением. Будьте внимательны! Я могу остановиться в любой момент и назначить человека, который продолжит чтение. Будьте готовы, я буду задавать вопросы вовремя чтения.

1 часть. Вопросы:

- От чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста.

- Где происходили действия?

- Что узнали о мальчике?

- Почему мальчик плакал?

2 часть. Вопросы:

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик?

3 часть. Вопросы:

- Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту» никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту» 

- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

4 часть. Вопросы:

- Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?

- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Внимательно слушают учителя.

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 10.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: словарная работа

Парная и фронтальная формы работы.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Для того чтобы проверить как вы слушали я приготовила задание. Поработаем в парах.

- Соотнесите слово и его лексическое значение.

Если возникнут трудности, то можете воспользоваться словарем.

Помещение для сторожа…..

Военнослужащий, стоящий  на посту, на часах …..

Не находя утешения…

Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо….

Ни с чем….

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, Не солоно хлебавши, караул.

Предполагаемые ответы детей.

1) Помещение для сторожа - сторожка.

2)

Военнослужащий, стоящий  на посту, на часах - часовой.

3) Не находя утешения - безутешно.

4) Воинское подразделение, несущее охрану, кого-либо - караул.

5) Ни с чем - Не солоно хлебавши.

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Выразительное чтение по ролям.

Фронтальная, индивидуальная  и групповая формы работы

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи.

- А сейчас мы с вами организуем выразительное чтение небольшого отрывка из произведении. Читать мы будем по парам.

3. Выразительное чтение учителем отрывка.

- Скажите, как мы будем читать слова автора?

- А как мы будем читать диалоги? Есть желающие?

- Проанализируй свое чтение.

- Оцените выразительность чтения? Были ли недочеты в чтении?

Выразительное чтение детей.

Предполагаемые ответы детей.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 16.

Домашнее задание

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник: страницы 127-135. Самостоятельно отвечать на вопросы после текста.

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация: слайд № 17.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Литературоведческая пропедевтика.

Фронтальная форма работы.

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

-  Написав  это  произведение,  Пантелеев  хотел, чтобы  мы,  его  читатели, поняли одну очень важную вещь: «В  жизни  каждый  человек  выбирает  свой  путь.  Каким  он  будет,  зависит

только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера.  Путь  жизненный  всегда  очень  сложный  и  чтобы  в  жизни  не

произошло, нужно всегда оставаться человеком.»

- Ребята, а скажите, что вам запомнилось из биографии Пантелеева?

- Какие его произведения вы запомнили?

- Каковы были первые впечатления о рассказе?

- Понравился ли вам главный герой? Чем, объясните?

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- А какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

- Чего нового узнали?

Ответы детей на вопросы учителя.

Предмет

ные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 18, 19.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. Тема урока: Л.Пантелеев «Честное слово». Школа 21 век.

Предмет: литературное чтениеТема урока: Л.Пантелеев «Честное слово»Место урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева».Цель урока:  Формировани...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: М. Зощенко «Золотые слова»

Технологическая карта урокаПредмет: Литературное ЧтениеКласс:3...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...