Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Ребята и утята" ( УМК "Перспектива". 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyata_i_utyata_19.04.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 19.04.22

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время:   Кабинет:

Студент: Гафарова Лилия Рустамовна 

Группа: 42

Учитель:  Сайдахметова Аниса Мунировна

Методист:

Тема урока М. Пришвин. «Ребята и утята»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята», умений анализировать художественный текст.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Умение выражать своё отношение к прочитанному;
  2. Умение анализировать поступки героев.

Развивающие:

  1. Развить устную речь, словарный запас;
  2. Развить интерес к чтению.

Воспитательные:

  1. Воспитать бережное отношение к личным вещам;
  2. Воспитать умение отвечать за свои поступки;
  3. Воспитать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

К: планирование учебного сотрудничества

Л: выражение эмоционального настроя с помощью жестов.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: словесный

Прием: беседа

-Начнем наш урок с речевой разминки.

-Сначала читаем шепотом, потом в пол голоса, громко и еще громче. Давайте попробуем.

-Молодцы!

-А сейчас читаем по строчкам.

-Первые две- читает первый вариант, вторые две-второй вариант, третьи две-весь первый ряд, четвертые две – второй ряд и пятые две- трети ряд

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Что же шепчут камыши?

Делают речевую разминку.

П: Выявление существенного.

Р: Самоопределение к деятельности.

К.: построение высказываний, ответов.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Метод: словесный

Прием: беседа  

Наглядный: демонстрация

- Ребята, про кого была речевая разминка?

-Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.

БЯРЕТА И ТЯУТА

-Тогда, как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

 -А вы знаете кто написал это произведение?

-Я написала вам фамилию автора, но буквы рассыпались. Определите, фамилия какого автора спрятана здесь.

-Верно, давайте полностью скажем, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Попробуйте составить цель урока

-Совершенно верно!

-Для достижения нашей цели нужно составить план, давайте же попробуем.

-Хорошо, молодцы!

- Про утят

-О ребятах и утятах

-Нет

-Пришвин

-М Пришвин. «Ребята и утята»

-Познакомиться с творчеством М. Пришвина, прочитать произведение «Ребята и утята» и проанализировать его.

1. Познакомимся с творчеством М. Пришвина

2. Прочитать рассказ «Ребята и утята»

3. Проанализируем произведение

4. Сделаем выводы.

Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Метод: словесный, практический

Прием: беседа, выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

-Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина.

М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской области  близ города Ельц. Жилось его семье трудно, так как отец умер очень рано и мать осталась одна с пятью детьми. Пришвин очень любил  и стремился учиться. В Германии закончил университет и начал работать  агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он начал  писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Кто запомнил , в каком городе родился писатель?

-А произведения, которые писал Пришвин?

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Откройте учебник и прочитайте название рассказа. Предположите, о чем рассказ?

-Чтобы узнать, верны ли были наши предположения, сейчас мы послушаем чтение этого рассказа. Приготовьтесь внимательно слушать и следить за рассказом.

Слушают учителя.

-Город Ельц

-«Кладовая солнца», «Охота за бабочкой», «Лесная капель»

-Человек , которой поможет тебе советом или делом, не может пройти мимо беды.

-О утятах и ребятах. О взаимоотношениях человека и животных.

Слушают рассказ.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К.: построение высказываний, ответов.3ц

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: словесный, практический: анализ рассказа

Прием: беседа  

-Какие слова из рассказа вам были непонятны?

-Обратите внимание на слайд и на значение данных слов.

 Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. 

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. 

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы.

- Какие чувства у вас возникли во время слушания?

- Какую ошибку совершили дети?

- Исправили ли они свою ошибку?

- Кто им помог её исправить?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

-Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаем.

Динамическая пауза по видео

-Хорошо, сейчас мы с вами вместе прочитаем это произведение. Все внимательно следите.

Читаем 1 часть. Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения.

- Что значит для утят свобода?

-Читаем 2 часть. - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? - Как в рассказе чаще всего называют уточку?

-Читаем 3 и 4 часть. - Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

- Как Пришвин попрощался с утятами?  Что он сделал при этом? Докажите строчками из текста.

- Как назвал рассказчик ребят?

. -Чирюк-свистунок, паровое поле, кузница, верста, вода спала.

-Неравнодушный , любящий и заботящийся человек о животных

-Любовалась ими.

«Весной это озеро далеко разливалось , и прочное место для гнезда …» Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе.

-« Мать отлетела немного…»

«Радостно снял я шляпу…»

-Глупыши

К: Построение речевых высказываний.

П.: Выявление существенного.

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Метод: практический

Прием: разыгрывают рассказ по ролям

- Сейчас я вам предлагаю разделиться в группы по 3 человека.

 И разыграть рассказ по ролям. Я вам дам не много времени на подготовку. Но прежде чем приступить нам нужно повторить как работать в группе.

- Кто мне скажет как нужно работать?

- Правильно вы все назвали. А теперь приступайте к работе. Распределите роли самостоятельно, можете меняться.  Я  могу любую группу спросить, показать как у них получилось.

- Давайте послушаем вот эту группу. Молодцы

- Кто еще хочет?

- Ребята, у какой группы получилось лучше?

- А что не получилось у них?

- Вы все большие молодцы.

 - нужно слушать друг друга, не перебивать, работать сообща.

Читают по ролям.

П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Метод: частично-поисковый,

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнений

-Дети, кто помнит имя автора этого произведения?

-Поднимайте руку, кто что запомнил о писателе, о котором мы сегодня говорили.

-В чем смысл этого рассказа?  

-Сейчас, попробуем продолжить пословицы, которые у меня на слайде.

1. Умел ошибиться, умей и….

2. Добрый пример лучше старых…

3. Сначала думай – потом…

4. Дитя плачет, а у матери сердце….

-Хорошо, молодцы ребята!

 -М. Пришвин

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

-Исправиться

-Слов

-Делай

-Болит

П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: словесный

Пием: беседа

-Итак, какую тему мы сегодня изучали?  

-Какую цель мы ставили в начале урока?

 

-Добились ли мы данной цели?  

-Отлично, а сейчас ваша задача закончить предложения

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.На этом уроке я похвалил бы себя за…

3.Сегодня я сумел…

Все большие молодцы! Было приятно с вами работать, спасибо за урок!

-М. Пришвин. «Ребята и утята»

-Познакомиться с творчеством М. Пришвина, прочитать рассказ выразительно, проанализировать

-Да

Р: проведение оценки деятельности.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет"...

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Сны», «Ворона»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Гроза днём»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме "Ребята и зверята"

Урок включает работу с текстом произведений из разделов "Рябята и зверята" (Ю.Дмитриев "Медвежата", Г.Снегирёв "Медвежата") и "Бывает  и так" (М.Карем &quo...