Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс, Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Федина задача»;
  • уметь находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении;
  • уметь анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Развивающие:

  • формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
  • развивать внимание при решении учебных заданий;
  • развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 21.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №116»

Класс: 3-15

Урок: 5

Время: 16:30-17:10               Кабинет: 308

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Бойко Светлана Ивановна

Тема урока: Н. Н. Носов «Федина задача»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.

Задачи урока

Дидактические:

  • знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Федина задача»;
  • уметь находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении;
  • уметь анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Развивающие:

  • формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
  • развивать внимание при решении учебных заданий;
  • развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова) рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

Учитель проводит речевую разминку.

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу,

прочитать скороговорку?

- Молодцы, ребята!

Проверка домашнего задания

- Дома вам нужно было составить рассказ. Кто хочет его зачитать.

Подведение к теме урока

- Расшифруйте имя писателя:

ЙАЛОКИН ЧИВЕАЛОКИН ВОСОН.

-Верно, сегодня мы познакомимся с ещё одним его произведением, которое называется «Федина задача»

Выполняют самостоятельную работу

Читают скороговорку сначала про себя, затем все вместе

- Николай Николаевич Носов.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Формулировка темы и цели урока.

-Сформулируйте тему урока.

-Какую цель поставим перед собой?

-Составим план нашей работы, как вы думаете, какие там будут пункты?

Формулируют тему и цели урока

- Н.Н.Носов «Федина задача».

- Познакомиться с жизнью и творчеством Н.Н.Носова; познакомиться с произведением «Федина задача».

План

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова;

2. Прочитать произведение «Федина задача»;

3. Сделать выводы

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

Чтение рассказа

Биография писателя

- Первый пункт плана – биография писателя. Давайте посмотрим небольшое видео.

- Чем занимался Носов в детстве?

- Почему начал писать?

- Назовите его первый рассказ.

Работа перед прочтением. Словарная работа        

-Когда мы будем читать произведение, вам встретятся незнаковые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

1) Рокочущим басом– низким мужским голосом.

2)Титулярный советник – гражданский чин.

3) Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

4) Борзая – быстрая.

5) Репродуктор - устройство для громкого воспроизведения звука.

- Посмотрите еще раз на название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

Смотрят видео

Отвечают на вопросы

Предположения детей

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

Чтение рассказа

- Сейчас я начну читать рассказ «Федина задача», а вы следите внимательно и будете продолжать.

Остановка 1 (до слов: "и сел за стол ... ").

-Откуда пришёл Федя?

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?

 - А что же сделал, Федя?

- Что можно сказать про Федю?

- А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?

- Поднимите руки.

Остановка 2 (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?").

- Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр

обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить

Читают хорошо читающие учащиеся.

- С катка.

- Может быть сестра, брат.

- Включил радио, решил делать уроки под музыку.

– Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Делает сразу несколько дел. Предполагают.

П: уметь работать с открытым знанием;

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: самостоятельное чтение

Наглядный: проверка по эталону

1.Выполнение самостоятельно задания

2. Организация самопроверки учащимися выполненной работы.

-Посмотрите на слайд. Что вы увидели?

1. Из репродуктора послышались звуки рояля.

2. Дома никого не было.

3. Он отрегулировал репродуктор.

4. Пойду лучше к Юре Сорокину.

5. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

- Верно это план. И он перепутан. Вам нужно восстановить цепь событий в рассказе и записать правильный порядок цифр, обсуждая его с соседом по парте.

– Кто расскажет по данному плану, о чем рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»?

 - Ребята оценим вашего одноклассника по образцу.

 -Какую оценку мы можем ему поставить?

 - Поднимите левую руку, то сделал это задание без ошибок?

- У кого была 1-2 ошибки, поднимите правую руку.

Выполняют задание

- План.

- 2,3,1,5,4.

М: уметь проводить самоанализ;

П: уметь правильно объяснять основную мысль рассказа

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

Повторение изученного материала.

Лексическая работа. Работа в парах.

 -Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? - Сейчас ребята, мы поработаем в парах. Вам необходимо объяснить значение пословиц, представленных на слайде.

1 ряд: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

2 ряд: «Думай дважды — говори раз»

3 ряд: «Сначала подумай, тогда после не будешь жалеть»

- Как вы их понимаете?

 -Можно ли сказать, что пословицы выражают главную мысль произведения, его идею?

 - О чем вы задумались, прочитав рассказ?

- Как правильно нужно выполнять домашнее

задание?

- Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

Работают в парах

- Если делать 2 дела одновременно, не

получится сделать качественно ни одного.

 - Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Прежде, чем ты скажешь что-то, сначала подумай, а еще лучше подумай несколько раз, и только потом высказывай свое мнение, предложение или же вопрос.

- Смысл заключается в том, что человек должен не торопиться в своих суждениях. Скоропалительные выводы и слова, которые сразу готовы слететь с

языка, следует попридержать и сначала

хорошенько подумать, прежде чем их выпалить.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание.

П: знать содержание рассказа.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

Организация предметной рефлексии

- Какова была тема урока?

- Посмотрите на план, мы смогли выполнить его?

Подведение эмоциональной рефлексии

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы довольны своей работой?  Выберете смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

- Урок окончен. Всем спасибо.

Проводят рефлексию своей деятельности.

- Н.Н.Носов «Федина задача»

- Да

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Э. Н. Успенский «Чебурашка».Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и т...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "В.Драгунский "Тайное становится явным"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление детей с жизнью и тво...