Экскурсия "Ростов литературный"
презентация к уроку по чтению

Ермакова Анастасия Сергеевна

Экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia.docx24.59 КБ
Файл exkursia.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

«Ростов литературный»

Класс: 4 

Остановки:   

  • Ул. Береговая - М.А Шолохов («Нахалёнок», «Дед Щукарь», «Григорий и Аксинья»)
  • Ул.Пушкинская/Чехова- А.П Чехов
  • Ул.Пушкинская/Ворошиловский- А.С. Пушкин

Цели:

  • Познакомить ребят с литературными местами родного города.
  • Расширить и углубить знания учащихся о биографии и творчестве авторов

- Ребята, сегодня мы с вами проведём очень интересное внеклассное занятие. Мы с вами познакомимся с литературными местами нашего родного города и вспомним великих писателей. И начнем мы наше знакомство с памятника известному на весь мир нашему земляку, который написал известный вам рассказ «Нахалёнок». Вы  вспомнили кто это?

- Верно, это М. А. Шолохов. А может кто-нибудь помнит что-то из его биографии? Кто может рассказать о нём?

- М.А родился на Донской земле, в х.Кружилин в 1905 г. Свое первое образование он получал в г.Москва, во время Первой мировой Войны. После, став взрослее он пытался продолжить образование в г.Москва, но не поступив, был вынужден сменить множество рабочих профессий, чтобы прокормиться. Им были написаны произведения «Судьба  человека», «Поднятая целина», «Тихий Дон». Именно поэтому памятник Шолохову стоит на берегу реки, которую он воспевал в своём романе. Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство. Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду. Всю жизнь писатель прожил на Дону. Он любил красоту всего живого на земле и в особенности своего родного края- Дона.

- Также, чуть дальше расположены памятники, возведённые в честь героев произведений М. А. Шолохова. Сейчас мы на них посмотрим.

- Вот мы и пришли. Как вы думаете, кто это? Верно, это «Нахалёнок». В 1982 году в Ростове-на-Дону был установлен памятник Нахаленку (персонаж донских рассказов писателя Михаила Александровича Шолохова) на набережной у речного вокзала. Памятник представляет собой мальчишку, сидящем на плетне.  Все помнят это произведение? Оно вам понравилось? Так ли вы представляли Нахалёнка? Идея создания скульптурных композиций возникла в 1980 году после присвоения Михаилу Александровичу Шолохову звания дважды Героя Социалистического Труда. Осенью 1981 года были одновременно представлены на обсуждение М.А.Шолохову и членам его семьи макеты скульптур «Григорий и Аксинья», «Нахалёнок», «Дед Щукарь». Все скульптуры были одобрены.

- А здесь находится персонаж с которым  вы пока не знакомы. Памятник Деду Щукарю в Ростове-на-Дону посвящен литературному герою произведения «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Идея создания скульптурной композиции «Дед Щукарь» возникла  вместе с идеей создания «Нахалёнка» в 1980 году, после присвоения Михаилу Александровичу Шолохову звания дважды Героя Социалистического Труда. Сама композиция была установлена осенью 1981 года. Памятник Деду Щукарю в Ростове-на-Дону представлен бронзовой фигурой потешного старика с острой бородкой. Это Шолоховский персонаж, который все время попадал в разные истории. А сейчас мы познакомимся со скульптурами главных героев самого великого романа М. А. Шолохова

- А вот и герои очень интересного и захватывающего романа «Тихий Дон». Памятник «Григорий и Аксинья в лодке» изображает шолоховских персонажей сидящими в гребной лодке во время увлекательной прогулки по Дону. Аксинья в нарядном платье, украшенном рюшами и кружевами, с маленьким букетом в руках. Её взгляд устремлен вдаль, а Григорий забыл про вёсла и не сводит глаз со своей спутницы. Это памятник совсем новый. Он был установлен в июне 2013 года.

- Итак, это был последний памятник в рамках нашей экскурсии, который  связан с творчеством М. А. Шолохова. А следующая наша остановка посвящена талантливому писателю, великому русскому драматургу и нашему земляку.

-  Памятник, который мы видим, возведён в честь великого писателя – А. П. Чехова. Вы наверняка уже знакомы с его творчеством и читали его рассказы. А что вы можете рассказать о его жизни?

- А.П родился в г.Таганроге, в семье купца. Все детство писателя проходило в церковных праздниках. Каждый день будущий писатель пел в церковном хоре. В 1868 г маленький Антоша Чехов поступает в греческую гимназию, где начинает свое обучение. А продолжает его в Московском университете, где Чехов осваивает профессию врача. Но зарплаты медика не хватало, на то, чтобы нормально прожить и А.П начинает подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юмористические рассказы. Так и началась литературная карьера Чехова.  Произведения Чехова подписаны интересными псевдонимами. Это Дяденька, Шампанский. Всего у писателя около пятидесяти комических псевдонимов, но один наиболее известный – Антоша Чехонте. Чехов страстно коллекционировал почтовые марки. Он их всю жизнь собирал. Отклеивал с почтовых конвертов и покупал во всех странах. Забавные фамилии собирал Чехов, а потом в своих рассказах их использовал. Чимша-Гималайский («Человек в футляре», «Крыжовник») или Трахтенбауэр, Проптер, Свинчутка, Розалия Осиповна Аромат, Зевуля и другие. Ребята, а у кого из вас есть домашние животные? Вот и у А.П было две любимых собаки, породы такса. Он дал им очень необычные имена- Бром Исаевич и Хина Марковна. Собак своих он любил. Разговаривал с ними, играл, брал на рыбалку. В память об этом удивительном человеке, в нашем городе, 28 января 2010 г был установлен памятник. А кто знает, как еще в нашем городе увековечили память писателя? В нашем городе есть улица Чехова. Проходя по ней каждый человек, вспоминает о жизни и творчестве А.П, о любимых рассказах и воспоминаниях, связанных с ними.

- А сейчас  мы поговорим о поэте, известном на весь мир. Сейчас мы с вами находимся на улице, названной в его честь. Как вы думаете, кто это?  Верно, это А. С. Пушкин. Сегодня мы находимся на одной из красивейших улиц нашего города, названной в его честь- Пушкинской. Обратите внимание на памятник. Он был установлен в 1959 г. Что мы с вами можем рассказать об авторе? Какие произведение А.С. Пушкина вам особо запомнились и понравились?

- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров. Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие. А.С называют Солнцем русской поэзии. А когда сам Пушкин был ребенком, любовь к поэзии ему прививала его обожаемая няня- Арина Родионовна. Она рассказывала ему множество интересных сказок, которые маленький Саша слушал с большим интересом. Свою любовь к няне, А.С отразил в одном из стихотворений. Стихотворение «Няне». Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось. Когда поэт поступил учиться в Царско-Сельский лицей, он подружился с И.И. Пущиным. Их фамилии были удивительно созвучны, такой же удивительной была и их дружба. Одно из своих стихотворений А.С посветил именно И.И. Оно так и называется «К Пущину».

-На этом, наше с вами знакомство с литературными местами г.Ростова-на-Дону подошло к концу. Было ли вам интересно? Что нового вы узнали? Что запомнили? Что вам понравилось больше всего? Я очень надеюсь, что наша сегодняшняя экскурсия вам очень понравилась и вдохновила вас. На самом деле, в Ростове ещё очень  много литературных  мест, так или иначе связанных с великими писателями. И я советую вам посетить больше таких мест и в полной мере узнать, какой же наш край литературный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия «Ростов литературный» Подготовила: Ильина Анастасия Сергеевна с тудентка группы Н-3

Слайд 2

Цели экскурсии: Познакомить ребят с литературными местами родного города; Расширить и углубить знания учащихся о биографии и творчестве авторов.

Слайд 3

Остановки: Ул. Береговая - М. А. Шолохов, « Нахалёнок » , « Дед Щукарь » , « Григорий и Аксинья » . Ул.Пушкинская/Чехова- А.П Чехов Ул.Пушкинская/Ворошиловский- А.С. Пушкин

Слайд 4

Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984)

Слайд 5

Памятник персонажу донских рассказов писателя Михаила Александровича Шолохова - « Нахалёнок ».

Слайд 6

Памятник литературному герою произведения Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина» - «Дед Щукарь ».

Слайд 7

Памятник литературным героям произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» - «Григорий и Аксинья».

Слайд 8

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Слайд 9

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...